Воспитание и обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:27, контрольная работа

Описание работы

Обучение и воспитание являются такими же древними, как и сам человек и человеческое общество.
Чтобы существовать, развиваться, сохранить, защитить себя, люди должны были не просто добывать пищу, одежду, строить жилища, а еще и передавать накопленный жизненный опыт своим детям, новому поколению. Вначале, конечно, ребенок усваивал этот опыт через простое подражание взрослым. Постепенно в общинах появляются специальные люди, в обязанности которых входило воспитание и обучение детей. В Греции их называли дидаскалами, в России это были дядьки, мамки.

Содержание работы

1. Вопрос 1. Понятия «воспитание» и «обучение».
Процесс воспитания
Этапы процесса воспитания
Принципы воспитания
Процесс обучения
Основа обучения
Признаки процесса обучения
Приемы и методы обучения, их классификация
2. Вопрос 2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Концепции семейной педагогики
Цель семейного воспитания
Значение воспитания детей в семье
Задачи семьи
Принципы семейного воспитания
Правила семейного воспитания
Основные функции семьи
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

Обучение  может быть общим для всех (общеобразовательная  школа) и дифференцированным, при  котором осуществляется деление  учащихся по интересам (гуманитарные, математические, биологические и  другие классы) и по способностям (школы  для одаренных детей).

Обучение  в школах разных типов и других учебных заведениях реализуется  через уроки, лекции, семинары, домашнюю самостоятельную работу и т. д.

Обучение  является одним из ведущих средств  воспитания, так как именно оно  формирует у человека систему  норм, правил, взглядов, с которыми он подходит к оценке и анализу явлений  окружающего мира, поступков и  поведения людей и своих собственных  поступков.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки.

    • Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
    • Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
    • Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Признаки  процесса обучения.

Процесс обучения — это социальный процесс, который  возник с возникновением общества и  совершенствуется в соответствии с  его развитием.

Процесс обучения можно рассматривать как процесс  передачи опыта. Следовательно, и процесс  обучения в средних и высших учебных  заведениях можно назвать процессом  передачи накопленного опыта обществом  подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности, которые  постоянно совершенствуются, способы  применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы  совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для  постоянного развития, для постоянного  познания мира общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания  новых знаний, т. е. способами познания мира.

Признаки  процесса обучения:

двусторонний  характер;

совместная  деятельность учителей и учащихся;

руководство со стороны учителя;

специальная планомерная организация и управление;

целостность и единство;

соответствие  закономерностям возрастного развития учащихся;

управление  развитием и воспитанием учащихся.

Приемы  и методы обучения, их классификация.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых  осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит  от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения»  мы употребляем и понятие «приемы  обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями  обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная  классификация методов обучения включает:

    • словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);
    • наглядные;
    • практические.

Словестные  методы обучения:

    • рассказ;
    • лекция;
    • беседа;
    • работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с  учебником, книгой, справочной литературой  также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.

 

Вывод: Между образованием и воспитанием существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности, организованности, общественной активности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функции.

 

  1. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, бюджета и взаимной моральной ответственностью.

Она имеет  ряд функций: репродуктивную, экономическую, экзистенциальную, досуговую и пр.

Одна из главных  ее функций воспитательная.

Семья имеет  приоритет как основной источник социализации и обладает огромными  возможностями в формировании личности, особенно в первые пять лет жизни  ребенка, сензитивный период, когда  формируются психические процессы, эмоции, характер. Поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. На социализирующую функцию семьи  оказывает влияние ряд факторов: социальное и материальное положение, род занятий и образование  родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе  мировоззрение, ценности. Особую роль играет воспитательная деятельность родителей. Имеет значение и тип семьи. Наука  выделяет разные типы семьи: по главенству, по составу, по ценностным установкам и др. По ценностным установкам семьи  бывают детоцентристскими: основная цель - вырастить детей, супружескими: главное - отношения супругов. В настоящее  время большинство семей по типу главенства эгалитарны, в них отношения  основаны на равенстве, партнерстве, демократизме, в отличие от патриархальной семьи, во главе с мужчиной. Раскрепощение женщин имеет и негативные последствия: мужчины, отцы должны проявлять меньше агрессивных, маскулинных черт и больше эмоциональности, тонкости, чуткости, чего они часто не могут. Современные женщины часто ведут себя по-мужски в деловой и семейной жизни, что тоже осложняет психологическую атмосферу в семье и воспитание. Ученые считают, что семья развивается в сторону персоналистской семьи, где ее ведущая функция - обеспечить развитие индивидуальности, способностей каждого на основе сотрудничества, толерантности. В настоящее же время семья, по мнению специалистов, переживает кризис, о чем говорят такие показатели: падение рождаемости ( в России 15% бездетных семей), рост разводов, распад семей (Россия вышла на первое место в мире), сокращение уровня брачности и активный рост внебрачной рождаемости, массовый отказ от детей и сдача их в детские учреждения, жестокое обращение с детьми, их бегство из дома и бродяжничество, преступность. Имеются также данные о типах семей по их воспитательным возможностям ("благополучные" и "неблагополучные"семьи). Педагогически сильные и относительно сильные семьи. составляют 50-60% от общего числа. Остальные относятся к воспитательно слабым и к семьям, не способным к руководству развитием ребенка. Состояние семьи зависит от общего кризиса общества, цивилизации, однако и в этих условиях возможны действия по улучшению семейного воспитания.

Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают:

1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие;

2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него.

Целью семейного воспитания являются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать  у самих родителей педагогически  целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

Значение  воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

В современных  условиях дети нуждаются в воспитании:

1) разумной практичности;

2) делового расчета;

3) честной предприимчивости.

Вначале всем этим должны овладеть родители.

Педагогически целесообразная родительская любовь –  это любовь к ребенку во имя  его будущего в отличие от любви  во имя удовлетворения собственных  сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям:

1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство;

2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.

Родители  для детей – это жизненный  идеал.

Задачи семьи:

  1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.
  2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
  3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.
  4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
  5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

  1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.
  2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.
  3. Открытость и доверительность отношений с детьми.
  4. Оптимистичность взаимоотношений в семье.
  5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного).
  6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Правила семейного воспитания:

  1. Запрещение физических наказаний.
  2. Запрещение читать чужие письма и дневники.
  3. Не морализировать.
  4. Не говорить слишком много.
  5. Не требовать немедленного повиновения.
  6. Не потакать и др.

Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в  семье не потом, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и  с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др. 
В ближайшее время во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему  действий и отношений, необходимых  для существования и развития общества.

Социальные  функции семьи обусловлены не только потребностью общества, но и  потребностью самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически  изменяются, поэтому каждый этап в  развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных  изменениях общество на любой ступени  своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья  может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная  функция. Выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

Информация о работе Воспитание и обучение