Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблемы воспитания культуры поведения, определить эффективные условия его развития.
Объект: процесс воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Предмет: сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста …………………………………….6 1.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как образец воспитания культуры поведения дошкольника………………………………………………………………………………….10
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.
2.1. Диагностика проявления культуры поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….13
2.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения………………………………………………………………………..20
2.3. Динамика в формировании культуры поведения………………………23
Заключение …………………………………………………………………….28
Список литературы ……………………………………………………………..30
Приложение …………………………………………………………………….32
Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свой значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правило этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.
Очень важно, чтобы весь режим детского
сада, все то, что мы называем повседневной
жизнью, было наполнено содержательной
деятельностью и общением. Это
способствует духовного мира ребенка.
Решая данную задачу, педагог создает
благоприятную почву для
Таким образом, воспитывая культуру поведения у детей, воспитатель использует всю совокупность методов и средств нравственного воспитания.
2.2. Сотрудничество воспитателя с детьми как средство воспитания культуры поведения.
Работая с детьми, воспитатели уделяют
большое внимание формированию их поведения
на занятиях, в играх, труде и недостаточно
оценивают возможности
В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.(20)
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врачом, заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после, напоминая, третьи – ни только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Важен также пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей – их приветливость и доброжелательность при встречах передаются детям.
Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. В раздевальной комнате дети остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
Нередко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются в очередь к воспитателю, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Почему дети порой не хотят обращаться за помощью к сверстникам? По многим причинам: они не хотят выглядеть перед ними беспомощными; не желают получить отказ; услышать на просьбу грубость и т.д. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик и т.д., только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.
Перед воспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношение к вещам. Воспитатель вводит правило: «Каждой вещи – свое место» - и строго контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показывать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты. (22)
Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
С ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Поэтому роль взрослого, как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
2.3. Динамика в формировании культуры поведения.
Экспериментальная работа проводилась в МБОУ «Волошинской СОШ» с детьми дошкольного возраста подготовительной группы в количестве 11 человек в течение недели.
Целью работы являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, с помощью специально подобранных и разработанных игр под условным названием «Уроки вежливости», которые могли бы стать начальным этапом в формировании этических представлений.(27)
Основной прием «Уроков вежливости» - проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке.
Урок первый.
Для уроков я сшила небольшого размера пальчиковую куклу и назвала ее фея вежливости. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи выяснили, кого называют вежливыми, вспомнили такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».
Фея играла с детьми, проверяла, как они в общении друг с другом или с ней используют эти слова.
Затем фея раздавала некоторым детям игрушки. И если ребенок не говорил «спасибо», выясняла, хочет ли он с ней дружить и играть, и учила благодарить за предложенную игрушку.
Другим детям кукла предлагала попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».
Урок второй.
Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, я собрала детей в кружок и, смотря сразу на троих ребят, сказала: «дай мне твой платок». Свои платочки протянули Сережа, Оля и Саша.
«Сережа, удивился я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя, Оля, не просила». Таким образом я напомнила детям о правилах вежливости, подчеркнула: если обращаться без имени, то не только непонятно, кому предназначены твои слова, но и не вежливо.
Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. Я постоянно контролировала поведения детей. В дальнейшем они сами напоминали товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.
Урок третий.
В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста».
Я использовала разнообразные ситуации, например, идя к столу, нечаянно задевала кого-либо из детей, или предлагала ребенку принести сачок, а когда он направляется в мою сторону, просила его повернуть обратно. Ребенок задевал сачком кого-либо из детей, сам того не желая. Я рассказала, что извиниться в таком случае – не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.
Урок четвертый.
Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обиженный ребенок либо жалуется воспитателя, либо начинает плакать, либо отходит в сторону, затаив обиду.
Однажды я повторила подобную ситуацию с помощью кукол.
«Это мой мяч, я его первая увидела», - говорила одна кукла.
«Нет, мой, я его первая взяла», - кричала другая. И они начали вырывать мяч друг у друга.
Тогда я стала стыдить кукол:
«Как не хорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит вежливости наших кукол!».
Маша и Катя, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.
Леша и Денис нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», - сказал Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.
Затем я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они, как нужно поступать.
Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками – машины, барабаном и т.п.
Последующие уроки с данной тематикой шли под условным названием «Ожившие картинки». Для этого я использовала парные карточки из настольно-печатной игры «Так и не так».
Вот примерное содержание пары картинок. На одной из них нарисован мальчик, идущий по улице и бросающий на землю фантики от конфет. На второй – этот же мальчик бросает фантик в урну.
Я предложила «оживить» картинки двум мальчикам. Внимательно рассмотрев их, они должны были точно повторить изображенные действия. С начала «оживили» картинку, где мальчик разбрасывает фантики. Дети-зрители сразу определили, что так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку (в качестве урны использовали детское ведерко). В заключение дети еще раз рассмотрели картинки и проанализировали их.
Игра имела несколько вариантов.
Первый вариант. Каждая пара играющих детей получает две картинки и договаривается, кто какую будет обыгрывать. Дети-зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы иметь возможность сравнить изображенное с драматизацией и охарактеризовать действия исполнителей.
На первых уроках дети односложно характеризовали «ожившие» картинки: «плохо хорошо», «правильно неправильно». Но постепенно они научились объяснять, чем тот или иной поступок им не приятен, пользовались словами «вежливый», «внимательный», «заботливый» и др.
Второй вариант. Я показывала детям только ту картинку, где был изображен отрицательный поступок, предлагала желающим «оживить» противоположный, положительный поступок. И только после этого показывала вторую картинку.
Как правило, дети любили демонстрировать действия, достойные подражания. Ведь ребенку очень приятно, если его называют вежливым, внимательным, заботливым.
Ниже приводится примерные темы парных картинок, которые я использовала на уроках вежливости.
- Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.
- Как войти в комнату (раздетым или в одежде).
- Уступи место в автобусе.
- Помоги маме или бабушке донести покупки.
- Вежливо купи билет в кассе.
- Спроси у незнакомого человека, сколько времени.
- Что ты сделаешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?
- Как спускаться или подниматься по лестнице.
- Пропусти в дверях старшего.
- Куда деть фантик от конфеты на улице.
- Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем).
Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки.
Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.(2)
Заключение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Информация о работе Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста