Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:24, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить проблему формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвигаемой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
2. Провести опытно-поисковое исследование воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
3. Выявить динамику сформированности культуры поведения в старшей группе ДОУ.
Он не только показывает детям все помещения, но и организует просмотр работ детей, перешедших в подготовительную группу, рассказывает им, как они трудились, играли, как были должны. Вместе с детьми воспитатель размышляет, как лучше все расставить в комнатах группы. В тоже время он содействует веселому настроению детей, их радостному общению друг с другом, знакомству с новинками. А когда прием новичков завершен, можно организовать развлечение с участием всех детей и сотрудников.
Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее оббежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Он бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.
Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.
В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ля все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду - кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагиваются правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родителя, их надо принять и развлечь.
Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Вместо невесты можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.
На занятии или в свободное время проводят сюжетно-ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п.
Во время занятий, в других режимных моментах организуй дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом - станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Тогда не будет скучны нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость [17].
Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели.
Продуманное использование многовариантных связей позволяет провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и др. виды деятельности детей. Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного процесса – самостоятельная деятельность.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует духовного мира ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.
На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваются различные правила или их сочетания.
Здесь мы рассмотрели средства и методы воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, что необходимо для осуществления процесса формирования культурного человека.
2.1. Выявление исходного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в МБДОУ № 43 "Марьюшка" г.Сургута в старшей группе.
В исследовании принимали участие 20 дошкольников и их родителей.
10 детей
составляли экспериментальную
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из проделанного в курсовой работе теоретического анализа современного состояния проблемы, философской, психолого-педагогической и методологической литературы нами были сформулированы задачи констатирующего эксперимента:
1). Спланировать дальнейшую работу с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культуры общения, культуры деятельности и формированию привычек культурно-гигиенических навыков.
2). Реализовать работу с детьми
старшего дошкольного возраста
по формированию культуры
Вначале было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по воспитанию культуры поведения у детей. В МБДОУ проводятся занятия, этические беседы, чтение художественной литературы, направленные на освоение воспитания культуры поведения дошкольников. Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что в старших группах, воспитанию культуры поведения детей, уделяется достаточно внимания.
Затем был проанализирован календарный план воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план дошкольного учреждения, отражают в календарных планах задачи по воспитания культуры поведения детей через различные средства.
Изучив оснащение
С целью определения отношения воспитателей формированию культуры поведения дошкольников, было проведено анкетирование воспитателей. В анкетировании участвовало 10 воспитателей. Для анкетирования предлагались следующие вопросы.
1. Какие трудности возникают в процессе формирования культуры поведения дошкольников?
2. Важна роль взрослого в воспитании культуры поведения дошкольников?
1. вопрос. Воспитатели назвали следующие
трудности: недостаточная
2 вопрос. 100 процентов воспитателей ответили «Да» , 20% воспитателей ответили, что большую роль играет воспитание в семье.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитатели понимают важность формирования культуры поведения в дошкольном возрасте, обладают достаточными знаниями для воспитания культуры поведения, но работа требует большой доработки.
С целью определения отношения родителей к воспитанию культуры поведения у дошкольников, было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование.
Участвовали 20 родителей.
Им были заданы следующие
1) Обращаете ли вы внимание как часто использует ваш ребенок вежливые слова?
2) Как вы считаете, имеет ваш ребенок привычку доводить до конца начатое дело?
3) Сформированы у вашего ребенка самостоятельные культурно-гигиенические навыки?
На использование вежливых слов всегда обращает внимание 50% родителей; 30 % - редко, в зависимости от случая к случаю; 20% вообще не обращают внимание на сформированность культурно-гигиенических навыков у ребенка. К сожалению 70% родителей не объясняют ребенку необходимость доводить до конца начатое дело; 30% родителей стараются объяснить.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость воспитания культуры поведения осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на культуру поведения у ребенка.
Анализируя в целом понимание необходимости воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста, воспитателями и родителями и состояние современной практики МБДОУ и в семье можно сделать следующие выводы: в МБДОУ уделяется внимание решению задач по воспитанию культуры поведения детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.
С целью выявления уровня сформированности культуры поведения детей в индивидуальной беседе каждому ребенку было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.
Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.
Ваня
– друг Миши, увидел у него
в руках новую машинку и
вежливо попросил дать
За завтраком
дети кушали творожную
Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.
Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.
Информация о работе Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста