Воспитание и обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Обучение и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.
Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защитить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накопленный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через простое подражание взрослым. Постепенно в общинах появляются специальные люди, в обязанности которых входило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки.

Содержание работы

1. Вопрос 1. Понятия «воспитание» и «обучение».
Процесс воспитания
Этапы процесса воспитания
Принципы воспитания
Процесс обучения
Основа обучения
Признаки процесса обучения
Приемы и методы обучения, их классификация
2. Вопрос 2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Концепции семейной педагогики
Цель семейного воспитания
Значение воспитания детей в семье
Задачи семьи
Принципы семейного воспитания
Правила семейного воспитания
Основные функции семьи
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Вопрос 1. Понятия «воспитание» и «обучение».

2

Процесс воспитания

2

Этапы процесса воспитания

3

Принципы воспитания

4

Процесс обучения

7

Основа обучения

8

Признаки процесса обучения

8

Приемы и методы обучения, их классификация

9

  1. Вопрос 2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

10

Концепции семейной педагогики

11

Цель семейного воспитания

11

Значение воспитания детей в  семье

12

Задачи семьи

12

Принципы семейного воспитания

13

Правила семейного воспитания

13

Основные функции семьи

14

Список литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия «воспитание» и «обучение».

 

Обучение и воспитание являются такими же древними, как и сам  человек и человеческое общество.

Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защитить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накопленный  жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок  усваивал этот опыт через простое  подражание взрослым. Постепенно в  общинах появляются специальные  люди, в обязанности которых входило  воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это  были дядьки, мамки. У народов Севера воспитанием и обучением детей  занимались шаманы, самые уважаемые  в стойбищах люди, которые «все знали, общались с духами, умели их задобрить и умилостивить».

И несмотря на то что обучение и  воспитание осуществляли уже в глубокой древности, они трудны и сейчас как  для современного учителя и воспитателя, так и для семьи, детского сада, школы и других детских воспитательных учреждений. Казалось бы, человечество, в процессе своего исторического  развития накопившее огромный всесторонний опыт по подготовке подрастающего поколения  к жизни, творчеству, созиданию, общению, не должно допускать новых ошибок в этом процессе.

На практике же мы имеем обратное: чем больше мы узнаем о ребенке, о  закономерностях его развития, тем  с большими трудностями приходится нам сталкиваться. И это не случайно. Сложнее становится жизнь общества, сложнее становится обучать и  воспитывать детей. Да, когда-то обучали  и воспитывали семья и община, когда-то можно было создать закрытое учебное заведение типа Царскосельского  лицея, когда-то мы говорили, что школа  является центром воспитания. Теперь ситуация изменилась. Мы уже неоднократно подчеркивали, что обучают и воспитывают  детей не только семья, детский сад, школа, но и вся окружающая ребенка  среда. Причем ни школу, ни детский сад, ни семью нельзя «закрыть» даже на очень короткое время от внешних  воздействий, которые, к несчастью, не всегда положительны.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.  
      Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.  
      Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим  в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после  окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное  влияние, что объясняется многообразием  факторов и наличием собственной  воли у каждого воспитуемого.

Этапы процесса воспитания.

Процесс воспитания для тех, кто  его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:

- диагностика (изучение) воспитанников  и определение задач воспитания;

- проектирование, планирование воспитательной  деятельности (разработка содержания, методов, форм);

- организация педагогического  взаимодействия (реализация планов);

- проверка, оценка результатов. 

Затем все повторяется в следующем  цикле воспитательной работы.

Принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

Современная отечественная наука  дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое  единство, отражает существенные особенности  учебно-воспитательного процесса и  служит руководством к практике. Ряд  ученых рассматривают единую систему  принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого  из этих процессов, стремясь осмыслить  специфику их, не забывая о некоторой  условности разделения.

Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие  современное научное представление  о теории и практике этого процесса.

  1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.
  2. Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.
  3. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
  4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

В советский  период педагогика выделяла принцип  воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством  воспитания. Требование воспитывать  в труде реализуется, если принцип  руководства самостоятельной деятельностью  детей понимать широко, в том числе  как организацию различных видов  труда школьников, который является обязательным компонентом образования  в педагогических системах большинства стран.

 

  1. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
  2. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
  3. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
  4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
  5. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно  связаны между собой, отражают целостное  представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно  организовывать. В этом заключается  научное значение принципов и  их роль в практике.

Таким образом, в воспитании обязательно существует система норм, правил, предписаний, специфическим способом регламентирующих поведение, деятельность, обучение и  отношения человека. Они составляют специфическую для данной общности систему ценностей: нравственных, эстетических, идеологических и др.

Педагогическая  наука, и в частности теория воспитания на основе социальных целей - требований общества к качествам, необходимым  человеку, и с учетом психологических  и педагогических закономерностей  развития личности, разрабатывает содержание, методы и формы организации воспитательного  процесса. Здесь требуется четко  определить, что может сделать  школа, семья, неорганизованная среда, окружающая ребенка; какими способами  возможно противостоять отрицательным  влияниям, какими объединить воспитательные воздействия различных социальных институтов, как организовать обучение, труд и другие виды деятельности детей, чтобы они давали максимальный воспитательный эффект. Это уже будет педагогическая воспитательная система, основу которой  составляют семья и школа.1

Обучение - это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирования на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.  
Обучение как социальное явление возникло также с первых лет существования человечества для передачи новому поколению умений, необходимых для сохранения и продолжения жизни рода, общины. Это были умения, связанные с удовлетворением самых насущных потребностей:  
в пище, одежде, жилище и передавались они методом, который в настоящее время называется «деятельность по образцу», или «делай, как я». (Этот способ сохранился и до настоящего времени, например при обучении многим трудовым операциям.) Для обучения характерно взаимодействие двух деятельностей: преподавания и учения. Первая относится к учителю (хотя эту функцию может выполнять и другой источник информации: обучающая машина, книга и т. д. ); вторая - к обучающемуся, ученику.

Обучение - целенаправленная деятельность, цели которой раскрываются через содержание обучения, представляемое в учебных планах, программах, учебниках  и других учебных пособиях.  
Обучение может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальное обучение возможно по той причине, что научное знание не зависит от характера общественных отношений, от системы ценностей отдельных социальных и национальных групп. Оно объективно и имеет единственную ценность - истину. Поэтому для обучения большое значение имеют стандарты, характеризующие уровень обучения - уровень необходимых знаний для определенных возрастных групп, для того чтобы возможна была система непрерывного образования, преемственность различных видов учебных заведений: от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.

Информация о работе Воспитание и обучение