Воспитание целостного отношения к труду у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – воспитание целостного отношения к труду у младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть цель и задачи трудового воспитания.
Изучить содержание, формы и методы трудового воспитания младших школьников.
Составить и проанализировать программу воспитания и социализации младших школьников и программу внеурочной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Трудовое воспитание………………………………………………….5
Цель и задачи трудового воспитания
Содержание трудового воспитания младших школьников
Методы трудового воспитания в начальных классах……………..11
Программа воспитания и социализации младших школьников…14
Ценностные установки воспитания и социализации
младших школьников
Основные направления воспитания и социализации
учащихся начальной школы
Программа внеурочной деятельности……………………………..22
Заключение………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………….38

Файлы: 1 файл

труд курс..doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Харламов И.Ф. дает новые  формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются:

♦ создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;

♦ накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;

♦ эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями8.

Таким образом, в посильной  трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности  нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

 

    1. Методы трудового воспитания

в начальных классах

 

Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих  закономерностей познания человеком  окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.

В процессе трудового  воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины: ▲ методы формирования сознания личности; ▲ методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; ▲ методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно  организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса – формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения9.

В учебных пособиях прежних  лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников, сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании  следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

Каждый из методов  имеет свою специфику и область  применения. Несмотря на кажущуюся  простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Воспитание должно формировать  требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного  поведения рассматриваются как  сердцевина воспитательного процесса.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и  приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом  труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения10.

Для формирования добросовестного  отношения к труду большое  значение имеет стимулирование учащихся.

Значительную роль в  формировании положительного отношения  учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться  на общую пользу.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно – в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности11.

 

    1. Программа воспитания и социализации младших школьников

 

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка.

Социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач. Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Содержание разных видов учебной, социальной, культурной, семейной, религиозной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. Ценности в педагогическом процессе последовательно раскрываются в этом содержании.

Младший школьник испытывает доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Воспитание и социализация требуют внимательного отношения к каждому ученику. Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал.

Воспитание и социализация должны преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее.

 

3.1. Ценностные  установки воспитания и социализации  младших школьников

Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России. Каждое направление воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.

Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению:

■ патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

■ социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

■ гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

■ семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

■ труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

■ наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

■ традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

■ искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

■ природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

■ человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

 

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы

Каждое направление воспитания и социализации младших школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо понимать различие между воспитательными результатами и эффектами. Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

Информация о работе Воспитание целостного отношения к труду у младших школьников