Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблемы воспитания культуры поведения, определить эффективные условия его развития.
Объект: процесс воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет: сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста …………………………………….6 1.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как образец воспитания культуры поведения дошкольника………………………………………………………………………………….10
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика проявления культуры поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….13
2.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения………………………………………………………………………..20
2.3. Динамика в формировании культуры поведения………………………23
Заключение …………………………………………………………………….28
Список литературы ……………………………………………………………..30
Приложение …………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.90 Кб (Скачать файл)

  Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.

  Культура поведения имеет непосредственную связь с нравственным воспитанием, так как нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения к моральным ценностям всего человечества и к конкретному обществу. Антон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивал, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении морального облика ребёнка. Многочисленные исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы нравственных качеств личности. Первый опыт морального поведения складывается у ребёнка в процессе общения с взрослым. И воспитатель является источником, удовлетворяющим социальную потребность в общении.

  Проводя анализ педагогической, методической, психологической литературы по данной теме, мы доказали гипотезу исследования: мы выяснили, что общение, основываясь на сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми, способствует эффективному осуществлению процесса воспитания культуры поведения детей.

  В ходе эксперимента так же было доказано, что воспитатель играет значительную роль в воспитании культуры поведения дошкольников,  так как в процессе сотрудничества воспитатель является образцом воспитания, то есть он своими поступками подает пример детям.

  Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что важнейшим условием воспитания культуры поведения является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бархатова. Воспитание культуры поведения / Дошкольное воспитание. - № 11 – 1989. С.9-43.
  2. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. , 1991.С. 56- 80.
  3. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. Дошкольная педагогика:   2-е изд. - М. , 1997.С. 12-25.
  4. Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.С. 6-44
  5. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М. , 1984. С. 67-80.
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. С.31- 67
  7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.С. 10-25.
  8. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - М., 1998. С. 12-15.
  9. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды.– М., 1996. С. 9-66.
  10. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: 2-е изд., доп. – М., - 1985. С. 5-38.
  11. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.

12.  Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65

13.  Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 224с.

14. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1992. С. 37-40.

15. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения».// Педагогический вестник. С.4 - 94.

16. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А. С. 7-54.

17. Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в №5 – 77.

18. Островская Л. Ф. Педагогические знания родителям. – М., 1983. С. 66-121.

19. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986. С. 5-120.

20. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. С. 45-50.

21.  Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г. С. 7- 90.

22.Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения».// С.3-89.

23. Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности». С.9-88.

24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1996.

25. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.

26. Чиркова Т. «Учет индивидуально – психологических особенностей детей».//С. 5 – 86.

27. Юдина «Уроки вежливости». С. 4 - 88.

28. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986. С. 15-24.

29. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // С.8 – 79.

30. Сайт http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pedagogicheskaya-tekhnologiya-kultura-povedeniya

31. http://схемо.рф/shemy/psihologija/roshko-g-n-detskaja-psihologija-v-shemah-i-tablicah-2009-g/645.html 

Приложение

Таблица1. Характеристика мотивов поведения дошкольника (30)

 

 

Мотивы интереса к миру взрослых, стремление действовать как  взрослые


Мотивы игровые, связанные  интересом к самому процессу игры


Мотивы установления и  сохранения положительных  взаимоотношений  со взрослыми и детьми



Широкий социальный мотив


 

Нравственные мотивы


Новая форма мотивов- стрем-ление выиграть, быть первым.


Мотивы самолюбия и самоутверждения


Познавательные и соревновательные  мотивы


Мотивы поведения ребенка


 

 

Таблица 2. Формы и методы работы, определяющие деятельность педагога и детей (31)

 

Регламентированная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Занятия

Кружок

Беседы

Чтение  художественной литературы

Дидактические игры

Игровые ситуации

Драматизация

Игровые упражнения

Рассматривание  и обсуждение (иллюстраций, фотографий, пиктограмм)

Этюды

Моделирование и анализ ситуаций

Викторины

Сочинение сказки, истории

Подвижные игры

Мини-конкурсы

Импровизации

Наблюдения

Рассказы  педагога и детей

Сюжетно-ролевые игры

Игры-драматизации

Дидактические игры

Настольные  игры

Рисование

Ручной  труд

Подвижные игры


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Формы работы с родителями (31)

 

Форма взаимодействия с родителями

Цели работы

Индивидуальная беседа

Выявление особенностей воспитания культуры поведения в семье;

выявление трудностей семейного  воспитания по заявленной проблеме;

ознакомление с работой  педагогов группы с детьми по формированию навыков культуры поведения.

Консультации 

Изучение разных стилей общения  родителей с детьми;

совершенствование приемов  работы с детьми по формированию культуры поведения.

Рекомендации по совершенствованию  внутрисемейного общения с детьми.

Семинары-практикумы, тренинги

Совершенствование коммуникативных  умений родителей;

развитие навыков восприятия и понимания себя и других в  процессе общения;

совершенствование навыков  культуры общения с окружающими.

Родительское собрание

Ознакомление с компонентами культуры поведения; с формами, функциями  общения;

углубление знаний родителей  о психолого-педагогических основах  культуры поведения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми  и детьми.

Анкетирование

Выявление особенностей общения  ребенка в семье.

Приглашение родителей в  группу:

(Открытые просмотры деятельности  педагогов с детьми; посещение  дней открытых дверей; приглашение  участвовать в праздниках, досугах;  участие в конкурсах…)

Ознакомление родителей  с жизнью группы;

выработка общих требований к воспитанию детей;

участие родителей с детьми в совместных проектах.

Факультатив

Создание условий для  благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Установление доверительных  и партнерских отношений с  родителями.

Привлечение родителей к  работе по формированию культуры поведения.

 


 

 


Информация о работе Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста