Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

Сформированные христианским мировоззрением ценности остаются в основе своей неизменны, поэтому христианская семья в современном мире наиболее соответствует требованиям, предъявляемым к семье как важнейшему социальному институту общества. Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Известны поучения святого отца Православной Церкви Иоанна Златоуста, касающиеся ответственности родителей за духовное воспитание детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)…………………5
Христианское воспитание XVII-XVIIIв…………………………………..6
Христианская модель воспитания XIX-XXI вв………………………….8
Заключение ………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

христианская модель воспитания.docx

— 48.24 Кб (Скачать файл)

Христианская модель воспитания XIX-XXI вв.

  В 1918 году Поместный Собор Российской Православной церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых: прелюбодеяние, отпадение супруга или супруги от православия, заболевание проказой или сифилисом, снохачество, сводничество, неизлечимая тяжкая душевная болезнь. В настоящее время к таким поводам относятся заболевание СПИДОМ, медицински засвидетельствованного хронического алкоголизма или наркомании, а также совершение женой аборта при несогласии мужа.

Настоящим бичом в условиях постмодерна  явилась порнография, обильно изливаемая с голубых экранов, продающаяся  в виде книг, журналов, газет во многих киосках на улице и довольно доступная  для подростков. Это в свою очередь  подпитывает развитие такого порока, как проституция, которая превращает человеческое тело в предмет унизительной эксплуатации и торговли. Такое явление, как аборты, которые присущи современному обществу, с религиозной точки  зрения, рассматриваются как угроза будущему человечества и явный признак  моральной деградации общества. В  условиях христианской семьи аборт  полностью исключается, кроме случаев, связанных с угрозой для жизни  матери, поэтому такие семьи, как  правило, многодетные, что в условиях современной демографической ситуации служит положительным фактором в  российском обществе.

Такие пороки, как гомосексуализм, транссексуализм, однополые браки Церковью рассматриваются как бунт против Творца и, согласно религиозным нормам, расцениваются как тяжкие грехи. Главным источником всех этих бед является помраченное состояние человеческой души. Поврежденность природы человека, возникшая вследствие грехопадения и исказившая его сознание, не позволяет ему принять Божественный закон во всей полноте. Но именно такая полнота исполнения Божественного закона возможна в условиях христианской семьи. Исполнение всех Таинств Церкви, соблюдение постов и установлений Церкви ведут к исполнению воли Божией, а, следовательно, к добру через многие тернии, расставленные материальной природой мира, распознать и преодолеть которые возможно только путем научения христианскому образу жизни с юных лет, отказа от своего «эго», смирения и целомудрия, что возможно только в условиях христианской модели семьи. Именно поэтому семейная политика, основанная на христианских ценностях, на современном этапе жизни нуждается в особой поддержке государства. Сегодня совершенно очевидно, что возвращение к традиционным устоям существования общества, его корневой системе будет способствовать укреплению института семьи. А это, в свою очередь, будет способствовать возрождению нравственной и духовной культуры современного общества.

Поскольку наши дальнейшие рассуждения  значительной мере определяться декларируемым  выше выбором стратегии воспитания как стратегии традиционно христианской, то целесообразно сразу ответить еще на один вопрос такого же общего характера: Стоит во время безумного научно-технического прогресса говорить о возвращении назад и реанимировать то, казалось бы \"вполне\" отжившее \"и\" устаревшее \"? Тем более, что и саму духовность, которую здесь связываем с христианским мировоззрением, мы иногда склонны рассматривать" в развитии \", как аналог или параллель техническому развитию человечества, а значит, искать какой-то вполне иной, \"совершенный" ее содержание, чем он был в прошлом».

Доминирующий сегодня рационалистическое мировоззрение будто указывает на тщетность такого \"возвращения". Потому трудно согласиться, что в прошлом могло быть что-то лучше и ум привел нас к чему-то худшему. Однако этот взгляд оказался бы слишком поверхностным сама история свидетельствует, что человечество всегда жило \"материальным" и \"духовным", но состояние духовности общества фактически никогда не определялся его хозяйственно-техничным уровнем. Различным эпохам всегда были присущи значительные диспропорции материального и духовного в жизни человека, а это значит, что они - эти аспекты человеческой культуры - функционируют в определенной степени автономно. Как отмечает Г. Ващенко, средневековью был присущ высокий уровень религиозности и духовности при очень низком состояния хозяйственного развития. В этом смысле XX столетие представляется чем-то совершенно противоположным европейской цивилизации, добившись крупных научно-технических успехов, создала абсурдный мир, который \"разрушает традиционные ценности, противоречит им.

Речь идет о духовной направленность человека к определенной системы ценностей, имеющей идеальный характер. Это - как свет или температура: они либо есть, либо их нет, их может быть много или мало. Во все века человек их чувствовала одинаково, потому что они вечные, неизменные, всегда были такими.

Во втором случае речь идет о формах презентации духовности, о том, что  делает ее доступной человеку, делает передачу ее от человека к человеку, от поколения к поколению. Не подлежит сомнению, что такие культурные формы, как религия, философия, наука, право, искусство, традиция и т.д., имея свое материально-предметное решение, определяются развитием материальной культуры и, конечно, не могут считаться вечными, они связаны с развитием материально-технических возможностей человека.

Таким образом, о связи между  состоянием духовности и материальной жизнью можно говорить лишь, когда  речь идет о материальных формы воплощения ценностей, но не о самой природе духовности. Современное состояние технического развития некоторых обществ дает возможность строить очень роскошные храмы и другие символы духовности, но отвечает действительному уровню духовности современного человека? мерой добра может служить простой крест при дороге или старушка икона на стене.

Такое, собственно, осознание духовности и кладем в основу нашего понимания \"возвращение к традиционно христианских основ воспитания" И даже больше. Оно означает также правомерность применения того же термина \"традиционно христианские принципы", который, на первый взгляд, мог бы вызвать чье-то неприятие ли не обидит это, мол, представителя мусульманства или других религий.

Конечно, выбор термина обусловлен традиционно Христианство давно  было и остается основной религией русской, и каждый народ, уважая чужое, от своих традиций не отказывается. Трудно представить себе, что в Израиле или в любой мусульманской стране откажутся от своего только для того, чтобы не обидеть иноверцев, живущих в стране.

Однако, как видно из сказанного выше, это не касается конфессионального  уровня религии (ибо и само христианство, кстати, поликонфессиональной) и ориентирован на толерантное отношение к различным конфессиональным взглядам. Учтем также на факт, что христианство лежит в основе европейской культуры.

Кроме того, сохраняя этот термин как  традиционный для России, мы сегодня вкладываем в него только то понимание и то понятие, которое сближает христианское мировоззрение с другими религиями - мусульманством, иудаизмом, буддизмом и т.п. Как говорилось выше, исходим из того, что этика строится на вечном, абсолютном, универсальном и обеспечивает лишь направленность человека к основам Любви и Добра; все остальные являются явлениями культурного уровня и, в условиях демократии, возможно их сосуществование.

Наши рассуждения могут привести нас и еще к одному существенному  вопрос: А действительно настоящее  положение вещей таким драматическим, и действительно возвращение  к духовности для нас императивом?

Конечно, противопоставляя современное  развитие европейской цивилизации  состоянию ее духовности, не можем  отвергать технических достижений. Человеку трудно отказаться от тех благ, которые у него уже есть. Но можно не видеть в современной жизни большой дисгармонии материального и духовного. "Основная тенденция новых веков, - пишет Г Ващенко, - забыть о небе и овладеть землей - привела к большим открытиям и изобретениям. А однако редко в какую эпоху человек падал так низко, как она упала теперь. Создав благодаря науке совершенные машины, человек сам стал их рабом, обладая огромными материальными благами, человек растеряла блага духовные. Односторонняя рационалистическая деятельность человека зашла сегодня так далеко, потерпела такого бурного развития и набрала такого направления, что современные футурологи предсказывают крах европейской цивилизации, если она не изменит вектор движения в сторону духовности и самоограничения человека.

Наука, не связана с духовностью, становится явлением страшным. Сегодня она, потеряв духовную умеренность и равновесие, гораздо опаснее, чем атеизм, потому угрожает самому существованию человека. В действительности ли человечество оказалось перед выбором, который в историческом смысле уже кажется срочным: либо полная катастрофа, или переход на новое мировоззрение.

Таким образом, на поставленный выше вопрос о целесообразности выбора традиционно  христианской стратегии воспитания есть только один ответ: какой бы малонадежной эта ориентация не казалась, альтернативы ей не существует. Надежда на выживание человека может сегодня связываться только с возможностью ее духовного возрождения.

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на тотальную духовную "испорченность" современного мира, человека все же не покидает ощущение морального долга. Творя зло, она до сих пор переживает напряжение, груз, сопротивление добрых сил души "Повреждение" человека - не такое глубокое, чтобы она впала в отчаяние и пессимизм, не смогла найти для себя спасение собственной души \"Природа больна, но в ней заложен и здоровое начало. К тому же добрую услугу человеку сделает также инстинкт самосохранения: он заставит ее ум к признанию" нового образа жизни", этой категорического альтернативы гибели. Он признает, что агрессии научно-технического прогресса, который ведет человечество туда, можно противопоставить только духовность, только возвращение к вечным моральным ценностям.

 

Заключение 

удивительными темпами обретает сегодня новую жизнь Россия, возрождая  свои старые храмы, монастыри, богатейшие традиции православной культуры и принимая, по сути, второе крещение. Однако параллельно  этому духовному подъёмы, мы наблюдаем  и иные явления, достаточно сильные  и, безусловно, негативные, нередко  сознательно насаждаемые. Эти явления  обрушиваются  мутным валом наслажденчества, пошлых развлечений, жесткости, бесчеловечности  на современное, ещё не окрепшее молодое  поколение.

Духовный современный  кризис, поражающий, как может показаться, частично и временно духовной болезнью наше общество, на самом деле направлен  на уничтожение духовных корней русского менталитета. В мировоззрении молодого поколения закладывается понятия, противоположные понятию идеальной  цели и добра, именуемые ценностью.  А ведь именно ценность является тем, чего ещё, возможно, и нет, а должно быть  и к чему стоит идти.

Между тем известно, что  в процессе исторического пути развития России нашими предками были обретены и культивированы такие ценности, как нравственность, долг, бескорыстие  и другие «заповеди Господни», которыми не пренебрегало даже атеистское советское  время. Сегодня проблема преемственности  поколений очень актуальна.  Мы часто задаем вопрос: что нам делать с нашей молодежью? На современном  этапе развития возникает осознание  того, что именно  православный взгляд на воспитание и образование является прямым носителем формирования нравственных и духовных ценностей детей и  молодежи, а также осознание в  конечном итоге понятия  - духовности.

Слово «образование» происходит от слова «образ». Поэтому через  целенаправленные процесс воспитания и обучения, являющийся фундаментом  в развитие личности, можно создать, как образ человека, так и сформировать антисоциальное существо.

Таким образом, говоря о православном взгляде на воспитание и образование  в современном обществе, мы не совершаем  каких-либо новых открытий и установок, а лишь напоминаем о том, что созвучно человеку, что соответствует его  природе, как считает православие, что соответствует тем целям  человеческой жизни, которые мы переживаем в себе.

Проблематика,  волнующая  все нас, исходит из процесса духовного  и нравственного развития, который  мы наблюдаем сегодня.

Прежде всего, необходимо понимать и уметь различать между  собой понятия – нравственности и духовности. Они взаимосвязаны  между собой, и они часто определяют друг друга, но данные понятия различны.

Нравственность – это  верное наше отношение к окружающему  миру, в первую очередь к окружающему  миру природы, а каково это отношение  гласит нам золотое правило «  и так во всем, как хотите, чтобы  с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон  пророки», или «возлюби ближнего своего. Как самого себя».

Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». Это  внутренняя мотивация реальные цели и отношения, которые наружно  могут и скрываться. Духовность человека, по-разному понимается в светском и христианском мире. В первом она  сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй это понятие выводится  за пределы бытия души.

В наше время самой страшной для нас болезнью, а для молодого поколения особенно  является невидение нашей духовной болезни. Невозможно лечить болезнь, не увидев причины ее возникновения. Нельзя говорить о развитии, не видя и не осмысливая той цели, которую ставит перед собой человек или общество, или в данном случае школа или университет.  У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, рад и чего он живет. Всякий сознательно и бессознательно предполагает такую цели или ценность, ради которой безусловно стоит жить. Бесцельное движение к цели не приведет. Православие утверждает, что человек должен ставить перед собой цель и задумываться: что мы хотим?

Самая главная задача в  воспитании человека – понять к  чему мы стремимся? Кем мы хотим видеть человека? К сожалению, современный  процесс образования пошел по тому пути, который стал нормативным  для западного просвещения –  забыли о человеке, забыли о цели образования и всё свели к  пониманию, когда человек становится винтиком машины человеческого прогресса, а «назначение человека – быть сосудом и орудием Божества».

Информация о работе Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.)