Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:47, контрольная работа

Описание работы

Специальная дошкольная педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерность, принципы, методы, формы организации процесса специального дошкольного образования детей с нарушениями или отклонениями в психическом развитии. Основной целью дошкольного воспитания является создание условий для макального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранняя социализация средствами специального образования. Выбор методов определяется постановкой целей и задач психолого-педагогического изучения ребенка, его социальной ситуацией развития и выбором стратегии воздействия.
В нормативно-правовой документации используются несколько понятий, определяющих контингент детей, относимых к системе специального образования. Это такие понятия как «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями».

Содержание работы

Введение.
1. Категория детей с нарушениями слуха.
2.Причины нарушений слуха.
3.Характеристика методов обследования слуха детей.
4.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями
слуха.
5.Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха.

Файлы: 1 файл

ВоспитательСлух.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

В первые годы жизни ребенка обращают внимание на развитие  его двигательной сферы – умение  держать головку, прямостояние. Эти данные могут указать на возможные причины нарушения, время и степень потери слуха. Раннему нарушению слуха может сопутствовать небольшая задержка развития  прямостояния.  Отсутствие реакции на укачивание в коляске (ребенок не успокаивается до тех порт, пока его не берут на руки) свидетельствует о раннем поражении вестибулярного аппарата, часто сопутствующем нарушению слуха.

    Реакция ребенка на  погремушку рано позволяет судить  о том, воспринимает ли он звуки.  Чтобы проверить способность ребенка воспринимать звуки игрушек и музыкальных инструментов, нужно взять три разнозвучащих инструмента( гармонь, свисток, колокольчик), поставить ребенка к себе лицом и поочередно произвести звуки этими предметами, а затем, поставив ребенка к себе спиной, проверить его возможности восприятия этих звуков.

    Самым важным является  проверка восприятия речи. Слух  проверяется на речь  шепотную, обычную разговорную и громкую.

    В наибольшей степени  о нарушении слуха можно судить  по особенностям развития речи ребенка. О раннем нарушении слуха могут свидетельствовать особенности доречевого развития: у детей с врожденной или рано приобретенной глухотой гуление однообразное, сипловатое и монотонное, лепетная

Речь не возникает (или ребенок лепечет только спонтанно, не дает ответного лепета). В дальнейшем у детей с нарушенным слухом могут быть обнаружены следующие специфические особенности развития речи:

 – недостатки произношения,

 – ограниченный запас слов;

 –  недостаточное усвоение  звукового состава слов, что выражается не только в неточностях  произношения, но и в ошибочном написании слов;

– неточное понимание и неправильное употребление слов;

– недостатки грамматического строя речи (неправильное построение  предложения, неправильные согласования слов внутри предложения);

– трудности понимания устной речи и читаемого текста.

    Исследование состояния слуха и уровня развития речи у ребенка  с нарушенным слухом поможет правильно организовать его обучение и воспитание, поможет определить направления компенсации нарушенного слуха (в том числе с использованием специальной звукоусиливающей аппаратуры), полноценного  развития его познавательной сферы и личности.

   Признавая важность медицинских  классификаций нарушений слуха, сурдопедагоги всегда подчеркивали необходимость  психолого- педагогических классификаций, обеспечивающих вслед за адекватным  диагностическим определением наблюдаемого  у ребенка состояния слуховой функции наиболее  рациональный выбор корригирующих мероприятий, методик его обучения.

     При проведении исследований  особенностей развития детей  с недостатками слуха, результаты легли в основу  педагогической классификации детей с нарушениями слуха,   были    предложены новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей  с нарушенным слухом:

1. Степень поражения слуховой  функции.

2. Уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции.

3. Время возникновения нарушения слуха.

    На основе педагогической  классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка  того или иного вида специальной школы учитывает не только характер и степень нарушения слуха, и  состояние речевого развития.

    Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.

   Это – особый вид  дизонтитогенеза – дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию  речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанный  с нарушенным восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.

    Психическое развитие  детей с нарушенным слухом  подчиняется закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей.

Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального  развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.

     Заметим, что с  детей с нарушенным слухом снижение некоторых показателей характерно только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается  в дошкольном и младшем школьном возрасте. На последующих этапах дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.

     Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредствования.  У детей с нарушенным слухом эта закономерность может иметь преходящий характер. При адекватных условиях обучения соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания изменяется в пользу последнего. Дети учатся пользоваться адекватными предметами опосредствованного, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов.

     Кроме того, для всех  типов аномального развития характерно замедление процесса  формирования понятий. У детей  с нарушениями слуха эта закономерность  имеет свои временные  и структурные особенности проявления. Однако у одной категории детей образуются полноценные понятия, т.е. для них может быть доступен высокий уровень общения (в отличие, например, от умственно  отсталых детей, которые часто остаются во власти единичных наглядных образов).

     В психическом развитии  детей с нарушенным слухом  выделяются две характерные закономерности.

    Первая –  из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастания  количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия  становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система между функциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:  наблюдается несоразмерность в развитии наглядно- образного и словесно – логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретают большую роль по сравнению с устной.

     Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормальными слышащими детьми. Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных  этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так  происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительно  сближается  развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических  мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего – в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.

 

    5. Организация коррекционной помощи дошкольникам

       с нарушениями  слуха.

   Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях министерств здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при лор. отделениях крупных больниц и образования (дошкольные  образовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида, дошкольные отделения при школах для глухих и для  слабослышащих детей, общеобразовательные учреждения «Начальная

школа – сад» для глухих или для слабослышащих детей). В системе социальной защиты существуют отдельные учреждения для детей сложной (комбинированной) структурой нарушения в развитии, например,  специализированное учреждение для слепоглухих в Сергиевом Посаде (Московская обл.).

При отдельных научных центрах  медицинских, педагогических и при некоторых дефектологических факультетах пединститутов функционируют экспериментальные и консультативные группы.

В настоящее время при специальных дошкольных учреждениях и при дошкольных отделениях спецшкол открываются группы кратковременного пребывания, а также создаются разнообразные центры (медико - психолого-педагогические,  психолого- педагогические и  социальные, центры диагностики и консультирования, психолого-медико- педагогической реабилитации и коррекции  и т.п.) в которых оказывают помощь детям с отклонениями в развитии, в том числе  глухим, слабослышащим и позднооглохшим детям.

      Для детей  с  нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста существуют различные образовательные учреждения. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»,

дети могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

  1. Детский сад компенсирующего вида для глухих и\или для слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного количества глухих и слабослышащих детей. Группы комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

  2. детские сады комбинированного вида, в состав которых, наряду с группами для слышащих детей, входят и компенсирующие группы детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при  дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих и\или для слабослышащих детей. Совместимое воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы комплектуются детьми одного или смежного возрастов. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад рассчитан на 5 или 4 года.

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса  вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями (возрастом, состоянием слуха, речи, интеллекта и т.п.) воспитанников.

   3. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатов для глухих или слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста.  В дошкольные  отделения принимаются дети с 2-3 х летнего возраста при наличии условий воспитания. В некоторых случаях организуются группы детей старшего дошкольного  возраста, специальное обучение которых  по различным причинам начинается в более поздние сроки – в 5-6 лет. В течение 2-х летнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку детей к обучению в 1 классе школы.

 4. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа-детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа-детский сад» для глухих и для слабослышащих детей.

В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей предшкольного и дошкольного возраста, а также или только начальные классы, или все классы школы для слабослышащих детей или для глухих детей.

В данных образовательных учреждениях реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и школьного образования для детей

с нарушениями слуха.

    Основными средствами  обеспечения  преемственности в  коррекционной работе воспитания  и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей  психофизического развития детей дошкольного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей – в дошкольном учреждении.

    Таким образом, во всех перечисленных образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, начиная с 1,5 -2 х лет (или позже.) Педагогическое воздействие направлено на обеспечение в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно  ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих. Вместе с тем требуют использования не только  специфических методов работы, ориентированных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания работы, направленного на коррекцию отклонений в развитии. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей,

их остаточного слуха, формированию  произносительной стороны речи. С 2-х летнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное  восприятие речи через чтение и полноценное её  воспроизведение с помощью письма. Дети с нарушенным слухом. Не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной и дактильной речи) и писать печатными буквами. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию  читательской деятельности по оригинальной методике, при этом широко используются книги для дошкольников «Читаю сам» (1-№ выпуски).

      Следовательно, деятельность образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих. Большинство

Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха