Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить проблему формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвигаемой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
2. Провести опытно-поисковое исследование воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
3. Выявить динамику сформированности культуры поведения в старшей группе ДОУ.

Файлы: 1 файл

курсовая копия 2 (2).docx

— 124.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии сформированности культуры поведения дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности культуры поведения; в процентном отношении это составило 60 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте. В контрольной группе этот показатель равен 10 %. Количество детей с низким уровнем сформированности культуры поведения уменьшилось на 50%,  в экспериментальной группе,  на 20% - в контрольной. Итак, наша гипотеза о том, что система мероприятий при соблюдении определенных условий, регулирующей роли педагога и использование навыков воспитания культуры поведения в различных видах деятельности подтвердилась. Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в  уровнях сформированности культуры поведения дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности культуры поведения; в процентном отношении это составило 60 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте. В контрольной группе этот показатель равен 10 %. Количество детей с низким уровнем  сформированности культуры поведения уменьшилось на 50%  в экспериментальной группе,  на 20% - в контрольной.   Данное исследование  позволяет сделать вывод о том, что  разработанный комплекс занятий, формы и методы, применяемые в процессе воспитания культуры поведения дошкольников, очень эффективны в формировании культуры поведения дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для воспитания культуры поведения детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.   В сфере развития культурного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно завершались ребенком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.

Задача воспитателя — руководить детской деятельностью. В формировании у детей взаимоотношений  особое место принадлежит игре. Объединяясь в игровые коллективы, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. Воспитатель, руководя играми, придает отношениям детей дух доброжелательности, учит их проявлять внимание к партнерам, уважать мнение большинства, делиться игрушками, договариваться, следовать правилам игры, а при необходимости уступать, ждать, помогать.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с 
нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого 
поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие. 
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача 
родителей. Задача вполне выполнимая. Родители должны осознавать важность этой задачи. 

         Роль воспитателя в формировании культуры поведения дошкольников огромна. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению  детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности.   Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения. Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживаниям. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Одновременно педагог старается убедить родителей в необходимости поддерживать ее требования: благодаря единству воздействий можно рассчитывать на успех.    

 В  результате проведенных исследований  нами были зафиксированы изменения  в  уровнях сформированности культуры поведения дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности культуры поведения. Количество детей с низким уровнем сформированности культуры поведения уменьшилось.

 Данное исследование  позволяет сделать вывод о том, что  разработанный комплекс занятий, формы и методы, применяемые в процессе воспитания культуры поведения дошкольников, очень эффективны в воспитании культуры поведения дошкольников.

Мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, и система мероприятий при соблюдении определенных условий, регулирующей роли педагога и использование навыков воспитания культуры поведения в различных видах деятельности подтвердилась.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками    // Дошкольное воспитание. - 2003.

2. Беседы на этические темы // Д/в №4. - 1988.

3. Бархатова - Воспитание культуры поведения // Д/в №11 - 1989.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. // Дошкольная педагогика, 1997.-240с.

5. Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С., Программа воспитания и обучения в детском саду.- 2005.

6. Возрастная и педагогическая психология // Матюхина М.В., Михальчук Т.С., Прокина Н.Ф., // Под. ред. Гамезо М.В. - 1984.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - 2003-467с.

8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду // Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А.,  2006 - 243с.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. 1982 - 445с.

10. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете. // Дошкольное воспитание №11, 2003 - 61-65с. 

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 2004.

12. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в современном мире // Дошкольное воспитание №9, 2001 - 98-104с.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А. // Дошкольная педагогика, 1998 - 103с.   

14. Лаврентьева М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 4, 2004 - 11-15с.

15. Логинова В.И., Саморукова М.А. // Дошкольная педагогика - 2003. 

16. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. 2004 - 96с.

17. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. // Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. и др.// Под. ред. Ветлугиной Н.А.

18. Портянкина // Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения // Д/в №1 - 1989.

19. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - 1986.

20. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста // Книга для воспитателя детского сада, 1986 - 96с.

21.Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание  дошкольников/С.Л.  Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 4, 14-16с.

22. Урунтаева Г.А. Практическая психология / Г.А.  Урунтаева - М.: Академия,  1999.  – 182 с.

23. Ушинский К.Д. // Соч., т.9, 1950 - 775с.

24. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения /  Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: Сфера, 2002. – 120 с.

24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов.-  М.: Просвещение, 1985 – 512 с.

25. Хорунженио К.М. / Педагогический словарь, 1997.

26. Эльконин Д. Б., Детская психология. – М.-2006

27. Юдина "Уроки вежливости".// Д.В. №4 - 1988.

28. Ядэшко  В.И. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 1998.- 514 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Диагностика уровня   сформированности культуры поведения дошкольников экспериментальной  группы на  двух этапах исследования

Фамилия, имя

Уровень

1 этап

2 этап

1

 Марина А.

Н

С

2

Алсу Т.

В

В

3

Дима П.

Н

С

4

 Ильсур Ш.

С

В

5

Дамира К.

С

В

6

Марат Г.

В

В

7

Ильдар Н.

С

В

8

Тина К.

Н

Н

9

Таня М.

Н

Н

10

Миша Е.

Н

В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диагностика уровня  сформированности культуры поведения дошкольников контрольной группы на  двух этапах исследования

 

Фамилия, имя

Уровень

1 этап

2 этап

1

 Эльвира А..

Н

С

2

Альберт В.

В

В

3

Гриша Д.

С

В

4

Алина М.

Н

Н

5

Регина С.

В

В

6

Рустам Р.

С

С

7

Гриша В.

В

В

8

Оля Ч.

С

С

9

Сабина К.

Н

Н

10

Радик М.

В

В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    

                                                                                                     Приложение 3

Конспект занятия в старшей группе:

«Не хочу быть неряхой»

Цель: расширить представления детей об опрятности и аккуратности, продолжать закреплять знания культурно - гигиенических правил, воспитывать умение быть опрятным, аккуратно относиться к вещам, следить за своим внешним видом, соблюдать знакомые правила гигиены.

Материал: кукла Степка-растрепка, умывальные принадлежности, грамзапись сказок Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».

Предшествующая работа: чтение сказки Чуковского «Мойдодыр» игры и что нужно чтобы быть чистым, игра «Чистюлькин спрашивает», беседы.

Ход:

В: Ребята, отгадайте загадку:

Я молча смотрю на всех

И смотрят все на меня

Веселый видят смех,

С печальными плачу я.

Глубокая, как река,

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Ребенок ребенка во мне.

Д: Это зеркало.

Я - рыцарь! У меня все для этого есть: и шлем и меч! Вот я какой. Правда, все это тяжело носить, ну, ничего, зато я рыцарь. (Кряхтит, показывает, что ему тяжело)

В: Верно. А для чего нужно зеркало человеку?

Д: Чтобы видеть себя, свое отражение.

В: Да, каждый раз, глядя в зеркало вы думаете: «Как я выгляжу? Поправить ли прическу, что - то в одежде, за этим мы всегда обращаемся к зеркалу.

Кажется, за дверью шум, посмотрю.

(Вносит куклу растрепанную, с  испачканным лицом)

Ой, ты кто?

(озвучивает воспитатель)

Я, Степка - растрепка. Привет всем. Чего это вы со мной не здороваетесь?

В:  Степка, а ты себя в зеркало видел?

Конечно. Ну и что.

-С: И вещи с ним  не дружат! Помните мальчика, от  которого одеяло убежало, улетело  простыня?

-Д: Это герой из сказки  Чуковского «Мойдодыр». Есть еще и Федора, из

сказки «Федорино горе» , от нее посуда убежала.

С: Почему?

Д: Она ее не мыла.

(Звучат короткие отрывки  из этих сказок в грамзаписи)

В: Так как же должен относиться к своей внешности человек, если он хочет

Информация о работе Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста