Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:27, контрольная работа
Обучение и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.
Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защитить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накопленный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через простое подражание взрослым. Постепенно в общинах появляются специальные люди, в обязанности которых входило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки.
1.	Вопрос 1. Понятия «воспитание» и «обучение».
Процесс воспитания
Этапы процесса воспитания
Принципы воспитания
Процесс обучения
Основа обучения
Признаки процесса обучения
Приемы и методы обучения, их классификация
2.	Вопрос 2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Концепции семейной педагогики
Цель семейного воспитания
Значение воспитания детей в семье
Задачи семьи
Принципы семейного воспитания
Правила семейного воспитания
Основные функции семьи
Список литературы
Обучение может быть общим для всех (общеобразовательная школа) и дифференцированным, при котором осуществляется деление учащихся по интересам (гуманитарные, математические, биологические и другие классы) и по способностям (школы для одаренных детей).
Обучение в школах разных типов и других учебных заведениях реализуется через уроки, лекции, семинары, домашнюю самостоятельную работу и т. д.
Обучение 
является одним из ведущих средств 
воспитания, так как именно оно 
формирует у человека систему 
норм, правил, взглядов, с которыми он 
подходит к оценке и анализу явлений 
окружающего мира, поступков и 
поведения людей и своих 
Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.
Признаки процесса обучения.
Процесс обучения — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием.
Процесс обучения 
можно рассматривать как 
Признаки процесса обучения:
двусторонний характер;
совместная деятельность учителей и учащихся;
руководство со стороны учителя;
специальная 
планомерная организация и 
целостность и единство;
соответствие 
закономерностям возрастного 
управление 
развитием и воспитанием 
Приемы и методы обучения, их классификация.
Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.
Эффективность 
процесса обучения прежде всего зависит 
от организации деятельности учащихся. 
Поэтому педагог стремится 
Приемы обучения 
могут определяться особенностями 
обучающей системы: при проблемном 
обучении это постановка проблемных 
ситуаций, при объяснительно-
Традиционная классификация методов обучения включает:
Словестные методы обучения:
Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.
Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.
Вывод: Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции.
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью.
Она имеет ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и пр.
Одна из главных ее функций воспитательная.
Семья имеет 
приоритет как основной источник 
социализации и обладает огромными 
возможностями в формировании личности, 
особенно в первые пять лет жизни 
ребенка, сензитивный период, когда 
формируются психические 
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.
Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:
1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;
2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.
Целью семейного воспитания являются:
1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;
2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.
Для эффективного 
семейного воспитания необходимо формировать 
у самих родителей 
Значение воспитания детей в семье:
1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;
2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;
3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
В современных условиях дети нуждаются в воспитании:
1) разумной практичности;
2) делового расчета;
3) честной предприимчивости.
Вначале всем этим должны овладеть родители.
Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:
1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;
2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.
Родители для детей – это жизненный идеал.
Задачи семьи:
Принципы семейного воспитания:
Правила семейного воспитания:
Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потом, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного 
В ближайшее время во многие семьи придет 
религиозное воспитание с его культом 
человеческой жизни и смерти, с почтением 
к общечеловеческим ценностям, с множеством 
таинств и традиционных обрядов.
Существование 
семьи, как и все социальных институтов, 
обусловлено общественными 
Социальные функции семьи обусловлены не только потребностью общества, но и потребностью самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Итак, семья 
может рассматриваться как 
Репродуктивная функция. Выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.