Воспитание физических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих ребенку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность ребенка, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
Организация условий физического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………… 5
Сохранение здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания……………………………………………………… 7
Условия нормального развития и
укрепления здоровья детей…………………………………………………… 9
Режим дня ребенка…………………………………………………… 9
Питание……………………………………………………………… 10
Воспитание культурно-гигиенических навыков………………….. 11
Закаливание………………………………………………………….. 12
Физическое воспитание дошкольника………………………………….. 13
Утренняя гимнастика……………………………………………….. 13
Обучение основным движениям…………………………………… 17
Ходьба…………………………………………………………... 18
Бег……………………………………………………………….. 19
Равновесие……………………………………………………… 20
Лазание и ползание…………………………………………….. 21
Прыжки…………………………………………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список использованной литературы…………………………………………... 24

Файлы: 1 файл

воспитание физических качествdocx.docx

— 46.15 Кб (Скачать файл)

3.2. Питание

Пища — основной источник выработки  всех видов энергии в организме, необходимый материал для роста  и развития его органов и систем. Учтем еще, что процессы обмена веществ  протекают у детей значительно  интенсивнее, чем у взрослых. Дети больше двигаются и гуляют, что  также вызывает значительные энергетические затраты.

В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые  входят в состав тканей человеческого  организма: белки, жиры, углеводы, минеральные  соли, витамины, вода.

Одно из основных требований рационального  питания заключается в том, что  калорийность пищи, употребляемой ребенком ежедневно, не должна быть меньше суточной затраты энергии организмом. Детям  трех—пяти лет ежедневно необходимо 1800 калорий, пяти—семи — 2500 калорий.

Дошкольников кормят четыре раза в день, с перерывом в 3,5-4 часа. За это время желудок заканчивает переработку пищи и освобождается от нее, пищеварительные железы начинают вырабатывать соки, у ребенка появляется аппетит. Суточная норма питания в процентном соотношении распределяется так: завтрак—калорийность около 20-25% суточной нормы, обед — 35-40%, полдник —10-15%, ужин — 20-25 %.

Если ребенок не получает необходимого количества пищи, организм его истощается, у него развивается малокровие. Недостаток некоторых химических компонентов в пище может быть причиной различных заболеваний. Следует также помнить и то, что чрезмерное переедание перегружает желудочно-кишечный тракт, нарушает обменные процессы организма и приводит к ожирению. Ошибаются те взрослые, которые считают, что полнота ребенка — главный признак здоровья. Переедание порой приносит непоправимый вред: ребенок набирает избыточный вес, становится малоподвижным.

Следует помнить, что важными факторами, способствующими повышению аппетита, являются достаточное пребывание ребенка  на свежем воздухе и активная двигательная деятельность.

3.3. Воспитание культурно-гигиенических навыков

В дошкольном возрасте следует воспитать  у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое  значение этому следует уделять  не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую  часть дня. В эти годы дети могут  освоить все основные культурно-гигиенические  навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Ребенка нужно научить содержать  в чистоте свое тело, помещение  и вещи, которыми он пользуется в  повседневной жизни. Он должен уметь  самостоятельно умываться, чистить  зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются  на всю жизнь.

При воспитании культурно-гигиенических  навыков большое значение имеет  пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и  для малыша это становится законом.

После утренней гимнастики ребенку  полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под  струями воды. Необходимо, чтобы  после приема душа или умывания ребенок  вытерся насухо.

Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюдать  летом.

Определенное внимание следует  уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических  навыков, связанных с едой. Напоминайте  ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

Необходимо добиваться того, чтобы  дошкольники выполняли все гигиенические  нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или  от его результатов. В доступной  форме следует разъяснять детям  значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

3.4. Закаливание

Основное средство предупреждения простудных заболеваний детей-дошкольников — естественные оздоровительные  факторы. Целесообразное использование  воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные  реакции к изменяющимся внешним  условиям, т. е. закалить его организм. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они  имеют хороший аппетит, более  активны, уравновешены и жизнерадостны.

Закаливание для дошкольников целесообразно  начинать летом, когда температура  воздуха выше, чем в другие периоды  года и ее колебания не бывают резкими, а затем систематически проводить  его в течение года. Однако средства и методы закаливания должны быть для разных детей разными. Одного ребенка сразу же приучают к сравнительно низким температурам, для других переход  от теплого до прохладного должен быть постепенным, почти незаметным.

Закаливание воздухом. Воздух — наиболее доступное средство закаливания для дошкольников разного возраста. Использование воздуха в целях укрепления здоровья детей начинается с проветривания помещения, где они находятся.

Можно организовать послеобеденный сон  на свежем воздухе, если для этого  есть соответствующие условия (веранда  или широкий балкон).

В любое время года ребенку полезны  воздушные ванны. При проведении таких процедур ребенок в течение  определенного времени остается полностью или частично обнаженным. Воздушные ванны подразделяют на горячие (температура свыше +30°С), теплые ( + 24°... + 30 °С), индифферентные ( + 20°...+ 24°С), прохладные ( +15°...+ 20 °С) и холодные ( + 6°... + 15 °С). Осенью и зимой воздушные  ванны принимают в хорошо проветренной комнате, во время утренней гимнастики сначала в майке и трусах, а  по мере закаливания — только в  трусах и босиком. Продолжительность  первых воздушных ванн пять минут. Постепенно это время увеличивают, а температуру  воздуха снижают.

Принимая воздушные ванны, ребенок  должен двигаться: выполнять гимнастические упражнения, играть в подвижные игры. Движения способствуют активизации  деятельности сердечно-сосудистой и  дыхательной систем, дают наилучший  оздоровительный эффект [5].

4. Физическое воспитание дошкольника

4.1. Утренняя гимнастика

В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные  организационные формы физической культуры.

Каждый день ребенок должен делать утреннюю гимнастику. Специально подобранные упражнения благотворно влияют на все физиологические процессы организма.

Утренняя гимнастика является хорошим  средством в профилактике нарушений  осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих  упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.

Для детей подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развитии больших мышечных групп.

Используются упражнения неимитационные и имитационные (образные), в которых  дети как бы повторяют движения животных, птиц, машин. Они интересны дошкольникам и вызывают у них эмоциональный  подъем.

Утреннюю гимнастику следует разнообразить  упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это  помогает правильно и целенаправленно  выполнять движения, повышает интерес  к гимнастике.

Комплексы утренней гимнастики для  детей трех — пяти лет состоят из 46 упражнений, для детей шести-семи лет — из 6-8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4-6 раз (прыжки — 8-12 раз), а старшие — 8-10 раз (прыжки 18-24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища),— 6 раз.

Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом — при открытых окнах или на балконе, на улице.

Утреннюю гимнастику начинают с  кратковременной энергичной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок  держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождать счетом — «раз, два, три, четыре» или ударами в бубен (барабан). Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.

Во время ходьбы и бега взрослый становится впереди и выполняет  все движения вместе с малышом. Каждое упражнение объясняет четко и  выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых.

Во время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к ребенку, направление  его движений определяет направление  движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо.

Дошкольникам трех-четырех лет  не рекомендуется часто давать стойку ноги врозь, так как это отрицательно сказывается на формировании свода  стопы (может привести к ее уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными  ступнями (на ширине 4—5 см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.

Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют  упражнения, которые требуют от ребенка  меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины), затем с большей нагрузкой (для  укрепления мышц ног и туловища —  сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для  укрепления мышц туловища и последними — для мышц ног (приседания или  прыжки).

Заканчивают гимнастику кратковременным  бегом в среднем темпе, который  сменяется медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх  и медленно опустить их вниз). Эти  упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в  спокойное состояние.

Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности  реберных дуг, укреплению межреберных  мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении  и создают необходимые предпосылки  для правильной осанки.

Комплексы утренней гимнастики меняют через две недели, однако этот срок может колебаться в зависимости  от их усвоения и интереса детей. Если ребенок выполняет упражнение четко  и интерес к нему уменьшается, его заменяют более сложным.

При повторении упражнения можно вносить  некоторые изменения: усложнять  выполнение или изменять исходные положения  туловища, рук и ног. Например, наклоны  туловища вперед дети трех-четырех  лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие — носков ног.

При проведении гимнастических упражнений следует учитывать физиологические  особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность  в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам — более резких и четких.

Утреннюю гимнастику желательно выполнять  под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому  и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.

Если ребенок перенес какое-нибудь респираторное, инфекционное заболевание, ему временно могут быть противопоказаны  физические упражнения. В этом случае следует проконсультироваться у  врача в отношении возможности  выполнения ребенком комплекса утренней гимнастики.

 

 

4.2. Обучение основным движениям

Развитие основных видов движений старших дошкольников имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с увеличением диапазона  двигательных навыков и умений, развитием  физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т. д.) появляется возможность  более успешного овладения как  упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники  движений.

Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное  влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат.

Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой  двигательный опыт, поэтому показ  движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного  опыта слово играет все большую  роль. Для детей шести-семи лет  ведущее место занимают объяснения и указания.

В возрасте 5—6 лет у детей имеется  определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность  с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности.

Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том  случае, если периодически упражняется  в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного  результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся  результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные  замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).

Упражнения в основных движениях  подбираются с учетом анатомо-физиологических  особенностей детей двух — семи лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия н задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д.

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного  аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может  привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода  стопы ребенка.

Информация о работе Воспитание физических качеств