Восемь возрастов человека по Э.Эриксону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование представления о восьми возрастах человека по Э.Эриксону.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
Рассмотреть восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
Проанализировать все восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
Раскрыть особенности восьми возрастов человека по Э.Эриксону.







ВВЕДЕНИЕ
Теорию Эрика Эриксона о делении нашего жизненного цикла на восемь стадий, называют одним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообще в психологию. В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни, что в свою очередь и является актуальностью.
Каждая человеческая жизнь уникальна и, вместе с тем, существуют некие универсальные этапы, ступени и кризисы, проживание которых неизбежно для каждого человека. Одним из базовых психологических знаний является понимание психосоциальных стадий развития личности. Наиболее признанной теорией о «возрастах человеческой жизни» стала концепция американского психолога Эрика Эрикосона.
В вузах мира на факультетах психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Внимание, которое Эриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство, как на период необратимого формирования личности. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как подчеркивается в ряде публикаций, работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического времени, в котором личность живет. С помощью этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников - взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Целью данной работы является формирование представления о восьми возрастах человека по Э.Эриксону.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Рассмотреть восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
2. Проанализировать все восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
3. Раскрыть особенности восьми возрастов человека по Э.Эриксону.








1.МЛАДЕНЧЕСТВО: БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ/БАЗАЛЬНОЕ НЕДОВЕРИЕ
Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.
Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.
Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.
Таким образом, надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».

2.РАННЕЕ ДЕТСТВО: АВТОНОМИЯ/СТЫД И СОМНЕНИЕ
Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие………………….5
2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение………………………………6
3. Возраст игры: инициативность / вина………………………………………..7
4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность……………………….8
5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение…………………………...9
6. Молодость: достижение близости / изоляция………………………………11
7. Зрелость: продуктивность / инертность…………………………………….12
8. Старость: целостность эго/ отчаяние………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...17

Файлы: 1 файл

КР Методика воспитательной работы.docx

— 51.38 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и  права

Кафедра профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Методика  воспитательной работы».

Тема: «Восемь возрастов человека по Э.Эриксону».

Вариант №8

Зачетная книжка № 1107788

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила студентка

                                                                              Группы Тц-211 С ПВД

                                                                              Завьялова Е.А.

                                                                              Проверил преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие………………….5

2. Раннее детство: автономия  / стыд и сомнение………………………………6

3. Возраст игры: инициативность / вина………………………………………..7

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность……………………….8

5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение…………………………...9

6. Молодость: достижение близости / изоляция………………………………11

7. Зрелость: продуктивность / инертность…………………………………….12

8. Старость: целостность эго/ отчаяние………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теорию Эрика Эриксона о делении нашего жизненного цикла  на восемь стадий, называют одним из крупнейших вкладов в психоанализ  и вообще в психологию. В отличие  от Фрейда, Эриксон полагает, что  характер человека хотя и формируется  в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно  изменяться и дальше на каждом этапе  жизни, что в свою очередь и является актуальностью.

Каждая человеческая жизнь  уникальна и, вместе с тем, существуют некие универсальные этапы, ступени  и кризисы, проживание которых неизбежно  для каждого человека. Одним из базовых психологических знаний является понимание психосоциальных  стадий развития личности. Наиболее признанной теорией о «возрастах человеческой жизни» стала концепция американского  психолога Эрика Эрикосона.

В вузах мира на факультетах  психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием  человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Внимание, которое Эриксон уделял проблемам  юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство, как на период необратимого формирования личности. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как подчеркивается в ряде публикаций, работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического времени, в котором личность живет. С помощью этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников - взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Целью данной работы является формирование представления о восьми возрастах человека по Э.Эриксону.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд  задач:

    1. Рассмотреть восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
    2. Проанализировать все восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
    3. Раскрыть особенности восьми возрастов человека по Э.Эриксону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.МЛАДЕНЧЕСТВО: БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ/БАЗАЛЬНОЕ НЕДОВЕРИЕ

 Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

       Младенец  со сложившимся чувством базового  доверия воспринимает свое окружение  как надежное и предсказуемое;  он может переносить отсутствие  матери без чрезмерного страдания  и тревоги по поводу «отделения»  от нее. Чувство недоверия,  страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может  усилиться тогда, когда ребенок  перестает быть для матери  центром ее жизни, когда она  возвращается к тем занятиям, которые оставила на время  (возобновляет прерванную карьеру  или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или  подозрительности в разных культурах  не совпадают, но универсален  сам принцип: человек доверяет  социуму, исходя из меры доверия к матери.

      Эриксон  показывает огромное значение  механизма ритуализации уже в  младенчестве. Главный из ритуалов  — взаимное узнавание, который  сохраняется всю последующую  жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

 Таким образом, надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».

 

 

      2.РАННЕЕ ДЕТСТВО: АВТОНОМИЯ/СТЫД И СОМНЕНИЕ

 Раннее детство: автономия  / стыд и сомнение. Этот период  продолжается от одного до  трех лет и соответствует анальной  стадии, по Фрейду. Биологическое  созревание создает основу для  появления новых возможностей  самостоятельного действия ребенка  в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться,  одеваться, есть). С точки зрения  Эриксона, столкновение ребенка  с требованиями и нормами общества  происходит далеко не только  при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять  возможности самостоятельного действия  и реализации самоконтроля у  детей. Идентичность ребенка на  этой стадии может быть обозначена  формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу1».

        Разумная  дозволенность способствует становлению  автономии ребенка. В случае  постоянной чрезмерной опеки  или же, напротив, когда родители  ожидают от ребенка слишком  многого, того, что лежит за  пределами его возможностей, у  него возникает переживание стыда,  сомнение и неуверенность в  себе, приниженность, слабоволие.

       Таким  образом, при удачном разрешении  конфликта Эго включает в себя  волю, самоконтроль, а при негативном  исходе — слабоволие. Важным механизмом  на этом этапе является критическая  ритуализация, опирающаяся на конкретные  примеры добра и зла, хорошего  и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

 

 

 

 

 

 

3. ВОЗРАСТ ИГРЫ: ИНИЦИАТИВНОСТЬ/ВИНА

       Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

      Складывается  драматическая (игровая) составляющая  ритуала, с помощью которой  ребенок воссоздает, исправляет  и научается предвосхищать события.  Инициативность связана с качествами  активности, предприимчивости и  стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного  движения и действия. На этой  стадии ребенок легко идентифицирует  себя со значимыми людьми (не  только с родителями), с готовностью  поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате  принятия социальных запретов  формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения2.

       Таким образом, родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем малоспособны к продуктивному труду.

  

4. ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ТРУДОЛЮБИЕ/НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ

 Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

        Термин  «трудолюбие», «вкус к работе»  отражает основную тему данного  периода, дети в это время  поглощены тем, что стремятся  узнать, что из чего получается  и как оно действует. Эго-идентичность  ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился»3.

         Таким образом, обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

       5.ЮНОСТЬ: ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ/РОЛЕВЫЕ СМЕШАНИЯ

 Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки

оценивают мир и отношение  к нему. Они размышляют, могут  придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство.

      Осуществляется  стихийный поиск новых ответов  на важные вопросы: «Кто я?  », «Куда я иду? », «Кем  я хочу стать? ». Задача подростка  состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому

времени знания о самих  себе (какие они сыновья или  дочери, студенты, спортсмены, музыканты  и т.д.) и создать единый образ  себя (эго-идентичность), включающий осознание, как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

        Ритуализация  становится импровизационной. Кроме  того, в ней вычленяется идеологический  аспект. Согласно Эриксону, идеология  — это неосознанный набор ценностей  и посылок, отражающий религиозное,  научное и политическое мышление  той или иной культуры. Идеология  предоставляет молодым людям  упрощенные, но четкие ответы  на главные вопросы, связанные  с конфликтом идентичности. Резкие  социальные, политические и технологические  изменения, неудовлетворенность  общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения4. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Информация о работе Восемь возрастов человека по Э.Эриксону