Воспитание эстетической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение эстетической и художественной культуры и влияния её на развитие полноценной творческой личности.
Предмет: эстетическое воспитание как метод развития у учащихся эстетической и художественной культуры.
Объект: личность учащегося, развитие её с помощью методов эстетического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………..……………………………………….……3
Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического
воспитания………………………………………………………………………4
Понятие эстетической и художественной культуры………….………………………………………………….….………4
Понятие и структурные компоненты эстетического
воспитания……………………………..………………………………..……....6
Глава II. Воспитание эстетической культуры…………………………….....10
Содержание и методы эстетического воспитания.
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….……10
Разработка урока, воспитывающего у учащихся
эстетическую культуру……………………………………….………….…...16
Заключение…………………………………………………………...…….….23
Список использованной литературы………..…………………………….…24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 955.12 Кб (Скачать файл)

Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

В процессе воспитания происходит приобщение индивидов  к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание  красотой и через красоту формирует  не только

  1. Эстетико-ценностную ориентацию личности, но и
  2. Развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, в поведении и, конечно, в искусстве (это следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания).
  3. Развивает познавательную способность личности.
  4. Учит индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности.

Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое  мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению ученых, является необходимой  предпосылкой ее теоретического познания.

Эстетическое  воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей:

  • Формирование эстетическо-ценностной ориентации личности;
  • Развитие ее эстетически-творческих потенций.

Основные  задачи эстетического воспитания можно  свести к следующим положениям:

  • Вырабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности; раскрывать в них то, что опосредуется обществом как эстетическое явление;
  • Учить умению не только активно воспринимать, но и понимать, а также оценивать творения искусства;
  • Развивать в каждом человеке стремление к умелому использованию своих творческих сил и способностей; развивать потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею;
  • Сознательно бороться за утверждение прекрасного во всем: в природе и общественной жизни, в труде, в социальных и личных отношениях, в быту и личном поведении (Апресян Г.З. Эстетическое воспитание., с.74).

Содержание  эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.

 Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности учащиеся овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умением наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в  содержание эстетического воспитания входит развитие у учащихся самостоятельности в творчестве, когда ученик сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

Эстетическое  развитие личности средствами искусства  в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.

Способность искусства развивать образное мышление, культуру чувств, ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального  и эмоционального в духовном мире личности позволяет вести речь о  его эвристической функции, которая  широко должна быть использована в  учебно-воспитательном процессе. Отсюда следует, что никакое обновление высшей школы невозможно без специальной  программы культурно-эстетической подготовки студентов.

Творческий  процесс — важнейшее средство самопознания, так как всё, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.

По выражению  А.С. Макаренко, этим инструментом прикосновения  к личности, этим способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.

Основными методами эстетического воспитания являются:

  1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
  2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
  3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
  4. Включение в трудовое воспитание – учить детей познавать красоту труда (Ушинский К.Д. Избранные  педагогические сочинения).

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие  структурные компоненты эстетического воспитания:

  • Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • Воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Задачами  эстетического воспитания являются:

  1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.
  2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.
  3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей.

Не менее  важной стороной содержания эстетического  воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать у  учащихся эстетические потребности  в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить  школьников воспринимать прекрасное в  различных видах искусства, в  природе, в окружающей жизни и  в поведении людей.

Существенным  компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением  выражать свои суждения по вопросам художественного  отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся преставлений и понятий о специфике  отражения этой действительности в  различных видах и жанрах искусства, выработке умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Эстетическое  воспитание, используя для своих  целей художественное воспитание, развивает  человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Эстетическое воспитание необходимо осуществлять на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской  основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также  нравственности.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, можно выделить следующие  структурные компоненты эстетического  воспитания:

  • Эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • Художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • Воспитание творческих потребностей и способностей;
  • Эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности.

Таким образом, эстетическое воспитание необходимо осуществлять на всех этапах возрастного развития личности. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Главная цель эстетического воспитания — формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности. Эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у учащихся стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

 

    1. Разработка урока, воспитывающего у учащихся эстетическую культуру.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать  у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные  способности. Это, в свою очередь, требует научить учащихся основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства.

Основами  реалистического изображения ученики  овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Требования, предъявляемые к урокам, способствующим развить в учащихся основы эстетической культуры:

  1. Уроки должны проходить  в хорошо освещённом помещении, т.к. тёмные и мрачные цвета помещения могут способствовать неадекватному восприятию материала.
  2. Мебель в помещении обязательно должна быть чистой и отвечать всем эргономическим требованиям.
  3. Каждое занятие необходимо обязательно подкреплять наглядными пособиями по конкретной теме (иллюстрации, картины, работы выпускников, макеты, поделки и т.д.).
  4. Наличие во время проведения занятия личного примера преподавателя необходимо для начала творческого процесса.
  5. На стенах помещения необходимо разместить визуальный ряд в виде произведений известных художников, а также фотографий самих художников для погружения учащихся в творческую атмосферу.
  6. Необходимо, чтобы все свои мысли и фантазии учащиеся сразу же зарисовывали или записывали (метод мозгового штурма).
  7. Необходимо предоставить учащимся свободу творчества.
  8. Ни в коем случае нельзя подвергать творения учащихся грубой критике, это может убить в них творческое начало, они могут  закрыться и больше не будут давать свободу своим фантазиям.
  9. Возможно на занятии наличия музыкального сопровождения для большего раскрепощения учащихся, активного творческого процесса (музыка не должна быть навязчивой, громкой, а наоборот, необходимо подобрать спокойную, не громкую музыку, возможно классическую).

Нами был разработан план-конспект урока декоративно-прикладного искусства, одной из целей которого стало  воспитание у учащихся эстетического  восприятия действительности, любви  к прекрасному.

Информация о работе Воспитание эстетической культуры