Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблемы воспитания культуры поведения, определить эффективные условия его развития.
Объект: процесс воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет: сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста …………………………………….6 1.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как образец воспитания культуры поведения дошкольника………………………………………………………………………………….10
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика проявления культуры поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….13
2.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения………………………………………………………………………..20
2.3. Динамика в формировании культуры поведения………………………23
Заключение …………………………………………………………………….28
Список литературы ……………………………………………………………..30
Приложение …………………………………………………………………….32
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.
Культура поведения имеет непосредственную связь с нравственным воспитанием, так как нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения к моральным ценностям всего человечества и к конкретному обществу. Антон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении морального облика ребёнка. Многочисленные исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы нравственных качеств личности. Первый опыт морального поведения складывается у ребёнка в процессе общения с взрослым. И воспитатель является источником, удовлетворяющим социальную потребность в общении.
Проводя анализ педагогической, методической, психологической литературы по данной теме, мы доказали гипотезу исследования: мы выяснили, что общение, основываясь на сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми, способствует эффективному осуществлению процесса воспитания культуры поведения детей.
В ходе эксперимента так же было доказано, что воспитатель играет значительную роль в воспитании культуры поведения дошкольников, так как в процессе сотрудничества воспитатель является образцом воспитания, то есть он своими поступками подает пример детям.
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что важнейшим условием воспитания культуры поведения является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми.
Список литературы
12. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65
13. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 224с.
14. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1992. С. 37-40.
15. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения».// Педагогический вестник. С.4 - 94.
16. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А. С. 7-54.
17. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в №5 – 77.
18. Островская Л. Ф. Педагогические знания родителям. – М., 1983. С. 66-121.
19. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986. С. 5-120.
20. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. С. 45-50.
21. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г. С. 7- 90.
22.Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения».// С.3-89.
23. Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности». С.9-88.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1996.
25. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.
26. Чиркова Т. «Учет индивидуально – психологических особенностей детей».//С. 5 – 86.
27. Юдина «Уроки вежливости». С. 4 - 88.
28. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986. С. 15-24.
29. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // С.8 – 79.
30. Сайт http://nsportal.ru/detskii-
31. http://схемо.рф/shemy/
Приложение
Таблица1. Характеристика мотивов поведения дошкольника (30)
Мотивы интереса к миру взрослых, стремление действовать как взрослые
Мотивы игровые, связанные интересом к самому процессу игры
Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми
Широкий социальный мотив
Нравственные мотивы
Новая форма мотивов- стрем-ление выиграть, быть первым.
Мотивы самолюбия и самоутверждения
Познавательные и
Мотивы поведения ребенка
Таблица 2. Формы и методы работы, определяющие деятельность педагога и детей (31)
Регламентированная |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Занятия Кружок |
Беседы Чтение художественной литературы Дидактические игры Игровые ситуации Драматизация Игровые упражнения Рассматривание и обсуждение (иллюстраций, фотографий, пиктограмм) Этюды Моделирование и анализ ситуаций Викторины Сочинение сказки, истории Подвижные игры Мини-конкурсы Импровизации Наблюдения Рассказы педагога и детей |
Сюжетно-ролевые игры Игры-драматизации Дидактические игры Настольные игры Рисование Ручной труд Подвижные игры |
Таблица 3. Формы работы с родителями (31)
Форма взаимодействия с родителями |
Цели работы |
Индивидуальная беседа |
Выявление особенностей воспитания культуры поведения в семье; выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме; ознакомление с работой педагогов группы с детьми по формированию навыков культуры поведения. |
Консультации |
Изучение разных стилей общения родителей с детьми; совершенствование приемов работы с детьми по формированию культуры поведения. Рекомендации по совершенствованию
внутрисемейного общения с |
Семинары-практикумы, тренинги |
Совершенствование коммуникативных умений родителей; развитие навыков восприятия и понимания себя и других в процессе общения; совершенствование навыков культуры общения с окружающими. |
Родительское собрание |
Ознакомление с компонентами культуры поведения; с формами, функциями общения; углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и детьми. |
Анкетирование |
Выявление особенностей общения ребенка в семье. |
Приглашение родителей в группу: (Открытые просмотры |
Ознакомление родителей с жизнью группы; выработка общих требований к воспитанию детей; участие родителей с детьми в совместных проектах. |
Факультатив |
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. Привлечение родителей к работе по формированию культуры поведения.
|
Информация о работе Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста