Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблемы воспитания культуры поведения, определить эффективные условия его развития.
Объект: процесс воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет: сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста …………………………………….6 1.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как образец воспитания культуры поведения дошкольника………………………………………………………………………………….10
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика проявления культуры поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….13
2.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения………………………………………………………………………..20
2.3. Динамика в формировании культуры поведения………………………23
Заключение …………………………………………………………………….28
Список литературы ……………………………………………………………..30
Приложение …………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.90 Кб (Скачать файл)

  Воспитание культуры поведения и общения начинается в детском саду через их маленький беспокойный коллектив. Здесь они приобретают первые навыки совместно играть, приобщаться к труду, помогать друг другу. Узнают, что значит быть дисциплинированным и ответственным. Задачей воспитания является привить ребенку устойчивые формы повседневного поведения в быту в свете норм и правил, принятых в обществе. Формальное соблюдение этикета не говорит о культуре поведения. Нравственные чувства и представления неразрывно входят в культуру поведения. Целью воспитания, считал К. Д. Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным, культурным и трудовым воспитанием детей.(4)

Душа ребенка многогранна. В ней есть место любви и  ненависти, симпатии и антипатии, сочувствию и равнодушию, справедливости и зависти  по отношению к окружающим. В нем может проявляться чувство собственного «я» или неуверенность в себе. В настоящее время общественная мораль как бы противопоставляется эгоистическим чувствам, отражающим личные интересы. Нравственным чувствам отводится особая роль в воспитании детей и в культуре поведения тоже. Формы нравственного поведения необходимо закреплять, превращать их в привычку и потребность. Все действия взрослых по отношению к ребенку должны строиться на основе положительных эмоций и это будет побудительным мотивом ответного доброжелательного отношения ребенка к окружающим его людям. Уважение к воспитателю, любовь к родным и близким, добрые отношения со своими маленькими приятелями проявляются у дошкольников ярко, эмоционально, искренне и непосредственно.(15)

Действенным примером при  воспитании культуры поведения у  детей является пример самого воспитателя. Здесь важно все – как он выглядит внешне, тон его разговора, как поступает и рассуждает, справедлив или нет к окружающим, особенно к детям. Дети – первые наши свидетели и судьи. И станет ли воспитатель примером для подражания, будет зависеть только от него. Но не все задачи воспитания культуры поведения решаются личным примером. Педагог внимательно отслеживает поведение своих воспитанников, определяя глубину  личного воздействия и влияния. И если возникают проблемы в освоении положительных  навыков поведения, можно своевременно скорректировать этот процесс. Во время наблюдения важно определить, как часто ребенок повторяет неблаговидный проступок – грубо разговаривает, небрежно кушает, отказывается убрать игрушки и т.д., а также заметить, что нового и правильного приобрел он.

  Таким образом, можно сделать вывод, что в сотрудничестве с детьми, воспитатель является образцом воспитания культуры поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Воспитание культуры поведения детей дошкольного  возраста.

2.1. Диагностика проявления  культуры поведения у детей  дошкольного возраста.

  Культура деятельности проявляется у ребенка в различных видах деятельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка культуру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью. 
   Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками с использованием соответствующего словарного запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуациях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих. 
   Культурно-гигиенические навыки — это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.(28) 
   Выделяют следующие особенности формирования культуры поведения у дошкольников: 
- следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых, поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и демонстрировать только положительные образцы поведения; 
- формирование культуры поведения у дошкольников может проходить только при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением ребенка; 
- необходимо сформировать у ребенка опыт нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно поступать, ребенок не всегда способен регулировать свое поведение в силу неразвитости волевых процессов. Привычки поведения формируются не сразу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со стороны взрослого; 
- для успешного формирования потребности поступать определенным образом, необходимо постоянно утверждать общественно значимые мотивы, побуждающие ребенка к определенному поведению; 
- при формировании норм культуры поведения воспитатель постоянно обращает внимание на поддержание положительного эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком действиям носило эмоционально-положительный характер; 
- волевые проявления ребенка для достижения определенного результата необходимо постоянно стимулировать положительной оценкой. (21) 
  Методы воспитания культуры поведения: приучение, поощрение, показ действий, дидактические игры-инсценировки, объяснение, упражнение, поощрение, положительная оценка, разъяснение, этическая беседа, контроль за поведением ребенка. 
  Проявление культуры поведения у детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.(18)

Первая младшая группа.

Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у  них предпосылок нравственного  поведения и культурно-гигиенических  навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие  в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют  различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя.

Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в  постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут  развиваться отношения малыша с  взрослыми, во многом зависит его  взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Создание предпосылок культурного  поведения маленького ребенка ведется  по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать  во время тихого часа, одеваться  и умываться вместе с группой  сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей  развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес  к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и  самостоятельно выполнять несложные  трудовые действия по самообслуживанию.

Воспитание бережного отношения  к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности  за заботу и уход, послушание и чувство  симпатии, дружелюбие к детям и  взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в I младшей группе детского сада.

Важной задачей в работе с  детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических  навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как  неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и  увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать  возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Повторяясь многократно в различных  режимах такие действия, как самостоятельное  одевание, причесывание и т.д. доставляют ребенку радость; дети осваивают, что  и, как и в какой последовательности надо делать.

Вторая младшая группа

У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению  к игрушкам, к труду старших. Воспитатель  большое внимание должен уделять  формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в  детском саду, на улице.

Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких  качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения воспитателя с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение с воспитателем содействует  укреплению привязанности, доверия  к нему ребенка – важнейшего условия  нравственного воспитания. На вечерние час также могут быть запланированы  инсценировки несложных сюжетов  с помощью игрушек. Содержание таких  сценок педагог черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

Уровень развития детей 4-го года жизни  позволяет несколько усложнить  программные требования к нравственно  направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее  опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Средняя группа

Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем  знаний, расширяются возможности  ознакомления детей с явлениями  общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда, яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение.

Сочетание руководства самостоятельной  практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду  взрослых, общественному значению этого  труда содействует успешному  расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с  ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации  внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням.

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и  привычек культурного поведения  активно продолжается. Содержание педагогического  процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание  быть полезным окружающим. У детей  старшей группы необходимо активно  и последовательно формировать  дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих  поступках следовать примеру  хороших людей, положительным, героическим  персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое  место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника  ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с  интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к  деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения  уже может быть сдержанным, умеет  действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при  этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и  закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту  содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к  сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения  систематизации нравственных представлений  старших дошкольников является этическая  беседа. Такие беседы должны органически  быть включены в систему многообразных  методов воспитания.

Подготовительная группа

Основная задача нравственного  воспитания дошкольников на этом этапе  состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявление в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивым и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различной режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Информация о работе Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста