Воспитание эстетической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение эстетической и художественной культуры и влияния её на развитие полноценной творческой личности.
Предмет: эстетическое воспитание как метод развития у учащихся эстетической и художественной культуры.
Объект: личность учащегося, развитие её с помощью методов эстетического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………..……………………………………….……3
Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического
воспитания………………………………………………………………………4
Понятие эстетической и художественной культуры………….………………………………………………….….………4
Понятие и структурные компоненты эстетического
воспитания……………………………..………………………………..……....6
Глава II. Воспитание эстетической культуры…………………………….....10
Содержание и методы эстетического воспитания.
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….……10
Разработка урока, воспитывающего у учащихся
эстетическую культуру……………………………………….………….…...16
Заключение…………………………………………………………...…….….23
Список использованной литературы………..…………………………….…24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 955.12 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………..……………………………………….……3

Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического

воспитания………………………………………………………………………4

    1. Понятие эстетической и художественной культуры………….………………………………………………….….………4
    2. Понятие и структурные компоненты эстетического

воспитания……………………………..………………………………..……....6

Глава II. Воспитание эстетической культуры…………………………….....10

    1. Содержание и методы эстетического воспитания.

Формирование  эстетической культуры средствами искусства……….……10

    1. Разработка урока, воспитывающего у учащихся

эстетическую культуру……………………………………….………….…...16

Заключение…………………………………………………………...…….….23

Список использованной литературы………..…………………………….…24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С уровнем  эстетического развития личности и  общества, со способностью человека откликаться  на красоту и творить по законам  красоты закономерно связывают  прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и  инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях  мировой культуры.

В данной работе на тему «Воспитание эстетической культуры» будут рассмотрены проблемы эстетического воспитания, прослежена его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, также прослежено, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.

Целью данной курсовой работы является изучение эстетической и художественной культуры и влияния её на развитие полноценной творческой личности.

Предмет: эстетическое воспитание как метод развития у учащихся эстетической и художественной культуры.

Объект: личность учащегося, развитие её с помощью методов эстетического воспитания.

Задачи: раскрыть сущность и особенности влияния эстетической культуры на развивающуюся личность; рассмотреть методический аспект развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства; разработать уроки, способствующие развитию у учащихся эстетической и художественной культуры.

Эстетическое  воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что  связано со многими сторонами  воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в человеке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ученику с уважением относиться к труду людей. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

 

Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического воспитания.

    1. Понятие эстетической и художественной культуры.

Эстетическая  и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.

Эстетические  чувства пробуждают нравственные и  интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий — ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.

Художественная  культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного  художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное  художественное творчество для больших  масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и  его культурные формы. Становление  и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий  под воздействием демографических, социальных и социально-психологических  и др. факторов. В нем задействованы  механизмы как стихийного, так  и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом  средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

Эстетическое  переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.

Вместе  с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения.

Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей  эстетическим чувством их известных  и безымянных создателей неоспорима. Без этого характер и особенности  практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.

Таким образом, как эстетическая, так и художественная культура играют огромную роль в развитии и становлении полноценной личности. Без культуры человечество вряд ли бы поднялось по эволюционной лестнице до столь разумного существа, коим сейчас является человек.

 

    1. Понятие и структурные компоненты эстетического воспитания.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности. Это  специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Эстетическое  воспитание – целенаправленное, систематическое  воздействие на личность с целью  ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать  прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью  дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.

Эстетическое  воспитание обеспечивает комплексный  подход к развитию личности, оно  включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы  жизнедеятельности человека: и глубину  его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки.

Взаимосвязь эстетического и нравственного  воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями  человека. Воспитательная сила искусства  и заключается в том, что оно  заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви  и ненависти и соответственным  образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

«Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает. Радость труда – красота бытия» – говорил В.А. Сухомлинский (В.И. Логинова  «Дошкольная педагогика» М1988 г., с. 235).

В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются  умственные способности, умение планировать  свою деятельность. Это содействует  умственному развитию, которое, в  свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание человека.

Воспитание  красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.            

Эстетическое  воспитание гармонизирует и развивает  все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического  воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи  отмечают, что формируя «эстетическое  мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое  образование, приобщение людей к  сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • Эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • Воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних  особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое  воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических  ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу учащихся, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у учащихся с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения учащихся.

Таким образом, эстетическое воспитание необходимо для развития у учащихся эстетической и художественной культуры, понимания их значимости в современном достаточно агрессивном мире. И преподаватель должен непременно учитывать эстетическое воспитание при разработке своей методической системы.

Делая вывод  к первой главе, можно отметить, что при овладении эстетической и художественной культурой, человек становится более эстетически образованным и способен внести частичку красоты и эстетики в окружающую его действительность, таким образом, изменяя мир в лучшую сторону, делая его чуточку прекраснее. А развивать в человеке это эстетическое начало призвано воспитание эстетической культуры.

 

 

 

 

 

Глава II. Воспитание эстетической культуры.

    1. Содержание и методы эстетического воспитания. Формирование эстетической культуры средствами искусства.

Информация о работе Воспитание эстетической культуры