Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:47, контрольная работа
Специальная дошкольная педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерность, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии. Основной целью дошкольного воспитания является создание условий для макального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования. Выбор методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуацией развития и выбором стратегии воздействия.
В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями».
Введение.
1. Категория детей с нарушениями слуха.
2.Причины нарушений слуха.
3.Характеристика методов обследования слуха детей.
4.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
слуха.
5.Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха.
В первые годы жизни ребенка обращают внимание на развитие его двигательной сферы – умение держать головку, прямостояние. Эти данные могут указать на возможные причины нарушения, время и степень потери слуха. Раннему нарушению слуха может сопутствовать небольшая задержка развития прямостояния. Отсутствие реакции на укачивание в коляске (ребенок не успокаивается до тех порт, пока его не берут на руки) свидетельствует о раннем поражении вестибулярного аппарата, часто сопутствующем нарушению слуха.
Реакция ребенка на
погремушку рано позволяет
Самым важным является проверка восприятия речи. Слух проверяется на речь шепотную, обычную разговорную и громкую.
В наибольшей степени
о нарушении слуха можно
Речь не возникает (или ребенок лепечет только спонтанно, не дает ответного лепета). В дальнейшем у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены следующие специфические особенности развития речи:
– недостатки произношения,
– ограниченный запас слов;
– недостаточное усвоение звукового состава слов, что выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов;
– неточное понимание и неправильное употребление слов;
– недостатки грамматического строя речи (неправильное построение предложения, неправильные согласования слов внутри предложения);
– трудности понимания устной речи и читаемого текста.
Исследование состояния слуха и уровня развития речи у ребенка с нарушенным слухом поможет правильно организовать его обучение и воспитание, поможет определить направления компенсации нарушенного слуха (в том числе с использованием специальной звукоусиливающей аппаратуры), полноценного развития его познавательной сферы и личности.
Признавая важность
При проведении исследований особенностей развития детей с недостатками слуха, результаты легли в основу педагогической классификации детей с нарушениями слуха, были предложены новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом:
1. Степень поражения слуховой функции.
2. Уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции.
3. Время возникновения нарушения слуха.
На основе педагогической
классификации осуществляется д
Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Это – особый вид дизонтитогенеза – дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанный с нарушенным восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Психическое развитие детей с нарушенным слухом подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей.
Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.
Заметим, что с детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте. На последующих этапах дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.
Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования. У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными предметами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.
Кроме того, для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. У детей с нарушениями слуха эта закономерность имеет свои временные и структурные особенности проявления. Однако у одной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от умственно отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяются две характерные закономерности.
Первая – из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастания количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система между функциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно- образного и словесно – логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретают большую роль по сравнению с устной.
Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормальными слышащими детьми. Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительно сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего – в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.
5. Организация коррекционной помощи дошкольникам
с нарушениями слуха.
Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях министерств здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при лор. отделениях крупных больниц и образования (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида, дошкольные отделения при школах для глухих и для слабослышащих детей, общеобразовательные учреждения «Начальная
школа – сад» для глухих или для слабослышащих детей). В системе социальной защиты существуют отдельные учреждения для детей сложной (комбинированной) структурой нарушения в развитии, например, специализированное учреждение для слепоглухих в Сергиевом Посаде (Московская обл.).
При отдельных научных центрах медицинских, педагогических и при некоторых дефектологических факультетах пединститутов функционируют экспериментальные и консультативные группы.
В настоящее время при специальных дошкольных учреждениях и при дошкольных отделениях спецшкол открываются группы кратковременного пребывания, а также создаются разнообразные центры (медико - психолого-педагогические, психолого- педагогические и социальные, центры диагностики и консультирования, психолого-медико- педагогической реабилитации и коррекции и т.п.) в которых оказывают помощь детям с отклонениями в развитии, в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим детям.
Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста существуют различные образовательные учреждения. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»,
дети могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:
1. Детский сад компенсирующего
вида для глухих и\или для слабослышащих
детей. Дошкольные образовательные учреждения
компенсирующего вида для детей с нарушениями
слуха открываются органами образования
при условии наличия достаточного количества
глухих и слабослышащих детей. Группы
комплектуются по решению психолого-медико-
2. детские сады комбинированного вида, в состав которых, наряду с группами для слышащих детей, входят и компенсирующие группы детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих и\или для слабослышащих детей. Совместимое воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы комплектуются детьми одного или смежного возрастов. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад рассчитан на 5 или 4 года.
При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями (возрастом, состоянием слуха, речи, интеллекта и т.п.) воспитанников.
3. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатов для глухих или слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения принимаются дети с 2-3 х летнего возраста при наличии условий воспитания. В некоторых случаях организуются группы детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по различным причинам начинается в более поздние сроки – в 5-6 лет. В течение 2-х летнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к обучению в 1 классе школы.
4. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа-детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа-детский сад» для глухих и для слабослышащих детей.
В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей предшкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы школы для слабослышащих детей или для глухих детей.
В данных образовательных учреждениях реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для детей
с нарушениями слуха.
Основными средствами
обеспечения преемственности в
коррекционной работе
Таким образом, во всех перечисленных образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, начиная с 1,5 -2 х лет (или позже.) Педагогическое воздействие направлено на обеспечение в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих. Вместе с тем требуют использования не только специфических методов работы, ориентированных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания работы, направленного на коррекцию отклонений в развитии. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей,
их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. С 2-х летнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное её воспроизведение с помощью письма. Дети с нарушенным слухом. Не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной и дактильной речи) и писать печатными буквами. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию читательской деятельности по оригинальной методике, при этом широко используются книги для дошкольников «Читаю сам» (1-№ выпуски).
Следовательно, деятельность образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих. Большинство
Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха