Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить программы, формы и методики воспитания лидерских качеств личности у младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания современных младших школьников.
Предмет исследования – формирование лидерских качеств личности.
Гипотеза исследования: воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы будет успешнее, если:
- содержание воспитания будет ориентированно на развитие лидерских качеств;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты лидерства как категория личности младшего школьника
История лидерства. Качества взрослого лидера …………………………...8
Лидерские качества младшего школьника (понятия, критерии, показатели)………………………………………………………………….. 15
Содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы…………………22
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы
2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной
работы………………………………………………………………………...29
2.2 Изучение состояния работы учителей начальных классов……………….35
2.3 Обобщение результатов исследования……………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

работа основная.docx

— 85.91 Кб (Скачать файл)

- развитие умения сотрудничать в команде. Продолжение развития самоуважения и уважения к другим;

-развитие целеустремленности, ориентированности на достижение успеха.

Учитель 4 «Б» класса работает по программе традиционной системы обучения. Учитель не использует метод проектов, в меньшем объеме применяет игровые, деятельностные, практико-ориентированные формы обучения. Детское самоуправление в группе сформировано, но менее продуктивно. Хочется отметить организацию учителем КТД (коллективных творческих дел)  «Новогодняя мозаика», «Доктора природы», способствующие развитию активности, инициативности, коммуникативных и организаторских способностей.

Таким образом, прослеживается четкая взаимосвязь между методами и формами работы учителей начальных  классов и развитостью лидерских  качеств детей.

2.3 Обобщение результатов исследования

 

Обобщая результаты исследования, отметим, что гипотеза, выдвинутая нами, полностью подтвердилась. Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы идет успешнее, если:

-   содержание воспитания  ориентированно на развитие лидерских  качеств;

- учителя начальной школы   осуществляют психолого-педагогическую поддержку лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции», создают у ребенка внутреннее ощущение успешности;

- используют такие  формы работы как: обучающие  тренинги по воспитанию лидерских качеств у младших школьников (тренинг целеполагания, лидерский тренинг, тренинг коммуникативной гибкости, тренинг креативности, тренинг уверенного поведения), организуют детей на проведение КТД (коллективных творческих дел) совместно с  одноклассниками, внедряют метод проектов;

- ведущими формами и методами учения/обучения являются деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные;

- учителя развивают у  детей в классном коллективе  детское самоуправление.

Данная гипотеза полностью  подтверждается результатами исследования уровня развитости у детей лидерских  качеств: коммуникативности, наличие творческого подхода, умение определять свои лидерские качества, умение решать проблемы и пр. Учащиеся 4 «А» класса имею высокий и средний уровень сформированности лидерских качеств. В классе выявлено 4 активных положительных лидера. Учащиеся 4 «Б» класса имеют высокий уровень сформированности таких качеств как- умение работать с группой, наличие творческого подхода, умение определять лидерские качества, хотя показатели по данным качествам меньше, чем соответствующие показатели в 4 «А» классе. Остальные показатели имеют уровень развитости средний и ниже среднего. В классе выявлено 2 активных положительных лидера.

Для успешного развития и  формирования лидерских качеств  детей учителю 4 «Б» класса необходимо скорректировать воспитательную работу в направлении развития самоуправления в классе, проводить с детьми обучающие тренинги, направленные на развитие коммуникативности, инициативности, творческой активности, целеполагания, боле широко применять деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные формы и методы обучения и воспитания.

 

                                             

 

                                                          Заключение

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом  особенностей, связанных с:

1.   своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2.   учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3.   ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное);

4.   заданностью отношений с педагогами.

 Перенесение фактора  социализации из семьи в начальную школу приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.). Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.

Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, создание педагогических условий для его формирования:

1.   Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2.   Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3.   Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4.   Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5.   Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

Все взлеты и падения случаются  благодаря лидерству. Чем больше мы будем пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станем приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые нами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от нашего лидерства. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. . Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие.– СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. -127с.
  2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- с.с. 476-493.
  3. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства.//Вопросы психологии . – 1991. - №3. – с.с. 90-98.
  4. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером/Советы американского психолога/. //Семья и шк. – 1994. - №2. с.с.13-15.
  5. Андреева, Г.М. Социальная психология. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,2006. – 363с.
  6. Возрастная и педагогическая психология. Под. Ред. Проф. Петровского, А.В., Академия, 2001. – с.с.121-130.
  7. Вульфов, Б. Ребячий лидер – кто он? Подумаем вместе.//Воспитание школьников. – 1991. - №1. с.с.32-34.
  8. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера.//Воспитание школьников. – 2006. - №5. с.с.23-25.
  9. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала.//Педагогическая наука и образование. – 2007. - №2. – с.с.53-57.
  10. Кретов, Б.И. Типология лидерства//Соц-гуманистические знания. – 2000. - №3. – с.с.73-78.
  11. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство?//Образование. 2000. - №4. с.с.89-99.
  12. Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера.//Almamater. – 2001. - №8. с.с. 18-11.
  13. Лубовский, Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков. //Воспитание школьников. – 1997. - №2. – с.с.43-46.
  14. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса. //Психологическая наука и образование. - 2005. -№2. с.с. 94-100.
  15. Макова, Л.П. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.// Вопросы гуманистических наук. – 2008. - №1. - с.с.209-212.
  16. Немов, Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1998. – с.с.83-113.
  17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Рогов, Е.И. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – с.с.129-160.
  18. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Академия,2002. – 225с.
  19. Психологическая характеристика лидерства.//Петровский,А.В., Ярошевский,М.Г. – Теоретическая психология. – 2001. – с.с.267-281.
  20. Тихомирова Е.И.Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ.высших учеб. заведений/Е.И. Тихомирова.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 144с.
  21. Фадеева Е.И. Как стать лидером? // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2012, №7, с.19.
  22. Харламов, И.Ф. Педагогика. -7-е изд. – Мн.: Университетское,2002. – 560с.
  23. Юдина, Н. Программа «Навстречу»: воспитание коммуникативной  культуры у учащихся. //Школьный психолог. Приложение к пер. сент. – 2007. -№12. с.с.18-32.
  24. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2007.-130с.

 

 

 

Приложения

Приложение  №1

Игра «Начали!»

Ребята делятся на две-три  равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас  команды будут выполнять задания  после того, как я скомандую  «Начали!». Выигравшей будет считаться  та команда, которая быстрее и  точнее выполнит задание». Таким образом, создается дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят. Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!» Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь  необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все  команды летят на космическом  корабле на Марс, но для того, чтобы  полететь, нам нужно как можно  быстрее организовать экипажи. В  экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры  и «заяц». «Итак, кто быстрее?!»  Обычно, функции организатора опять  же берет на себя лидер, но распределение  ролей часто происходит таким  образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить  его желанием передать ответственность  командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Мы прилетели  на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в  ней только трехместный номер, два  двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее  распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!» Проведя  эту игру, вы можете увидеть наличие  и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются  либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если и команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.

 


Информация о работе Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы