Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:47, контрольная работа
Специальная дошкольная педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерность, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии. Основной целью дошкольного воспитания является создание условий для макального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования. Выбор методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуацией развития и выбором стратегии воздействия.
В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями».
Введение.
1. Категория детей с нарушениями слуха.
2.Причины нарушений слуха.
3.Характеристика методов обследования слуха детей.
4.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
слуха.
5.Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
с нарушениями слуха.
П Л А Н
Введение.
1. Категория детей с нарушениями слуха.
2.Причины нарушений слуха.
3.Характеристика методов обследования слуха детей.
4.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
слуха.
5.Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха.
Введение:
Специальная дошкольная педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерность, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии. Основной целью дошкольного воспитания является создание условий для макального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования. Выбор методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуацией развития и выбором стратегии воздействия.
В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями».
Дети с особыми
образовательными
1. Категория детей с нарушениями слуха.
Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Часто эти нарушения носят временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и т.д.).
Другую группу нарушений
слуха составляют так
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие
– стойкое (т.е. необратимое, так как слух восстановить нельзя),
– двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми, у которых снижен слух, но на него основе возможно самостоятельное развитие речи.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при котором разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Для таких детей невозможно самостоятельное овладение словесной речью
Внутри каждой из этих групп возможно различное понижение слуха.
Глухие и слабослышащие различаются по способу восприятия речи.
Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения.
Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.
По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы:
Ранооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух на первом-втором году жизни или родились неслышащими.
Отдельную группу в отношении формирования речи и её восприятия составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью, у них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, но все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление.
По состоянию словесной речи среди детей с нарушенным слухом можно выделить:
Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся:
степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсорная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха;
временем, в котором произошло понижение слуха;
уровнем речевого развития;
наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
2. Причины нарушений слуха.
Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсичные поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д.
По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушение слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховой нерв.
Значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха.
Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и не воспалительных заболеваний носа, носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и т.д.) и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевной трубы.
Нарушение слуха могут вызываться заболеваниями детей как менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Также может
возникнет в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, химических отравлений (например, хинином), родовых травм (например, деформации головы ребенка при использовании щипцов).
К нарушениям слуха могут привести механические травмы – ушибы, удары, воздействия сверхсильных раздражителей (свистков, взрывов и т.п.).
Большое значение
в возникновении нарушений
являются глухими, а также в случае брака между близкими родственниками, при большой разнице в возрасте вступивших в брак. Причинами нарушений слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).
Среди последних главное место наряду с последствиями воспалительных заболеваний органа слуха занимают неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, широко распространенное в настоящее время среди молодежи использование современной аудиомузыкальной техники – плейеров).
Возможности нарушений слуха у ребенка раннего возраста – это прежде всего вирусные заболевания матери в первых месяцах беременности, особенно такие, как краснуха, грипп, корь, вирус герпеса. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, например, расщелинами губы и неба, а также при недоношенности, когда вес при рождении составляет менее 1500 г. На состояние слуховой функции могут отрицательно влиять неблагополучные роды.
Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха.
3. Характеристика методов обследования слуха детей.
Чем раньше будет начато воспитание и обучение ребенка с нарушенным
слухом, тем более высоких результатов можно достигнуть в общем и речевом его развитии, в сближении его с уровнем, характерным для детей с нормальным слухом.
Главное – определить степень нарушения слуха у ребенка и время возникновения дефекта. Для этого анализируют историю его психического развития на ранних этапах жизни, рассматривают особенности поведения.
сти и глухоте; при этом отмечается наличие у новорожденного фактора (факторов) риска;
с факторами риска в 2,4 и 6 месяцев по специально предложенной скрининг-методике с использованием звукореактотеста (ЗРТ) – специального портативного аудиометра; в случаях, если реакция младенца на сигналы звукореактотеста не соответствуют возрастной норме, то это дает основание подозревать у ребенка снижения слуха, в связи с чем он направляется в специализированное медицинское учреждение – сурдологический кабинет (центр, отделение);
педагогического обследования с целью установления диагноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации дальнейшей коррекционной помощи.
Медицинское обследование предполагает отиатрический осмотр (осмотр врачом-отоларингологом) и аудиологическое исследование. Если отиатрический осмотр, как правило, не вызывает каких-либо затруднений, то аудиологическое обследование детей, особенно первых лет жизни, в силу из возрастных особенностей сопряжено с определенными трудностями. Однако существуют специальные методики исследования слуха, которые позволяют установить факт его снижения и оценить уровень и характер его нарушения у детей, начиная с периода новорожденности.
Педагогическое обследование слуха предполагает:
– регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низко, средне, высокочастотных игрушек и речи (произносится имя ребенка, слоги типа папапа, пупупу, сисиси), при этом:
в первые 1,5 регистрируются реакции на уровне безусловно-ориентиро-вочного рефлекса: вздрагивание, торможение движений, раскрытие глаз, поворот головы в сторону источника и т.п.;
с 1,5 лет у не говорящих детей регистрируется условная двигательная реакция: в ответ на звук ребенок выполняет определенное игровое действие;
– у говорящих детей
(типа у, ква-ква, пи-пи), лепетные слова (типа ляля, утя, бобо), полные слова и фразы.
Все педагогические методы исследования слуха детей относятся к субъективным, так как основаны на непроизвольных или произвольных реакциях самого ребенка. Педагогическое обследование слуха проводит учитель-дефектолог (сурдопедагог). Он же обследует и уровень общего и речевого развития ребенка,
4. Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушениями слуха.
При обследовании особенностей психического развития детей с нарушенным слухом необходимо соблюдать принцип комплексности, предполагающий всестороннее обследование ребенка: состояние слуха, вестибулярного аппарата, развитие движений, особенности развития речи. При этом нельзя ограничиваться аудиологическим (с помощью аппаратуры, измеряющей слух) исследованием состояния слуха ребенка, которое позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме этого, нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту: при общении с окружающими людьми.
Принцип целостного системного
изучения ребенка дает
Важно учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс её выполнения: способы действия, их рациональность, логичность, последовательность, настойчивость в достижении целей, отношение к избранным способам решения, критичность. В процессе диагностики особенностей психического развития детей с нарушенным слухом используются традиционные методы и методики. В период раннего детства и в дошкольном возрасте, когда дети не владеют речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Условия заданий подсказываются характером материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов или аналогичных упрощенных заданий.
Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха