Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:26, контрольная работа
Целью данной работы является формирование представления о восьми возрастах человека по Э.Эриксону.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
Рассмотреть восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
Проанализировать все восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
Раскрыть особенности восьми возрастов человека по Э.Эриксону.
ВВЕДЕНИЕ
Теорию Эрика Эриксона о делении нашего жизненного цикла на восемь стадий, называют одним из крупнейших вкладов в психоанализ и вообще в психологию. В отличие от Фрейда, Эриксон полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а сохраняет способность значительно изменяться и дальше на каждом этапе жизни, что в свою очередь и является актуальностью.
Каждая человеческая жизнь уникальна и, вместе с тем, существуют некие универсальные этапы, ступени и кризисы, проживание которых неизбежно для каждого человека. Одним из базовых психологических знаний является понимание психосоциальных стадий развития личности. Наиболее признанной теорией о «возрастах человеческой жизни» стала концепция американского психолога Эрика Эрикосона.
В вузах мира на факультетах психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Внимание, которое Эриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство, как на период необратимого формирования личности. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как подчеркивается в ряде публикаций, работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического времени, в котором личность живет. С помощью этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников - взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Целью данной работы является формирование представления о восьми возрастах человека по Э.Эриксону.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1. Рассмотреть восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
2. Проанализировать все восемь возрастов человека по Э.Эриксону;
3. Раскрыть особенности восьми возрастов человека по Э.Эриксону.
1.МЛАДЕНЧЕСТВО: БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ/БАЗАЛЬНОЕ НЕДОВЕРИЕ
Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.
Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.
Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.
Таким образом, надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».
2.РАННЕЕ ДЕТСТВО: АВТОНОМИЯ/СТЫД И СОМНЕНИЕ
Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие………………….5
2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение………………………………6
3. Возраст игры: инициативность / вина………………………………………..7
4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность……………………….8
5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение…………………………...9
6. Молодость: достижение близости / изоляция………………………………11
7. Зрелость: продуктивность / инертность…………………………………….12
8. Старость: целостность эго/ отчаяние………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...17
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт социологии и права
Кафедра профессиональной педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Методика воспитательной работы».
Тема: «Восемь возрастов человека по Э.Эриксону».
Вариант №8
Зачетная книжка № 1107788
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие………………….5
2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение………………………………6
3. Возраст игры: инициативность / вина………………………………………..7
4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность……………………….8
5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение…………………………...9
6. Молодость: достижение близости / изоляция………………………………11
7. Зрелость: продуктивность / инертность…………………………………….12
8. Старость: целостность эго/ отчаяние………………………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Теорию Эрика Эриксона
о делении нашего жизненного цикла
на восемь стадий, называют одним из
крупнейших вкладов в психоанализ
и вообще в психологию. В отличие
от Фрейда, Эриксон полагает, что
характер человека хотя и формируется
в детстве, но не раз и навсегда,
а сохраняет способность
Каждая человеческая жизнь уникальна и, вместе с тем, существуют некие универсальные этапы, ступени и кризисы, проживание которых неизбежно для каждого человека. Одним из базовых психологических знаний является понимание психосоциальных стадий развития личности. Наиболее признанной теорией о «возрастах человеческой жизни» стала концепция американского психолога Эрика Эрикосона.
В вузах мира на факультетах психологии и психиатрии используются книги Эриксона, и почти каждый учебник, имеющий дело с развитием человека, воспитанием и патронажем, описывает восемь стадий жизненного цикла человека, встречающегося на каждой стадии все с новыми и новыми проблемами и конфликтами. Внимание, которое Эриксон уделял проблемам юности и зрелости, помогло избавиться от одностороннего взгляда на детство, как на период необратимого формирования личности. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как подчеркивается в ряде публикаций, работы Э. Эриксона знаменуют собой начало нового пути исследования психики - психоисторического метода, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического времени, в котором личность живет. С помощью этого метода Э. Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников - взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания, как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Э. Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Целью данной работы является формирование представления о восьми возрастах человека по Э.Эриксону.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1.МЛАДЕНЧЕСТВО: БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ/БАЗАЛЬНОЕ НЕДОВЕРИЕ
Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.
Младенец
со сложившимся чувством
Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.
Таким образом, надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».
2.РАННЕЕ ДЕТСТВО: АВТОНОМИЯ/СТЫД И СОМНЕНИЕ
Раннее детство: автономия
/ стыд и сомнение. Этот период
продолжается от одного до
трех лет и соответствует
Разумная
дозволенность способствует
Таким
образом, при удачном
3. ВОЗРАСТ ИГРЫ: ИНИЦИАТИВНОСТЬ/ВИНА
Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».
Складывается
драматическая (игровая)
Таким образом, родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем малоспособны к продуктивному труду.
4. ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ТРУДОЛЮБИЕ/
Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).
Термин
«трудолюбие», «вкус к работе»
отражает основную тему
Таким образом, обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
5.ЮНОСТЬ: ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ/РОЛЕВЫЕ СМЕШАНИЯ
Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки
оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство.
Осуществляется
стихийный поиск новых ответов
на важные вопросы: «Кто я?
», «Куда я иду? », «Кем
я хочу стать? ». Задача
времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание, как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Ритуализация
становится импровизационной. Кроме
того, в ней вычленяется