Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

Сформированные христианским мировоззрением ценности остаются в основе своей неизменны, поэтому христианская семья в современном мире наиболее соответствует требованиям, предъявляемым к семье как важнейшему социальному институту общества. Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Известны поучения святого отца Православной Церкви Иоанна Златоуста, касающиеся ответственности родителей за духовное воспитание детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)…………………5
Христианское воспитание XVII-XVIIIв…………………………………..6
Христианская модель воспитания XIX-XXI вв………………………….8
Заключение ………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

христианская модель воспитания.docx

— 48.24 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)…………………5

Христианское воспитание XVII-XVIIIв…………………………………..6

Христианская модель воспитания XIX-XXI вв………………………….8

Заключение ………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Христианская  педагогика (греч. παιδαγογια) — наука о воспитании, обучении и образовании человека с позиций христианства. Задача христианской, не обязательно православной, но и католической педагогики — раскрытие тех даров Божиих, которые могут способствовать раскрытию образа Божия в человеке.

Сформированные христианским мировоззрением ценности остаются в основе своей неизменны, поэтому христианская семья в современном мире наиболее соответствует требованиям, предъявляемым к семье как важнейшему социальному институту общества. Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Известны поучения святого отца Православной Церкви Иоанна Златоуста, касающиеся ответственности родителей за духовное воспитание детей.

Иоанн Златоуст говорит о том, что  домашнюю церковь образуют любящие  друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

Опыт семейного общения в  христианской семье научает человека преодолевать греховный эгоизм и  закладывает основы здоровой гражданственности. Важным условием в данной модели семьи  является преемственность поколений, выражающаяся в любви к предкам  и Отечеству.

Нормы христианской морали однозначно определяют лидирующую роль мужа в  ответственности за семью, не принижая положения женщин. По православному  учению, Пресвятая Дева Мария явила  собой вершину женского благочестия  и чистоты и освятила своим  образом материнство и важность женского начала.

Неправильный подход к пониманию  ответственности мужа и жены за воспитание своих детей ведет к искаженному  пониманию роли родителей, которые  пекутся о том, чтобы их дети получили непременно высшее образование, были богатыми, имели хорошую квартиру и т.д. Но при этом не уделяют никакого внимания духовному воспитанию, не видя и не замечая духовного состояния  своих детей. Родители поступают  при этом неправильно, игнорируя  слова Господа, который говорит  о том, что «ищите прежде Царствия Божия, и сие приложится вам» (Мф. 6, 33).

Иоанн Златоуст по этому поводу говорит, что «ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее  воспитание, способное упорядочить  их нравы и хорошо устроить их поведение». По его мнению, «стараться нужно  не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях».

Иоанн Златоуст, размышляя о роли родителей и детей в семье, вопрошает: Не спросит ли нас Господь  о том, что Он дал место сим  детям в семействе нашем? Не Он ли вверил их нашему попечению, поставив нас владыками, попечителями судьбы? Не Он ли дал родителям полную власть над своими детьми; не Он ли возложил на нас все заботы об их воспитании?

Иоанн Златоуст довольно резко говорит  о невыполнении родителями своих  обязанностей, утверждая, что нерадение  о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень  нечестия. «Откуда преждевременные  смерти? Откуда тяжкие и продолжительные  болезни и у нас и у наших  детей? – вопрошает Златоуст, –  откуда потери, несчастья, откуда огорчения, откуда бесчисленное множество зла?»

Не оттого ли, говорит он, что  мы не стараемся направлять порочных детей своих. Иоанн Златоуст также  утверждает, что «развращение детей  происходит не от другого чего, как  от безумной привязанности отцов  к житейскому (материальному); обращая внимание только на это и не считая ничего выше этого, они поневоле уже не радят о детях и о душе их». При этом, по мнению святого отца, в душе юношей возникают такие страсти, как сребролюбие и тщеславие, которые делают душу бесплодной и неспособной ни к чему доброму.

Если душа у детей наших будет  нехороша, учит святитель, то они не будут иметь ни малейшей пользы от денег, и, наоборот, если им дано правильное образование, то бедность нисколько  не повредит им. Ибо для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства, она даже мимо их воли удерживает их в пределах добродетели; между тем, последнее, хотя бы даже кто и желал сего, не позволит вести жизни целомудренной, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений. Матерям Иоанн Златоуст также дает совет о том, чтобы их дочери сидели дома, были, прежде всего, благочестивы, скромны, презирали деньги и не слишком заботились о нарядах. К сожалению, в ценностное пространство постмодерна (современного этапа жизни) данные ценности не входят, а культивируются противоположные: страстное желание иметь престижную должность либо хорошо оплачиваемую работу, которая забирает много энергии и времени, поэтому нет времени для душеполезной деятельности; желание иметь «крутую» машину, ходить в рестораны и бары, в которых зачастую творится развращение и опьянение людей духовно беспризорных; желание красиво наряжаться, жить в красивом доме и т.д. Безусловно, это благие пожелания, и человек часто не может это все иметь, выбирая честный и трудный жизненный путь, некоторые, к сожалению, выбирают для себя другой путь – преступный, когда человек идет на преступление против гражданских законов и против своей совести, при этом быстро наживая богатство неправедным путем. Но такое богатство не может принести счастье, оно может быть растрачено за короткий срок не воспитанными в добродетели детьми или превратиться в средство для удовлетворения своих похотей. Именно такое богатство дается человеку в наказание, а не в радость.

Гендерные противоречия в эпоху  постмодерна резко обострились  и продолжают развиваться явно не в христианском направлении. Искусственное  уравнивание женщин и мужчин во всех сферах общественной деятельности отражается на семье. Данный перекос приводит к  извращенному пониманию правил, изложенных апостолом Павлом, предупреждающего об особой ответственности мужа, который  призван быть главой жены, любящим  ее, как Христос любит свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Эф. 5, 22, 23; Кол 3, 18). Не следует также  забывать о том, что все христиане  призваны к взаимному повиновению  друг другу в страхе Божием (Эф. 5, 21). Поэтому ни мужа без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же от Бога (1 Кор. 11, 11-12).

Совершенно очевидно, что гендерные различия часто являются фактором, влияющим на количество разводов, поскольку у супругов нет ответственности перед Богом и зачастую преследуются эгоистичные и плотские мотивы вступления в брак. Но в православной традиции развод не только осуждается Церковью как грех, но и не дозволяется, ибо он приносит тяжкие душевные страдания не только супругам, но и детям. Для разводов в православном браке нужны веские основания.

Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)

Киевский период (Х-ХIII вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования  и воспитания оказался в прямой зависимости  от византийского влияния, прежде всего, от православия, которое сделалось  с 988 г. официальной религией Киевской Руси. Остановив выбор на восточном  христианстве, Киевская Русь разделила  с Византией враждебную настороженность  к католицизму и западноевропейской педагогической традиции ("латинской  учености").

В 70-х гг. X в. из Болгарии на Русь пришли и первые учебные книги: "Азбучная молитва", "О письменах" Черноризца Храбра, "Шестоднев" Иоанна Экзарха и др. Смешение язычества и христианства наложило неизгладимый отпечаток на психологию и мироощущение русичей. Возник сплав мифологического сознания и культа бога-человека. Христианская идея единого Бога, отца и заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди ("трудись - и тебе воздастся", "возлюби ближнего своего" и пр.) оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси. Идея самопожертвования Христа ради человеческого рода легла на благодатную почву нравственных установлений восточных славян о жертвенности отдельной личности во имя семьи, общины и племени. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним. В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона", "Премудрости Иисуса – сына Сирахова" и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: "Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы").

Педагогические идеи Златоуста  были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств. Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение..." требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать. Вот почему началось массовое обучение будущих священнослужителей .

Первым книжным центром  обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.). На протяжении периода с X-XIII вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Турове, Галиче, Ростове и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На бересте "писалом" выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к X-XI вв. Книжная мудрость осваивалась по "изборникам" (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, "Изборник Святослава" (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступный курс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.

Христианское воспитание XVII-XVIIIв.

Обучали не только правилам чтения (определенный темп, трехкратное  повторение и пр.), но и искусству  делать книги. Ученик изготовлял собственный  изборник, т. е. выполнял работы переписчика, иллюстратора и переплетчика. Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела" (XIV-XV вв.), "Домострой" (XV-XVI вв.), "Послание Геннадия" (1550) и др.

Так, в "Пчеле" в виде афоризмов собраны морально-этические  правила жизни: "Копающий яму под  ближним своим -упадет в нее"; "Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага"; "Всем угождать зло"; "Уча учи поступкам, а не словам"; "Учение имеет корень горький, а плод сладкий" и пр. Многие русские просветители-патриоты XIV-XVII вв. были далеки от националистического фанатизма. Они провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей: "все есьмя дети Адамовы" (И.С. Пересветов); "равно всем даны солнце, луна, звезды" (И. Федоров и П. Мстиславец). Воспитание русского человека происходило прежде всего в семье и при общении с наставниками (приходские священники, книжники-монахи). Литературные памятники рисуют идеальный образ такого наставника. Именно такими, например, изображены Сергий Радонежский и Стефан Пермский в сочинениях древнерусского писателя Епифания Премудрого (первая половина XV в.). Основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский (ок. 1321-1391) предстает прежде всего как "учителям учитель... неложный учитель, добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник". Вплоть до конца XVI в. действовала система, при которой регулярная школа попадала в положение необязательной, и обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамотность рассматривалась как некий элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и промыслами. Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали также у приходских священников и мастеров грамоты (мирские люди различных профессий, владевшие грамотой: книжные писцы, иконописцы, государственные и площадные подьячие и пр.). Во второй половине XVII в. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению: 1) "латинофильский" (Симеон Полоцкий - 1629-1680, Сильвестр Медведев - 1641-1691), 2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий - 1600-1675, Федор Ртищев - 1625-1673, Карион Истомин - 1650-1717), 3) славяно-греко-латинский (Иоанникий - 1639-1717 и Софроний - 1652-1730 Лихуды), 4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум - 1621-1682). По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили названия западников и славянофилов. Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педагогической мысли и школьного дела. Так, С. Полоцкий оставил несколько учебных книг: "Псалтырь рифмотворная", "Вертоград многоцветный", "Букварь языка славенска" и др. Мир видится Полоцкому книгой, написанной Богом. Задача наставника – научить читать эту книгу. Вступив в извечный спор о природе ребенка, Полоцкий характеризует ее как "скрижаль ненаписанную", изображение на которой во многом зависит от учителя. Полноценное обучение, по Полоцкому, следует осуществлять на латинском, греческом и родном языках. Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинствами русской педагогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внимание к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия". Взгляды Аввакума отражали брожение русских умов. Известны материалы следственного дела 1650 г., проходившая по которому московская молодежь сетовала, что в греческой грамоте "еретичество есть", и признавалась, что родственники и товарищи говорили: "Перестань учиться по-латыни, дурно это". Епифаний Славинецкий стремился уйти от крайностей "латинофилов" и православно-старообрядческого направления. В своих сочинениях "Рассуждение об учении греческому языку" и особенно "Гражданство обычаев детских" (последнее создано с опорой на идеи представителя европейского Возрождения Эразма Роттердамского) Славинецкий настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного. Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно — русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В короткий срок на Руси была создана “целостная система” образования от начальной школы до “академии”, которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, “светские” искусства — грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в. 
Необходимо сказать об особенностях педагогического идеала человека, который существовал в русской педагогике. Древняя славянская культура соединилась благодаря принятию христианства со зрелым восточным христианством Византии, цели воспитания в которой отличалась от средневековой концепции западного христианства большим вниманием к телесным качествам человека. С самого начала обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс - это объясняет сильное влияние практически до ХХ века церкви на образование в России. Главной задачей обучения и воспитания детей для родителей и педагогов считалась задача нравственно-религиозного воспитания. 
Из катастрофического смутного времени (конец XVI – начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. 
В XVIII — середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные — цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие — школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией. 
Середина XIX — XX вв. — время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего. Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, ведущей тенденцией становится тенденция к созданию единой и национальной школы. 
Теоретическое педагогическое сознание в России на рубеже XX в. представлено реформаторской педагогикой. В ее активе обоснование и развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии, экспериментальной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-воспитательного образовательного процесса др.

Информация о работе Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)