Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:24, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить проблему формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвигаемой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
2. Провести опытно-поисковое исследование воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
3. Выявить динамику сформированности культуры поведения в старшей группе ДОУ.
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии сформированности культуры поведения дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности культуры поведения; в процентном отношении это составило 60 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте. В контрольной группе этот показатель равен 10 %. Количество детей с низким уровнем сформированности культуры поведения уменьшилось на 50%, в экспериментальной группе, на 20% - в контрольной. Итак, наша гипотеза о том, что система мероприятий при соблюдении определенных условий, регулирующей роли педагога и использование навыков воспитания культуры поведения в различных видах деятельности подтвердилась. Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в уровнях сформированности культуры поведения дошкольников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями сформированности культуры поведения; в процентном отношении это составило 60 % от предыдущих показателей в констатирующем эксперименте. В контрольной группе этот показатель равен 10 %. Количество детей с низким уровнем сформированности культуры поведения уменьшилось на 50% в экспериментальной группе, на 20% - в контрольной. Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный комплекс занятий, формы и методы, применяемые в процессе воспитания культуры поведения дошкольников, очень эффективны в формировании культуры поведения дошкольников.
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для воспитания культуры поведения детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В сфере развития культурного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. В дошкольном возрасте возрастает влияние оценки взрослого на поведение детей, так как взрослый выступает образцом, эталоном, с которым ребенок сравнивает себя и свои действия. Положительная моральная оценка взрослого придает положительную окраску даже тем действиям, которые обычно завершались ребенком с полным равнодушием. Оценивая поступки ребенка, взрослый с помощью положительной оценки фиксирует правильный способ поведения, а с помощью отрицательной - разрушает негативный способ.
Задача воспитателя — руководить детской деятельностью. В формировании у детей взаимоотношений особое место принадлежит игре. Объединяясь в игровые коллективы, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. Воспитатель, руководя играми, придает отношениям детей дух доброжелательности, учит их проявлять внимание к партнерам, уважать мнение большинства, делиться игрушками, договариваться, следовать правилам игры, а при необходимости уступать, ждать, помогать.
Нравственные
потребности человека теснейшим образом
связаны с
нравственными чувствами, которые являются
также мотивами человеческого
поведения. Это сострадание, сочувствие,
сопереживание, бескорыстие.
Воспитать развитые нравственные потребности
– главнейшая задача
родителей. Задача вполне выполнимая.
Родители должны осознавать важность
этой задачи.
Роль воспитателя в формировании культуры поведения дошкольников огромна. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения. Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживаниям. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Одновременно педагог старается убедить родителей в необходимости поддерживать ее требования: благодаря единству воздействий можно рассчитывать на успех.
В
результате проведенных
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный комплекс занятий, формы и методы, применяемые в процессе воспитания культуры поведения дошкольников, очень эффективны в воспитании культуры поведения дошкольников.
Мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, и система мероприятий при соблюдении определенных условий, регулирующей роли педагога и использование навыков воспитания культуры поведения в различных видах деятельности подтвердилась.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2003.
2. Беседы на этические темы // Д/в №4. - 1988.
3. Бархатова - Воспитание культуры поведения // Д/в №11 - 1989.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. // Дошкольная педагогика, 1997.-240с.
5. Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С., Программа воспитания и обучения в детском саду.- 2005.
6. Возрастная и педагогическая психология // Матюхина М.В., Михальчук Т.С., Прокина Н.Ф., // Под. ред. Гамезо М.В. - 1984.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - 2003-467с.
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду // Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А., 2006 - 243с.
9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. 1982 - 445с.
10. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете. // Дошкольное воспитание №11, 2003 - 61-65с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 2004.
12. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в современном мире // Дошкольное воспитание №9, 2001 - 98-104с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. // Дошкольная педагогика, 1998 - 103с.
14. Лаврентьева М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я № 4, 2004 - 11-15с.
15. Логинова В.И., Саморукова М.А. // Дошкольная педагогика - 2003.
16. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. 2004 - 96с.
17. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. // Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. и др.// Под. ред. Ветлугиной Н.А.
18. Портянкина // Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения // Д/в №1 - 1989.
19. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - 1986.
20. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста // Книга для воспитателя детского сада, 1986 - 96с.
21.Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 4, 14-16с.
22. Урунтаева Г.А. Практическая психология / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 1999. – 182 с.
23. Ушинский К.Д. // Соч., т.9, 1950 - 775с.
24. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: Сфера, 2002. – 120 с.
24. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1985 – 512 с.
25. Хорунженио К.М. / Педагогический словарь, 1997.
26. Эльконин Д. Б., Детская психология. – М.-2006
27. Юдина "Уроки вежливости".// Д.В. №4 - 1988.
28. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 1998.- 514 с.
Приложение 1
Диагностика уровня сформированности культуры поведения дошкольников экспериментальной группы на двух этапах исследования
№ |
Фамилия, имя |
Уровень | |
1 этап |
2 этап | ||
1 |
Марина А. |
Н |
С |
2 |
Алсу Т. |
В |
В |
3 |
Дима П. |
Н |
С |
4 |
Ильсур Ш. |
С |
В |
5 |
Дамира К. |
С |
В |
6 |
Марат Г. |
В |
В |
7 |
Ильдар Н. |
С |
В |
8 |
Тина К. |
Н |
Н |
9 |
Таня М. |
Н |
Н |
10 |
Миша Е. |
Н |
В |
Приложение 2
Диагностика уровня сформированности культуры поведения дошкольников контрольной группы на двух этапах исследования
№ |
Фамилия, имя |
Уровень | |
1 этап |
2 этап | ||
1 |
Эльвира А.. |
Н |
С |
2 |
Альберт В. |
В |
В |
3 |
Гриша Д. |
С |
В |
4 |
Алина М. |
Н |
Н |
5 |
Регина С. |
В |
В |
6 |
Рустам Р. |
С |
С |
7 |
Гриша В. |
В |
В |
8 |
Оля Ч. |
С |
С |
9 |
Сабина К. |
Н |
Н |
10 |
Радик М. |
В |
В |
Конспект занятия в старшей группе:
«Не хочу быть неряхой»
Цель: расширить представления детей об опрятности и аккуратности, продолжать закреплять знания культурно - гигиенических правил, воспитывать умение быть опрятным, аккуратно относиться к вещам, следить за своим внешним видом, соблюдать знакомые правила гигиены.
Материал: кукла Степка-растрепка, умывальные принадлежности, грамзапись сказок Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
Предшествующая работа: чтение сказки Чуковского «Мойдодыр» игры и что нужно чтобы быть чистым, игра «Чистюлькин спрашивает», беседы.
Ход:
В: Ребята, отгадайте загадку:
Я молча смотрю на всех
И смотрят все на меня
Веселый видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокая, как река,
Я дома на вашей стене.
Увидит старик старика
Ребенок ребенка во мне.
Д: Это зеркало.
Я - рыцарь! У меня все для этого есть: и шлем и меч! Вот я какой. Правда, все это тяжело носить, ну, ничего, зато я рыцарь. (Кряхтит, показывает, что ему тяжело)
В: Верно. А для чего нужно зеркало человеку?
Д: Чтобы видеть себя, свое отражение.
В: Да, каждый раз, глядя в зеркало вы думаете: «Как я выгляжу? Поправить ли прическу, что - то в одежде, за этим мы всегда обращаемся к зеркалу.
Кажется, за дверью шум, посмотрю.
(Вносит куклу растрепанную, с испачканным лицом)
Ой, ты кто?
(озвучивает воспитатель)
Я, Степка - растрепка. Привет всем. Чего это вы со мной не здороваетесь?
В: Степка, а ты себя в зеркало видел?
Конечно. Ну и что.
-С: И вещи с ним не дружат! Помните мальчика, от которого одеяло убежало, улетело простыня?
-Д: Это герой из сказки Чуковского «Мойдодыр». Есть еще и Федора, из
сказки «Федорино горе» , от нее посуда убежала.
С: Почему?
Д: Она ее не мыла.
(Звучат короткие отрывки из этих сказок в грамзаписи)
В: Так как же должен относиться к своей внешности человек, если он хочет
Информация о работе Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста