Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение эстетической и художественной культуры и влияния её на развитие полноценной творческой личности.
Предмет: эстетическое воспитание как метод развития у учащихся эстетической и художественной культуры.
Объект: личность учащегося, развитие её с помощью методов эстетического воспитания.
Введение…………………………..……………………………………….……3
Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического
воспитания………………………………………………………………………4
Понятие эстетической и художественной культуры………….………………………………………………….….………4
Понятие и структурные компоненты эстетического
воспитания……………………………..………………………………..……....6
Глава II. Воспитание эстетической культуры…………………………….....10
Содержание и методы эстетического воспитания.
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….……10
Разработка урока, воспитывающего у учащихся
эстетическую культуру……………………………………….………….…...16
Заключение…………………………………………………………...…….….23
Список использованной литературы………..…………………………….…24
Содержание
Введение…………………………..…………………………
Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического
воспитания……………………………………………………
воспитания……………………………..…………………
Глава II. Воспитание эстетической культуры…………………………….....10
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….……10
эстетическую культуру………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………..…………………………….…24
Введение
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
В данной работе на тему «Воспитание эстетической культуры» будут рассмотрены проблемы эстетического воспитания, прослежена его взаимосвязь со всеми сторонами воспитания, также прослежено, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и как происходит их дальнейшее развитие.
Целью данной курсовой работы является изучение эстетической и художественной культуры и влияния её на развитие полноценной творческой личности.
Предмет: эстетическое воспитание как метод развития у учащихся эстетической и художественной культуры.
Объект: личность учащегося, развитие её с помощью методов эстетического воспитания.
Задачи: раскрыть сущность и особенности влияния эстетической культуры на развивающуюся личность; рассмотреть методический аспект развития эстетического восприятия на уроках изобразительного искусства; разработать уроки, способствующие развитию у учащихся эстетической и художественной культуры.
Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в человеке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ученику с уважением относиться к труду людей. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического воспитания.
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий — ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.
Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.
Отражаясь
в сознании людей, художественная культура
формирует эстетическое сознание и
его культурные формы. Становление
и развитие эстетической культуры личности
— процесс поэтапный, протекающий
под воздействием демографических,
социальных и социально-психологических
и др. факторов. В нем задействованы
механизмы как стихийного, так
и сознательного (целенаправленного)
характера, определяемые в целом
средой общения и условиями
Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.
Вместе с тем, было бы неверно ограничивать реальные проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения.
Оплодотворённость огромного мира культурных ценностей эстетическим чувством их известных и безымянных создателей неоспорима. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной результат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человеческой истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.
Таким образом, как эстетическая, так и художественная культура играют огромную роль в развитии и становлении полноценной личности. Без культуры человечество вряд ли бы поднялось по эволюционной лестнице до столь разумного существа, коим сейчас является человек.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.
Искусство – ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, и с помощью эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.
Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки.
Взаимосвязь
эстетического и нравственного
воспитания и развития раскрывается
тем, что этические и эстетические
представления связаны с
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.
«Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает. Радость труда – красота бытия» – говорил В.А. Сухомлинский (В.И. Логинова «Дошкольная педагогика» М1988 г., с. 235).
В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание человека.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое
воспитание интенсифицирует развитие
самосознания, способствует формированию
социальной позиции, основанной на гуманистических
ценностях; гармонизирует эмоционально-
Таким образом, эстетическое воспитание необходимо для развития у учащихся эстетической и художественной культуры, понимания их значимости в современном достаточно агрессивном мире. И преподаватель должен непременно учитывать эстетическое воспитание при разработке своей методической системы.
Делая вывод к первой главе, можно отметить, что при овладении эстетической и художественной культурой, человек становится более эстетически образованным и способен внести частичку красоты и эстетики в окружающую его действительность, таким образом, изменяя мир в лучшую сторону, делая его чуточку прекраснее. А развивать в человеке это эстетическое начало призвано воспитание эстетической культуры.
Глава II. Воспитание эстетической культуры.