Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение эстетической и художественной культуры и влияния её на развитие полноценной творческой личности.
Предмет: эстетическое воспитание как метод развития у учащихся эстетической и художественной культуры.
Объект: личность учащегося, развитие её с помощью методов эстетического воспитания.
Введение…………………………..……………………………………….……3
Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического
воспитания………………………………………………………………………4
Понятие эстетической и художественной культуры………….………………………………………………….….………4
Понятие и структурные компоненты эстетического
воспитания……………………………..………………………………..……....6
Глава II. Воспитание эстетической культуры…………………………….....10
Содержание и методы эстетического воспитания.
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….……10
Разработка урока, воспитывающего у учащихся
эстетическую культуру……………………………………….………….…...16
Заключение…………………………………………………………...…….….23
Список использованной литературы………..…………………………….…24
Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только
Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Эстетическое воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей:
Основные задачи эстетического воспитания можно свести к следующим положениям:
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности учащиеся овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умением наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у учащихся самостоятельности в творчестве, когда ученик сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.
Способность
искусства развивать образное мышление,
культуру чувств, ценностные ориентации,
достигать оптимального единства рационального
и эмоционального в духовном мире
личности позволяет вести речь о
его эвристической функции, которая
широко должна быть использована в
учебно-воспитательном процессе. Отсюда
следует, что никакое обновление
высшей школы невозможно без специальной
программы культурно-
Творческий процесс — важнейшее средство самопознания, так как всё, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.
По выражению А.С. Макаренко, этим инструментом прикосновения к личности, этим способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.
Основными методами эстетического воспитания являются:
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
Задачами эстетического воспитания являются:
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, в природе, в окружающей жизни и в поведении людей.
Существенным
компонентом эстетического
Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Эстетическое воспитание необходимо осуществлять на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, можно выделить следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
Таким образом, эстетическое воспитание необходимо осуществлять на всех этапах возрастного развития личности. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Главная цель эстетического воспитания — формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности. Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у учащихся стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить учащихся основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства.
Основами
реалистического изображения
Требования, предъявляемые к урокам, способствующим развить в учащихся основы эстетической культуры:
Нами был разработан план-конспект
урока декоративно-прикладного