Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить программы, формы и методики воспитания лидерских качеств личности у младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания современных младших школьников.
Предмет исследования – формирование лидерских качеств личности.
Гипотеза исследования: воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы будет успешнее, если:
- содержание воспитания будет ориентированно на развитие лидерских качеств;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты лидерства как категория личности младшего школьника
История лидерства. Качества взрослого лидера …………………………...8
Лидерские качества младшего школьника (понятия, критерии, показатели)………………………………………………………………….. 15
Содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы…………………22
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы
2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной
работы………………………………………………………………………...29
2.2 Изучение состояния работы учителей начальных классов……………….35
2.3 Обобщение результатов исследования……………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………….42
Курсовая работа «Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты лидерства как категория личности младшего школьника
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы
2.1 Методика организации
и проведения опытно-
работы………………………………………………………………
2.2 Изучение состояния
работы учителей начальных
2.3 Обобщение результатов исследования……………………………………..36
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Проблема воспитания лидера в современном обществе очень актуальна, поскольку на её решение существует социальный заказ. Актуальными всегда являются такие качества как активность, мобильность, креативность и инновационность граждан. Школа, семья и общественность всегда обращают внимание на развитие у ребёнка лидерских качеств, таких как инициативность, самостоятельность, организованность, формирование у него навыков: легко, без напряжения общаться со своими сверстниками, быть авторитетным человеком в глазах своих друзей, чувствовать себя уверенной личностью, быть успешным человеком, уметь делать жизнь окружающих людей лучше и интереснее.
Без лидеров невозможна работа любого управленческого механизма - от работы школьных органов до органов управления городами, районами, областями, да и всей страной. Лидеры просто необходимы любому обществу: они должны уметь вести за собой к конкретно поставленной цели, ставить перед людьми четкие и реально выполнимые задачи, иначе – хаос.
Классный руководитель – основная фигура школьного воспитания. В период перехода на ФГОС II поколения классному руководителю в своей работе необходимо заниматься воспитанием уникальности человека с продуктивным и творческим потенциалом, формировать его умение решать постоянно возникающие новые проблемы в постоянно изменяющихся условиях жизни. Это и обусловливает цель современного образования: индивидуальное развитие личности. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования воспитать у ребенка умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Сегодня школа получила новое назначение: она не просто передает знания, а создает условия для формирования личности, легко ориентирующейся в современной жизни и умеющей проявлять свои лидерские качества. Современная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.
Известно, что лидеры появляются, когда в любом обществе, большом, как государство, или маленьком, как класс, - возникает проблема, требуются изменения или люди хотят объединиться для общего дела. Но кроме «лидеров-созидателей» могут появляться и «лидеры-разрушители», которые всё время действуют в своих собственных интересах. Для них важно не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя.
В кризисный период развития общества складывается тревожная ситуация, когда в молодёжной среде отрицательно ориентированные лидеры вовлекают всё большее число подростков в антисоциальные молодёжные группировки. Необходимо противостоять разгулу безнравственности в детской среде путём воспитания в молодёжном коллективе положительно ориентированного лидера, уверенного в себе, в своих созидательных возможностях.
Перед современным педагогом стоит задача разработки и создания условий для воспитания такого лидера. Данной задачей определяется актуальность нашего исследования.
Воспитание лидеров в начальной
школе рассматривается в трудах современных
ученых: А. Л. Уманского («Педагогическое
сопровождение детского лидерства»), Т.
Е. Вежевич («Педагогические условия развития
лидерских качеств учащихся»), И. В. Пескова
(«Организационно-
Младшему школьному возрасту предшествует дошкольное воспитание, поэтому результаты исследования лидерства в этой возрастной группе является для нас достаточно важными. Развитие лидерских качеств у детей изучали Т. В. Каширский («Педагогические особенности лидерства в дошкольных детских объединениях»), М. Н. Емельянова («Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»), А. Г. Залевская («Педагогические условия развития лидерской направленности как самоценной формы активности ребенка-дошкольника») и т.д.
Современные развивающие образовательные программы начальной школы (система развивающего обучения Л. В. Занкова, система развивающего обучения Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченкова, И. В. Потапова, программа «Школа 2100», развивающая программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, программа «Планета знаний» и др.) предлагают множество разнообразных инновационных и уже апробированных методик по формированию и развитию инициативности, самостоятельности, общительности, нестандартного мышления. Это- коллективно-творческие игры, практические занятия, дискуссии, конкурсы и соревнования, упор в овладении знаниями как на индивидуальную деятельность ребенка, так и на совместную работу учеников, способствующую развитию диалога между ними. Многие учебники являются победителями конкурсов учебников нового поколения. Данные программы считаются сложными, но только из-за того, что очень мало грамотных педагогов, умеющих работать по ним.
Возникло явное противоречие
между потребностью в воспитании
лидерских качеств у учеников
младших классов и
Проблема исследования – применение и продуктивность методик воспитания лидерских качеств у младших школьников в современной начальной школе.
Цель исследования – изучить программы, формы и методики воспитания лидерских качеств личности у младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания современных младших школьников.
Предмет исследования – формирование лидерских качеств личности.
Гипотеза исследования: воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы будет успешнее, если:
- содержание воспитания будет ориентированно на развитие лидерских качеств;
- учителя начальной школы будут осуществлять психолого-педагогическую поддержку лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции», создавать у ребенка внутреннее ощущение успешности;
- будут использованы такие формы работы как: обучающие тренинги по воспитанию лидерских качеств у младших школьников (тренинг целеполагания, лидерский тренинг, тренинг коммуникативной гибкости, тренинг креативности, тренинг уверенного поведения), организация ребенком КТД (коллективных творческих дел) совместно с учителем и одноклассниками, внедрение метода проектов;
- ведущими формами и методами учения/обучения будут деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные;
- учителя будут развивать у детей в классном коллективе детское самоуправление.
Исходя из цели и гипотезы исследования следуют задачи:
1.Изучить вопрос развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
2. На основе анализа литературы по воспитанию лидерских качеств у младших школьников уточнить ключевые понятия (лидер, лидерство и т.д.).
3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению уровня воспитанности у детей младших классов лидерских качеств.
Методы исследования:
- Анализ, изучение, обобщение педагогической и психологической литературы.
- Моделирование.
- Опытно-экспериментальная работа (наблюдение, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки).
База исследования - Экспериментальная работа будет проводиться на базе 4 классов общеобразовательной школы № 853 г. Зеленограда.
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты лидерства как категория личности младшего школьника
1.1История лидерства. Качества взрослого лидера
Сложность лидерства заключается в том, чтобы быть
сильным, но не грубым; добрым, но не слабым; напористым,
но незадиристым; задумчивым, но не ленивым;
осторожным, но не трусливым; гордым, но не высокомерным;
иметь чувство юмора, но без сарказма.
Многие люди мечтают стать лидерами: дети хотят стать лидерами в школе, чтобы на них обращали внимание сверстники, взрослые стремятся достичь успеха и признания в работе. Каждый день с экранов телевизоров людей призывают быть социально активными, приобретать черты лидера, развивать организаторские способности. Но добиться авторитета окружающих не так уж просто, а еще сложнее поддерживать имидж и статус лидера. Среди разных видов одаренности, в последнее время все чаще выделяют социальную или лидерскую одаренность. Такие дети уже с самого раннего детства проявляют свои лидерские способности, которые проявляются в «командовании» детьми, выборе игр и установке своих правил. С ними хотят общаться и дружить большинство детей группы или класса. Так кто же такой лидер? Кем мечтают стать многие люди?
Вопросом о причине власти индивида над себе подобными задавались и древние. Тема лидерства привлекала внимание ученых на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Макиавелли, Монтескье, М. Вебер, 3. Фрейд и многие другие. Платон и Аристотель задумывались не только о том, как и почему человек берет в свои руки власть, но и о целях, которые он ставит перед собой, используя эту власть. Для этих философов не было сомнения в том, что хороший лидер должен стремиться к справедливости и честно служить государству. Аристотель особенно подчеркивал, что участие в политике для лидера — высшая форма проявления человеческого достоинства. Примечательно, что античные мыслители, прежде всего, говорили не о «технологии», а о «нормативных аспектах» в исполнении лидерских ролей: о том, что должно знать тому, кто стремится получить власть.
В отличие от такого нормативистско-моралистского
подхода к лидерству Н. Макиавелли
акцентировал внимание на вопросе прагматического
удержания власти лидером, особенно
во времена перемен и
Начиная с середины 19 в., философы, социологи и социальные психологи в большей степени, чем Макиавелли сконцентрировали свое внимание на том, как лидеры возникают в группах и взаимодействуют с ними. Так, одним из наиболее влиятельных психологических механизмов, на которых основано воздействие лидера на своих последователей, была признана воля. Ницше одним из первых объявил волю к власти движущей силой истории. Он видел в воле к власти творческий инстинкт, который проявляется, прежде всего, у лидеров, которые не только ненасытно стремятся к проявлению власти и ее применению, но и преодолевают инерцию толпы, обладая сверхчеловеческими качествами.
Этот подход был близок к трактовкам
лидерства в европейской
В этом подходе к лидерству также
имплицитно присутствуют представления
о нем как о двойственном —
рационально-волевом и
Идея гипнотического, завораживающего воздействия лидера на массу, толпу или народ была подхвачена 3. Фрейдом. Полагая, что природа лидера связана с особыми качествами, сродни гипнотическим, Фрейд ищет истоки тех механизмов, которые делают подобное воздействие возможным, — это потребность любого человека в поклонении авторитетам, идущей от тоски по отцу.
Существенно важным для трактовки лидерства является рассмотрение власти лидера как социального, а не только индивидуального феномена. Работа Г. Моски «Правящий класс» выразила этот подход наиболее отчетливо. В. Парето рассматривает эту проблему в динамическом аспекте, показывая зависимость стиля лидерства от социального запроса, который приводит к циклической смене «львов» на «лис» и наоборот [18,с.78]. Другой важной особенностью социологической трактовки является выделение ситуации как фактора, определяющего поведение лидера.
Исследователи середины — второй половины XX в. внесли много нового в трактовку лидерства. Сегодня ни один исследователь лидерства не может обойти труды таких известных политических психологов, как Г. Лассвелла, который начал разработку этой проблемы еще в 30-е годы, А. и Дж. Джорджа, создавших биографию В. Вильсона (1956 г.). Исследования К. Шумахером личности К. Аденауэра (1965 г.), работы Б. Глэд о личности американского политика Ч.Э. Хьюза, труды Дж.М. Бернса, Р. Такера, К. Монро, Ф. Гринстайна, М. Херманна и многих других современных специалистов по лидерству отличаются многообразием методологии, в которой, тем не менее, преобладают различные варианты психоанализа и психобиографии.