Восемь возрастов человека по Э.Эриксону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование представления о восьми возрастах человека по Э.Эриксону.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
Рассмотреть восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
Проанализировать все восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
Раскрыть особенности восьми возрастов человека по Э.Эриксону.







ВВЕДЕНИЕ
Теорию Эрика Эриксона о делении нашего жизненного цикла на восемь стадий, называют одним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообще в психологию. В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни, что в свою очередь и является актуальностью.
Каждая человеческая жизнь уникальна и, вместе с тем, существуют некие универсальные этапы, ступени и кризисы, проживание которых неизбежно для каждого человека. Одним из базовых психологических знаний является понимание психосоциальных стадий развития личности. Наиболее признанной теорией о «возрастах человеческой жизни» стала концепция американского психолога Эрика Эрикосона.
В вузах мира на факультетах психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Внимание, которое Эриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство, как на период необратимого формирования личности. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как подчеркивается в ряде публикаций, работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического времени, в котором личность живет. С помощью этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников - взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Целью данной работы является формирование представления о восьми возрастах человека по Э.Эриксону.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Рассмотреть восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
2. Проанализировать все восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
3. Раскрыть особенности восьми возрастов человека по Э.Эриксону.








1.МЛАДЕНЧЕСТВО: БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ/БАЗАЛЬНОЕ НЕДОВЕРИЕ
Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.
Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.
Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.
Таким образом, надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».

2.РАННЕЕ ДЕТСТВО: АВТОНОМИЯ/СТЫД И СОМНЕНИЕ
Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие………………….5
2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение………………………………6
3. Возраст игры: инициативность / вина………………………………………..7
4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность……………………….8
5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение…………………………...9
6. Молодость: достижение близости / изоляция………………………………11
7. Зрелость: продуктивность / инертность…………………………………….12
8. Старость: целостность эго/ отчаяние………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...17

Файлы: 1 файл

КР Методика воспитательной работы.docx

— 51.38 Кб (Скачать файл)

        Причиной  этого может быть и чрезмерная  идентификация с популярными  героями (кинозвездами, суператлетами,  рок-музыкантами) или представителями  контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

        Таким образом, положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.МОЛОДОСТЬ: ДОСТИЖЕНИЕ  БЛИЗОСТИ/ИЗОЛЯЦИЯ

Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности

до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

       Эриксон  использует термин интимность (достижение  близости) как многоплановый, но  главное при этом — поддержание  взаимности в отношениях, слияние  с идентичностью другого человека  без опасения потерять самого  себя. Именно этот аспект интимности  Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

       Главная  опасность на этой психосоциальной  стадии заключается в излишней  поглощенности собой или в  избегании межличностных отношений.  Неспособность устанавливать спокойные  и доверительные личные отношения  ведет к чувству одиночества,  социального вакуума и изоляции5.

        Таким образом,  положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

 

 

7.ЗРЕЛОСТЬ: ПРОДУКТИВНОСТЬ/ИНЕРТНОСТЬ

 Зрелость : продуктивность / инертност . Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков6.

     Если у взрослых  людей способность к продуктивной  деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью,  то проявляется положительное  качество данной стадии — забота.

     Таким образом, те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

 

 

 

 

 

 

 

8.СТАРОСТЬ: ЦЕЛОСТНОСТЬЭГО/ОТЧАЯНИЕ

 Старость: целостность эго/ отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

     По убеждению  Эриксона, для этой последней  фазы жизни характерен не столько  новый психосоциальный кризис, сколько  суммирование, интеграция и оценка  всех прошлых стадий развития  Эго: «Только у того, кто каким-то  образом заботился о делах  и людях, кто переживал триумфы  и поражения в жизни, кто  был вдохновителем для других  и выдвигал идеи — только  у того могут постепенно созревать  плоды семи предшествовавших  стадий. Я не знаю лучшего определения  для этого, чем эго-интеграция (целостность)»

     Чувство интеграции  Эго основывается на способности  человека оглядеть всю свою  прошлую жизнь (включая брак, детей  и внуков, карьеру, достижения, социальные  отношения) и смиренно, но твердо  сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость  смерти больше не страшит, поскольку  такие люди видят продолжение  себя или в потомках, или в  творческих достижениях. Эриксон  полагает, что только в старости  приходит настоящая зрелость  и полезное чувство «мудрости  прожитых лет». Но в то же  время он отмечает: «Мудрость  старости отдает себе отчет  в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении  жизни в одном историческом  периоде. Мудрость —«это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти»

     Таким образом, на противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я.

 Недостаток или отсутствие  интеграции проявляется у этих  людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости  и озабоченности тем, что «может  случиться7». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к  своей жизни как к череде нереализованных  возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком  поздно начинать все сначала или  искать какие-то новые пути, чтобы  ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется  у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости  и озабоченности тем, что «может случиться».

Эриксон выделяет два преобладающих  типа настроения у раздраженных и  негодующих пожилых людей: сожаление  о том, что Жизнь нельзя прожить  заново, и отрицание собственных  недостатков и дефектов путем  проецирования их на внешний мир.

В книге «Жизненная вовлеченность  в старости» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей  в возрасте старше семидесяти лет.

Эриксон прослеживал истории  их жизни, анализировал, как они справлялись  с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать  в таких видах деятельности, как  воспитание внуков, политика, оздоровительные  физкультурные программы, если они  хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и  психических способностей. Коротко  говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например, работам Д. Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

    • Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: Учеб.пособие / Под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 288 с.
    • Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие / Под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.
    • Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 240 с.
    • Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 288 с.
    • Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Е.П. Белозерцева, А.Д. Гонеева, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 368 с.
    • Полякова М. В. Концепты теории воспитания : практико-ориентированная монография. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2010. 171 с.
    • Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.
    • Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 224 с.
    • Современные образовательные технологии: Учеб. пособие /кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

 

1 Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 240 с.

2 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.

3 Современные образовательные технологии: Учеб. пособие /кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

4 Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход: Учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 240 с.

5 Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.

6 Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие / Под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 336 с.

7 Современные образовательные технологии: Учеб. пособие /кол. авторов; под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

 


Информация о работе Восемь возрастов человека по Э.Эриксону