Воспитание эстетической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение эстетической и художественной культуры и влияния её на развитие полноценной творческой личности.
Предмет: эстетическое воспитание как метод развития у учащихся эстетической и художественной культуры.
Объект: личность учащегося, развитие её с помощью методов эстетического воспитания.

Содержание работы

Введение…………………………..……………………………………….……3
Глава I. Понятие эстетической культуры и эстетического
воспитания………………………………………………………………………4
Понятие эстетической и художественной культуры………….………………………………………………….….………4
Понятие и структурные компоненты эстетического
воспитания……………………………..………………………………..……....6
Глава II. Воспитание эстетической культуры…………………………….....10
Содержание и методы эстетического воспитания.
Формирование эстетической культуры средствами искусства……….……10
Разработка урока, воспитывающего у учащихся
эстетическую культуру……………………………………….………….…...16
Заключение…………………………………………………………...…….….23
Список использованной литературы………..…………………………….…24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 955.12 Кб (Скачать файл)

 

План-конспект урока декоративно-прикладного  искусства на 2-ом курсе колледжа по теме «Выполнение изделия в технике «витраж». (2 ч)

Предмет: Декоративно-прикладное искусство.

Тема: Выполнение изделия в технике «витраж».

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  1. Образовательные: Сформировать у учащихся практические навыки работы со стеклом, контуром для витража, витражными красками.
  2. Воспитательные: Воспитывать у учащихся любовь к прекрасному, эстетическую и художественную культуру.
  3. Развивающие: Развивать предметно-образное мышление.

Задачи:

  1. Образовательные: Познакомить с техникой «витраж», научить стилизовать природные формы.
  2. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, эстетическое восприятие действительности.
  3. Развивающие:  Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Средства обучения: Беседа, личный пример, наглядные пособия, инструктаж для работы с витражными красками.

Методы обучения: Словесные (устное изложение материала, диалог с учащимися), наглядные, практические.

Оборудование для учащихся:  Стекло, размером 30/20 см; витражные краски; контур для витража; бумага для эскизов; простой карандаш; ластик; спирт для обезжиривания стекла.

Оборудование для преподавателя: Примеры готовых работ в технике «витраж» (рамка для фотографий, натюрморт, стилизация, кружки).

 

План урока:

  1. Вводная беседа.
  2. Знакомство с техникой витража.
  3. Изготовление рамки для фотографий или композиции с использованием природных форм.
  4. Подведение итогов.

Ход урока:

I. Организационная часть.

  1. Приветствие, организация внимания.
  2. Контроль готовности к уроку.

II. Теоретическая часть.

  1. Вводная беседа.
  2. Знакомство с условными знаками.
  3. Объяснение.
  4. Объяснение и показ.

III. Практическая часть.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

IV. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов.
  2. Выставка работ, оценивание.
  3. Уборка рабочего места.

Содержание урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит  выполнить изделие в технике  «витраж». Кто-нибудь из вас уже сталкивался  с этой техникой? Что такое витраж?

ВИТРАЖ – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Теперь  узнаем немного из истории этой техники.

С давних пор витраж использовался в храмах.

В раннехристианском  храме окна заполнялись тонкими  прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.

В романских  храмах (Франция, Германия) появились  сюжетные витражи из разнообразных  по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи  изображали религиозные и бытовые  сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения  витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания  по специально покрашенному разноцветному  стеклу.

В России витражи существовали ещё в12 веке, однако они не были характерным элементом  убранства интерьеров русских домов.

В настоящее  время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости  от техники изготовления:

  • Классический витраж  образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.
  • Накладной витраж получается по технологии фьюзинга, иногда наклеиванием элементов на основу.
  • Расписной витраж на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
  • Плёночный витраж на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся плёнка (английская технология)
  • Комбинированный витраж. 

Технология изготовления витражей

Витражи изготавливаются в 4 этапа:

  1. Рисунок эскиза
  2. Подготовка стекла (обрезка по размеру эскиза, обезжиривание)
  3. Рисунок контуром по стеклу подготовленного эскиза
  4. Заполнение рисунка красками для витража

Сейчас  я предлагаю преступить к первому  этапу. Ребята, сделайте несколько эскизов  с применением природных форм. Что вы хотите выполнить в технике  «витраж». Это может быть рамка  для фотографий, может быть просто какая-нибудь композиция, вы даже можете расписать в технике «витраж» кружку, сделать из красивой стеклянной баночки стильную вазу.

На это  задание вам даётся 15 минут. Так  как времени у вас не очень  много, приступайте.

Далее учитель  отвечает на вопросы учащихся по мере их возникновения.

Когда все  учащиеся сдали готовые эскизы, преподаватель  приступает к инструктажу для  работы в технике «витраж».

Учащиеся  должны работать в следующем порядке:

  1. Обезжирить стекло спиртом.
  2. Подложить под стекло эскиз, по размеру, равный стеклу.
  3. Обвести контуром для витража все необходимые линии.
  4. Подождать, пока контур немного подсохнет.
  5. Залить участки, ограниченные контуром, краской по витражу.
  6. Подождать пока краска высохнет.

Затем производится выставка работ учащихся, оценивание.

 

Данный урок способствует развитию у учащихся предметно-образного  мышления, способствует раскрытию творческого  потенциала, так как тема даётся практически свободная, у студентов  развивается фантазия, творческое мышление. Благодаря тому, что всю работу необходимо выполнять своими руками, у учащихся развивается мклкая моторика пальцев, точность, аккуратность, усидчивость, терпение. Так как данную работу необходимо выполнить в цвете, студенты учатся сочетать цвета, узнают об основных и дополнительных цветах, близких  и противоположных, о разных оттенках одного цвета, также студенты учатся смешивать цвета для получения более красивого необычного оттенка. На данном занятии учащиеся получают знания о таких материалах, как стекло, картон, учатся с ними работать. Изготовление авторского изделия – наилучший пример развития эстетичекой и художественной культуры у учащихся.

 

Примеры готовых витражей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рамка для фотографий Стилизованный натюрморт «Тюльпаны»


 

 

 

 

 


       «Микки-маус»

 

 

 

Стилизованная композиция

             «Бабочка» «Лилия»

 

 

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена проблема эстетического воспитания и его важности в современном мире. Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Задача  эстетического воспитания состоит  в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и т.д.

Эстетическое  воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного  процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Оценивая  роль эстетического воспитания в  развитии подростков, в целом, можно  утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное  влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую  роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного  человека, обеспечивает комплексный  подход к развитию личности, и проявляется  это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

 

Список  использованной литературы:

  1. Борев Ю.Б. Эстетика. - М., издательство политической литературы 1988 г.
  2. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
  3. Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
  5. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
  6. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.
  7. Ушинский К.Д. Избранные  педагогические сочинения. - М., 1974.
  8. Кондрашов В.А. Этика. Эстетика:  учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 1998.
  9. Апресян Г.З., Эстетическое воспитание. - М., 1980, с.74
  10. Основы эстетического воспитания. Под ред. Н.А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986, с. 240.
  11. Изобразительное искусство и художественный труд: Кн. Для учителя/ Б.М.Ненецкий, Н.Н.Фомина и др. М.:Просвещение,1991, с.192.

 


Информация о работе Воспитание эстетической культуры