Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа
Цель исследования – изучить программы, формы и методики воспитания лидерских качеств личности у младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания современных младших школьников.
Предмет исследования – формирование лидерских качеств личности.
Гипотеза исследования: воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы будет успешнее, если:
- содержание воспитания будет ориентированно на развитие лидерских качеств;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты лидерства как категория личности младшего школьника
История лидерства. Качества взрослого лидера …………………………...8
Лидерские качества младшего школьника (понятия, критерии, показатели)………………………………………………………………….. 15
Содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы…………………22
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы
2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной
работы………………………………………………………………………...29
2.2 Изучение состояния работы учителей начальных классов……………….35
2.3 Обобщение результатов исследования……………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература……………………………………………………………………….40
Приложения…………………………………………………………………….42
Если мы хотим, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях и на уважении к правам человека. Только на основании этого возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. С первого класса учащихся можно поделить на «звездочки» и в каждой должен быть свой командир, который отвечает за маленький коллектив. Так постепенно формируются лидерские качества у младших школьников. Участие в жизнедеятельности коллектива готовит детей к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления - подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Итак, ученическое самоуправление - это самостоятельная воспитательная технология.
Участие педагогов, учеников
и родителей в управлении образовательным
учреждением способно помочь школе
измениться, стать более демократичной,
соответствующей современным
Через лидеров реализуется управленческий
механизм, таким образом, лидеры занимают
главные позиции в органах ученического
самоуправления.
Многие учащиеся имеют скрытые лидерские
потенциалы, но по ряду причин не раскрывают
их. Следствием этого становится снижение
интереса к другим людям, отсутствие умений
взаимодействия, сотрудничества и партнерства.
В связи с этим возникает необходимость
разрабатывать и внедрять систему обучения,
которая обеспечивала бы подготовку активистов.
Наиболее важными являются мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерских качеств у ребят, здесь большим потенциалом обладают коллективные творческие дела. Очень ценны мероприятия, проведенные совместно с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так них родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты - лидеры.
Таким образом, основная идея всех форм педагогической деятельности - это создание условий для развития активной деятельностной позиции ребенка, актуализация роли лидера, формирование лидерского опыта детей в совместно организованной социально значимой деятельности.
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы
2.1Методика
организации и проведения
Нами было проведено исследование, посвященное проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Опытно- экспериментальное исследование проводилось в 4 классах, наполняемость классов- 4 «А»- 21 учащийся, 4 «Б»- 23 учащихся. Отметим, что 4 «А» класс является экспериментальным и работает по системе развивающего обучения Н.В. Занкова. Далее будет дана характеристика состояния работы учителей данных классов. Приступая к работе с детьми, даже на поведенческом уровне нами были замечены отличия между учащимися двух классов. Учащиеся 4 «А» класса были увереннее, организованнее, коммуникабельнее, активно высказывали собственное мнение. Нами был проведен тест на выявление лидерских качеств среди учащихся «Я- лидер», в ходе которого ребята сами попробовали оценить свои способности повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.
Инструкция
к тесту: «Если ты полностью согласен
с приведённым утверждением, то в клеточку
с соответствующим номером поставь цифру
“4”; если скорее согласен, чем не согласен
– цифру “3”; если трудно сказать – “2”;
скорее не согласен, чем согласен – “1”;
полностью не согласен – “0”.
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения
понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в
общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все
хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе
и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего
хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения
с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать
их.
15. Ни один человек не является для меня
загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую,
были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу
не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и
свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу,
обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе
своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать
зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не
могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные
варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать
то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для
организации какого-либо дела.
31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности,
то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно,
не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед
моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение
товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело,
должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет
среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным,
рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими
товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей
вокруг какого-либо дела.
После заполнения карточки ответов нами
было подсчитано количество очков в каждом
столбце (не учитывая баллы, поставленные
за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41).
Карточка для ответов теста “Я – лидер”
А |
Умение определять свои лидерские качества |
Б |
Коммуникативные качества |
В |
Умение решать проблемы |
Г |
Влияние на окружающих |
Д |
Наличие творческого подхода |
Е |
Знание правил организаторской работы |
Ж |
Организаторские способности |
З |
Умение работать с группой |
А Б В Г Д Е Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31 32
33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48
Если сумма в столбце меньше 10, то качество
развито слабо, и надо работать над его
совершенствованием, если больше 10, то
это качество развито средне или сильно
(но прежде, чем сделать заключение о том,
лидер ли ребенок, нужно обратить внимание
на баллы, выставленные при ответах на
вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый
из них поставлено более 1 балла, ребенок
был неискренним в самооценке). Обработав
результаты теста, мы выявили в 4 «А» классе
4 лидера, имеющих результаты почти
по всем показателям выше среднего уровня.
Степанов Алексей
А |
Умение определять свои лидерские качества |
Развито сильно |
Б |
Коммуникативные качества |
Развито сильно |
В |
Умение решать проблемы |
Развито сильно |
Г |
Влияние на окружающих |
Развито средне |
Д |
Наличие творческого подхода |
Развито средне |
Е |
Знание правил организаторской работы |
Наиболее развито |
Ж |
Организаторские способности |
Развито сильно |
З |
Умение работать с группой |
Развито сильно |
Иванникова Света
А |
Умение определять свои лидерские качества |
Развито средне |
Б |
Коммуникативные качества |
Развито сильно |
В |
Умение решать проблемы |
Развито средне |
Г |
Влияние на окружающих |
Наиболее развито |
Д |
Наличие творческого подхода |
Развито средне |
Е |
Знание правил организаторской работы |
Развито сильно |
Ж |
Организаторские способности |
Развито средне |
З |
Умение работать с группой |
Развито сильно |
Сотников Вадим
А |
Умение определять свои лидерские качества |
Развито средне |
Б |
Коммуникативные качества |
Наиболее развито |
В |
Умение решать проблемы |
Развито средне |
Г |
Влияние на окружающих |
Развито сильно |
Д |
Наличие творческого подхода |
Развито средне |
Е |
Знание правил организаторской работы |
Развито сильно |
Ж |
Организаторские способности |
Развито средне |
З |
Умение работать с группой |
Развито сильно |
Храмцова Диана
А |
Умение определять свои лидерские качества |
Развито средне |
Б |
Коммуникативные качества |
Развито сильно |
В |
Умение решать проблемы |
Развито средне |
Г |
Влияние на окружающих |
Наиболее развито |
Д |
Наличие творческого подхода |
Развито средне |
Е |
Знание правил организаторской работы |
Развито средне |
Ж |
Организаторские способности |
Развито сильно |
З |
Умение работать с группой |
Развито сильно |
В 4
«Б» классе нами было выявлено 2 лидера,
имеющих соответствующие
Гобозов Дмитрий
А |
Умение определять свои лидерские качества |
Развито средне |
Б |
Коммуникативные качества |
Развито сильно |
В |
Умение решать проблемы |
Наиболее развито |
Г |
Влияние на окружающих |
Развито средне |
Д |
Наличие творческого подхода |
Развито средне |
Е |
Знание правил организаторской работы |
Развито средне |
Ж |
Организаторские способности |
Развито сильно |
З |
Умение работать с группой |
Развито сильно |
Жигулина Мария
А |
Умение определять свои лидерские качества |
Развито сильно |
Б |
Коммуникативные качества |
Развито сильно |
В |
Умение решать проблемы |
Развито средне |
Г |
Влияние на окружающих |
Наиболее развито |
Д |
Наличие творческого подхода |
Развито средне |
Е |
Знание правил организаторской работы |
Развито средне |
Ж |
Организаторские способности |
Развито средне |
З |
Умение работать с группой |
Развито сильно |
Для подтверждения полученных данных о группах лидеров нами была проведена психологическая игра «Начали!» на выявление лидерских позиций в классе (см. прилож.1). Данная игра дала четкое представление о наличии и системе микрогрупп в коллективе, подтвердила выявленную в ходе тестирования систему лидерства. Общий сравнительный анализ развитости и сформированности лидерских качеств у детей двух классов представлен нами в виде следующей диаграммы:
Показатель 10- средний уровень развитости качества
Показатель меньше 10- слабый уровень развитости качества
Показатель больше 10- высокий уровень развитости качества.
По итогам исследования можно сделать вывод, что лидерские качества учащихся 4 «А» класса сформированы лучше по всем показателям. Для анализа выявленной ситуации необходимо рассмотреть работу учителей в этих классах.
2.2 Изучение состояния работы учителей начальных классов
4 «А» класс является
экспериментальным, учитель
Говоря о воспитательной работе в классе, хочется отметить развитое детское самоуправление: в коллективе имеются выборные должности (староста, министр знаний, министр чистоты и др.). К выполняемым обязанностям в данных должностях дети относятся ответственно, проявляют инициативу. Тематика классных часов предусматривает воспитание лидерских качеств- коммуникабельности, активности и др. Темы классных часов «Организовать самого себя: для чего это нужно и с чего начать?», «Выступление перед публикой: против всех или вместе со всеми?», «Мир взрослых: что я о нем знаю и что он знает обо мне?», «Мир сверстников: проблемы личные, а решения — общие?», «Я — гражданин: что это значит?». Задачами воспитательной работы являются:
- создание условий для более полного знакомства детей между собой, самопознания, самопринятия и самоуважения, познания и принятия других людей (одноклассников), уважения к ним;