Воспитание и обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Обучение и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.
Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защитить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накопленный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через простое подражание взрослым. Постепенно в общинах появляются специальные люди, в обязанности которых входило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки.

Содержание работы

1. Вопрос 1. Понятия «воспитание» и «обучение».
Процесс воспитания
Этапы процесса воспитания
Принципы воспитания
Процесс обучения
Основа обучения
Признаки процесса обучения
Приемы и методы обучения, их классификация
2. Вопрос 2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Концепции семейной педагогики
Цель семейного воспитания
Значение воспитания детей в семье
Задачи семьи
Принципы семейного воспитания
Правила семейного воспитания
Основные функции семьи
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

Воспитательная  функция. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

· Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми  членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом  социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков  санитарно-гигиенической культуры.

· Второй аспект - семья оказывает огромное влияние  на развитие личности каждого ее члена  в течение всей его жизни.

· Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее  их активно заниматься самовоспитанием.

Хозяйственно-экономическая  функция. Выполняя её, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция. Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Регулятивная  функция. Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль над соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как  социальная общность является первичным  элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у  ребенка представление о социальных связях и включает в них его  с рождения. Отсюда следующая важнейшая  функция семьи - социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводства человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Коммуникативная функция. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция. Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная  функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, наказ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д.. Отбор методов идет сугубо индивидуально  с учетом конкретных ситуативных  условий.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного  воспитания детей в семье выделяют следующие:

  1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей.
  2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне.
  3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью.
  4. Высокий процент разводов. Развод – это всегда проблема воспитания детей.
  5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.
  6. Обострение конфликтов между поколениями (информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы).
  7. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Школа почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.

Основные  типы неправильного воспитания в  семье.

    1. Безнадзорность, бесконтрольность.
    2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).
    3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.
    4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).
    5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).
    6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Одним из самых  недопустимых методов воспитания используемых в семье, является метод физического  наказания, когда на детей действуют  с помощью страха. Физическое наказание  вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге  ведут к изменению поведения  ребят. Так, у каждого второго  наказуемого подростка возникают  сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес  к учебе. Ученые выделили это явление  в особый феномен и назвали  его СООСД (синдром опасного обращения  с детьми).

Дети –  «зеркальное» отражение своих родителей. Родители – первые воспитатели –  имеют самое сильное влияние  на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель  оказывает на ребенка меньшее  влияние, чем предыдущий.

Русский просветитель Н.И. Новиков в работе «О воспитании и наставлении детей» писал, в  частности: «Ничто не действует в  младых душах детских сильнее  всеобщей власти примера, а между  всеми другими примерами ничей  другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей».

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. педагогич. труды. – М., 1989;
  2. Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998;
  3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995;
  4. Кикнадзе В.А. Потребности. Поведение. Воспитание. – М., 1968;
  5. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб. для вузов. – М., 1998;
  6. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993;
  7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в 11 т. – Т.8. – М., 1950;
  8. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1990.

 

1 Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

 


Информация о работе Воспитание и обучение