Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:14, шпаргалка

Описание работы

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Файлы: 1 файл

Аналдиз подходов к р. р. в педагогики.docx

— 48.11 Кб (Скачать файл)

  В своем  труде Водовозова подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями. Ценными были рекомендации по отбору сказок. Многие сказки она предлагала рассказывать детям в специальной обработке, в сокращенном виде.

  Большое место вопросы развития речи и  обучения родному языку детей  дошкольного возраста заняли в практической и теоретической деятельности Евгении  Ивановны Конрады (1838–1898), Аделаиды Семеновны Симонович (1840–1933), Марии Хрисанфовны Свентицкой (1855–1932). Всех этих ученых объединяло стремление создать систему дошкольного воспитания, учитывающую национальные особенности России. Симонович, Свентицкая были организаторами и руководителями детских садов и способствовали разработке содержания и методики воспитательно-образовательной работы. Большое место в этой работе занимали вопросы речевого развития детей.

  Так, А. С. Симонович составила словарь  детской речи, написала работу «О детском  языке». Особенности речи детей учитывались  ею в организации работы с детьми. С младшими детьми практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими – чтение рассказов, статеек, сопровождавшееся беседами.

  М. X. Свентицкая особое место среди игр и занятий отводила рассказыванию и беседам, разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без картинок. Актуальны сегодня ее рекомендации о проведении так называемых свободных бесед, в которых дети сами ставят вопросы и в непринужденной форме обсуждают их с воспитателем. Что касается художественного слова, то Свентицкая предпочитала живое рассказывание педагога, а чтение доступных детям книг – только для старших групп. Она сама руководила кружком рассказчиков, работавшим при Московской детской библиотеке им. Грибоедова, занималась отбором книг, писала рассказы для детей дошкольного возраста, читала лекции для дошкольных работников по методике рассказывания. Ею опубликованы «Русские народные сказки для маленьких детей» (1912, 1913), «Рассказывание» (1916).

  Методика  развития речи детей дошкольного  возраста как отрасль педагогической науки стала складываться сравнительно недавно – в 20 – 30-е гг. нашего столетия. Ее становление и развитие проходило под влиянием богатых  традиций школьной методики начального обучения русскому языку.

  Оформление  методики развития речи детей дошкольного возраста в самостоятельную науку было обусловлено массовой организацией детских садов и возникновением теории общественного дошкольного воспитания.

  Очень важным считалось изучить ребенка и  определить, что нужно для его  правильного развития. Большой интерес  в 20 – 30-е гг. проявлялся к исследованию детской речи. В работах Я. А. Рыбникова «Словарь русского ребенка» (1926), «Язык ребенка» (1926) и в ряде сборников, изданных под его редакцией («Детская речь», 1927, «Круг представлений современного школьника», 1930, и др.), на основе анализа дневниковых данных, эксперимента, тестирования детей, анализа и обобщения данных зарубежных ученых (Штерн, Мейер, Шлаг, Салисбьюри) характеризуются разные стороны речи детей. Основное внимание в этих работах уделяется установлению: а) запаса словесных реакций в разные возрастные периоды; б) частоты употребления словесных реакций; в) того значения, которое связывает ребенок с той или иной словесной реакцией (См.: Рыбников Н. А. Словарь русского ребенка. - М.; Л, 1926.)

  Хотя развитие речи рассматривается как процесс  подражания взрослым, фактический материал, полученный в результате этих исследований, представляет большой интерес и  в настоящее время.

  Интересны сегодня и методы изучения детской  речи: изучение элементарных представлений, исследование запаса речевых представлений, метод речевых реакций и др.

  Широкую известность получили труды Ефима  Ароновича Аркина (1873–1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.

  Аркин справедливо  подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем  воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую  от педагога для своего правильного  разрешения большого искусства и  опыта» (СНОСКА: Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968 – С. 175). Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач.

  На первых съездах по дошкольному воспитанию, состоявшихся после 1917 г., были выдвинуты  принцип обучения на родном языке, задача создания дошкольного воспитания на родном материнском языке, на материале  творчества родного народа. Этот вопрос имел и политическое значение в многонациональной  России.

  Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдениями окружающей жизни, была признана художественная литература. В связи с этим остро обсуждались  вопросы круга чтения для детей, его тематической и сюжетной направленности. Острая и длительная дискуссия происходила  вокруг вопроса о том, нужна ли пролетарскому ребенку сказка. Большинство  педагогических деятелей выступило  против сказки. Эта позиция была поддержана на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, рассматривавшем  сказку с идеологических позиций  как «тормоз в развитии материалистического  мышления» (доклад Р. Прушицкой).

  Большую роль в защите сказки сыграл М. Горький, выступивший в самый разгар дискуссии. Благодаря его вмешательству, а  также выступлениям прогрессивных  педагогов, таких, как Е. И. Тихеева, с середины 30-х гг. начинается период возрождения сказки.

  Основное  внимание в первые годы советской власти уделялось проблеме содержания и средств речевого развития. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута задача всестороннего воспитания детей в тесной связи с жизнью, с современностью. Развитие умения ориентироваться в окружающем мире тесно связывалось с обогащением содержания речи. В первых программах детского сада обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Особый акцент делался на развитии общественных представлений у детей. Наблюдалась политизация воспитательно-образовательной работы. Это находило отражение в репертуаре книг для чтения и рассказывания, в подборе объектов для наблюдений, картин, в тематике детских бесед и рассказов. Вместе с тем в 20 – 30-е гг. были определены принципы отбора содержания и наиболее эффективные пути развития речи, положенные в основу работы детского сада в последующие годы.

  Большое влияние на решение этих вопросов оказывала Надежда Константиновна Крупская (1869–1936), курировавшая дошкольное воспитание в Наркомпросе. В многочисленных устных выступлениях перед дошкольными работниками, в заметках по поводу создаваемых в эти годы первых программных документов для детских садов она обращала внимание на необходимость обогащения детской речи, воспитания умения слушать. Крупская считала речь основой умственного воспитания. В духе традиций отечественной и европейской педагогики призывала развивать речь посредством живых наблюдений, обращала внимание на опасность перегрузки детей сложными сведениями, необходимость учета конкретности детского мышления. Крупская неоднократно подчеркивала роль книги в развитии детской речи. Язык книги должен быть прост, поскольку в дошкольном возрасте ребенок легко запоминает слова и вводит их в свой лексикон.

  Большое влияние на содержание и методы работы детского сада оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867–1944), известного общественного деятеля  в области дошкольного воспитания.

  Е. И. Тихеева  активно участвовала в разработке методической теории и практики на основе творческого использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и за рубежом, собственного педагогического опыта. Уже в первые годы своей педагогической деятельности под влиянием идей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого Тихеева обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. Разделяя взгляды Ушинского и Толстого, она считала родной язык наставником и великим педагогом. Воспитание должно проходить на фоне родного языка. Это определило круг интересов Тихеевой. Основное место в ее педагогической деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

  Первые  публикации Тихеевой касались детского чтения, роли родного языка, методики обучения грамоте детей в школе, ас 1913 г. стали выходить статьи и  книги по вопросам речевого развития дошкольников: «Родная речь и пути к ее развитию», «Несколько слов о  развитии речи детей», «Культура речи»  и др., в которых она обсуждает  роль родного языка в воспитании, вопросы создания условий для  речевого развития, соответствия речи взрослых пониманию ребенка и  др.

  Много лет  Е. И. Тихеева преподавала курс методики развития речи детей в Педагогическом институте дошкольного образования (позднее Педагогический институт им. А. И. Герцена) и одновременно руководила базовым детским садом (Современный  петроградский детский сад, или Детский сад по методу Е. И. Тихеевой), где создавала и проверяла вместе с коллективом педагогов систему работы по развитию речи детей. Результаты этой работы нашли отражение в книге «Развитие речи дошкольника» (1937).

  Развитие  речи, обучение родному языку Тихеева  рассматривала в связи с развитием  личности ребенка. «Способность членораздельной  речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая  из сторон развития личности содействует  развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.

  Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы  составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с  умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи  с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается  на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.

  Е. И. Тихеева  определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в  детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.

  Е. И. Тихеева  показала пути решения этих задач. Много  внимания уделяла она обогащению содержания речи. В ее трудах представлена стройная система работы над словом. Знакомство детей с миром природы, социальной жизнью должно, по ее мнению, служить настолько же увеличению и систематизированию их знаний, насколько развитию и обогащению их языка (См. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М., 1981.)

  Е. И. Тихеева  поставила и в некоторой степени  разрешила вопрос о программе  наблюдений, куда включила разделы  по ознакомлению с предметным миром, с природой, с явлениями общественной жизни, с трудом людей в природе, на строительстве, транспорте, по бытовому обслуживанию. Закреплять представления, приобретенные путем наблюдений, должна работа с иллюстративным материалом, с картинами и игрушками.

  Раскрывая пути развития речи маленьких детей, Тихеева особое место отводила экскурсиям и осмотрам. Ее указания об организации  и правилах проведения экскурсий  и осмотров нашли широкое применение в практике. Не утратили своей значимости также многие занятия с использованием игрушек, натуральных предметов, картин, разработанные ею для детей разного  возраста, а также словарные упражнения для детей 5 – 7 лет.

  Запас детских  представлений и словарь в  системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала (по «живому слову»), в словарных упражнениях.

  Наиболее  полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.

  Большой вклад Тихеева внесла в становление  методики как учебной дисциплины. Разработанная ею система речевого развития детей нашла отражение  в программе курса «Развитие  речи в дошкольном возрасте» для  студентов. Большое внимание в программе  уделяется теоретическому обоснованию  проблем развития речи, анализу методической теории и практики.

  Взгляды Е. И. Тихеевой на развитие речи, ее методические рекомендации прошли проверку практикой  и широко используются в отечественной  системе дошкольного воспитания. Работы Е. И. Тихеевой определили основные пути исследования проблемы развития речи в последующие годы.

  Значительное  влияние на развитие методики оказала  доктор педагогических наук, член-корреспондент  АПН РСФСР, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГИ им В. И. Ленина Евгения Александровна Флерина (1889–1952). Ее научные интересы связаны с двумя областями дошкольного воспитания – развитием детского изобразительного творчества и развитием речи.

Информация о работе Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике