Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:19, доклад
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социо-культурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
Самоопределение, самоосознание и самооценка личности
Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе межличностных, общественных и социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, но достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.
Процесс становления человека, как общественного целенаправленно и сознательно действующего существа, характеризуется сочетанием стремления к единению, общественному признанию, включению в социально значимую для него общность (интеграция) и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида (индивидуализация). Вместе с тем необходимо учитывать, что, например, на ранних этапах развития ребенка формирование жизненных навыков, речи, мыслительных операций осуществляется в тесном взаимодействии с носителями опыта - взрослыми. Его усвоение первоначально происходит за счет подражания, позднее посредством совместных, кооперативных действий. Лишь постепенно он приобретает способность действовать самостоятельно. Именно это выступает главной предпосылкой формирования самосознания. Ребенок становится способным принимать одни влияния и отвергать другие не просто на основе элементарных побуждений и настроений, но на основе сознательных оценок, идеалов, убеждений, сформированных в процессе целенаправленного воспитательного взаимодействия.
Самоопределение также может быть рассмотрено как процесс освоения человеком различных межличностных и социальных ролей. Некоторые из них он успешно осваивает, исполнение других оказывается для него достаточно затруднительным. И в этом случае решающее значение принадлежит воспитательному взаимодействию педагога и воспитуемого.
Специальные наблюдения показывают, что ребенок демонстрирует способность к самостоятельным действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Однако в это время его попытки утвердить свою позицию носят преимущественно активный эмоциональный характер. Подлинное же самоопределение осуществляется лишь в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным неподдельное самоутверждение, которое является важным компонентом самоопределения. Это связано с тем, что предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, т.е. собственным поведением утвердить свое соответствие ей. Это требует определенной зрелости мотивационной сферы личности, которая также формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного воспитательного взаимодействия.
В становлении зрелой личности особое место занимает профессиональное самоопределение. Для юноши оно может представлять серьезную проблему вследствие недостаточной ориентации в сфере общественно полезной профессиональной деятельности, а также искажения сформированных ранее ценностных установок. Последнее нередко выливается в выбор предстоящей профессиональной деятельности по неглубоко продуманным сугубо меркантильным соображениям. В связи с этим весьма важным является сформированное в процессе целенаправленного воспитательного взаимодействия личностное самоосознание, осознанная социальная позиция человека, представляющая основу профессионального самоопределения и формирующая мотивированные жизненные цели и ориентиры.
Самоосознание личности - оценка человеком самого себя, как субъекта познавательной и профессиональной деятельности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, общих интересов и идеалов. Именно в самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. К тому же оно тесно связано с рефлексией, где выходит на уровень теоретического мышления. А поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди, то самоосознание по самому существу носит общественный характер.
Одним из элементов самоосознания является самооценка личности - эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Она выступает важным регулятором внешнего поведения и внутренних помыслов и и определяет взаимоотношения человека с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личностной сферы.
Самооценка личности складывается, во-первых, под влиянием оценочных суждений других людей. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Пренебрежение к такого рода «внешней» оценке редко бывает искренним - человек так или иначе всегда ее учитывает. Во-вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа субъективного «Я» человека (каким он видит сам себя) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.
Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценками со стороны окружающих. Если они выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности, когда человек стремится достигнуть уровня оценки окружающих. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к острому внутриличностному конфликту.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний и целями, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет ему правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Вследствие этого личностная самооценка оказывает существенное влияние на направленность и содержание самовоспитания человека.
Самовоспитание как направление личностного совершенствования
Необходимо отметить, что самовоспитание в современной отечественной гуманистически ориентированной педагогике оценивается как одно из наиболее перспективных, обусловленных спецификой нынешнего этапа эволюции российского общества, направлений развития (совершенствования) воспитательной системы образовательных и других учреждений. Оно рассматривается как сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных и преодолению отрицательных личностных свойств и качеств.
В педагогических исследованиях отмечается, что элементы самовоспитания присутствуют у детей уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны окружающих его взрослых.
В юношеском возрасте, когда личностные качества человека в значительной степени сформированы, самовоспитание становится более осознанным. К тому же в процессе выработки профессионального самоопределения у юношей и девушек ярко выражена потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению, социальной группе.
Считается, что целостное содержание самовоспитания формируется в результате предшествующего воспитания личности в целом. Именно в нем к моменту личностной зрелости человека формируются соответствующие его требованиям свойства и качества. Именно на их основе самовоспитание может строиться наиболее продуктивно и включать в себя несколько взаимосвязанных циклов (этапов).
Первый цикл самовоспитания начинается с принятия решения о необходимости личностного самосовершенствования. Как показывает педагогическая практика, без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив их реализации в работе над собой.
Весьма важным элементом первого цикла выступает выбор или формирование идеала или модели, к которым необходимо стремиться в самовоспитании. Опыт показывает, что на основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного миропонимания и под воздействием воспитательной среды человек сам выбирает себе идеал или пример. Иногда он создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).
На втором цикле человек, в соответствии с избранным идеалом (примером) или накопленным знанием о возможностях самовоспитания, стремиться познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого воспитуемого, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого цикла также происходит формулирование (уточнение) ценностных ориентаций человека.
Содержание третьего цикла имеет более практическую направленность, чем предшествующие. Одним из его ответственных элементов является выбор путей, методов и средств самовоспитания. Следует отметить, что современная педагогика представляет воспитуемому достаточно широкий выбор. Однако здесь весьма важно остановиться на тех из них, которые наиболее полно соответствуют его личностным особенностям, специфике образовательной или профессиональной деятельности.
Несмотря на относительную автономность самовоспитания, его эффективность во многом зависит от соответствующей организаторской и коррекционной деятельности педагогов по его актуализации в рамках функционирующих воспитательных систем. Эта деятельность может рассматриваться как триединый комплекс, включающий в себя решение следующих задач:
Таким образом, выполненное рассмотрение воспитания как составной части образовательного процесса, позволяет сформировать его целостное понимание как конкретно-исторического явления, наполненного своеобразными сущностью и содержанием, отражающим специфику воспитания в группе (коллективе), особенности личностно-ориентированного воспитания, место и педагогические функции воспитателя, а также принципы организации и осуществления. Представленные теоретические и прикладные разработки проблем формирования и функционирования воспитательных систем, особенностей воспитательного взаимодействия и возрастного подхода в воспитании, а также самовоспитания создают необходимые условия для результативной деятельности педагога в интересах формирования и развития личностной сферы человека современного цивилизованного общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воспитание // Советский энциклопедический словарь.4-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1987. – С. 248.
2. Немов Р.С. Психология.: В 3-х т. Т.2. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608с.
3. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 1999. – 256с.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с. – ( Учебник нового века).
5. Физкультура для всей семьи / Сост. Т.В.Козлова, Т.А.Рябухина. – 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1990. – 463с. – (Библиотека для родителей).
6. Энциклопедия молодой семьи. – 2-е изд. – Минск.: Белорусская Советская Энциклопедия, 1988. – 663с.
Информация о работе Воспитание как целенаправленная деятельность