Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить программы, формы и методики воспитания лидерских качеств личности у младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания лидерских качеств у современных младших школьников.
Предмет исследования – формирование лидерских качеств личности.
Гипотеза исследования: воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы будет успешнее, если:
- содержание воспитания будет ориентированно на развитие лидерских качеств;
- учителя начальной школы будут осуществлять психолого-педагогическую поддержку лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции», создавать у ребенка внутреннее ощущение успешности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты лидерства как категория личности младшего школьника
История лидерства. Качества взрослого лидера …………………………...8
Лидерские качества младшего школьника (понятия, критерии, показатели)………………………………………………………………….. 15
Содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы…………………22
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы
2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной
работы………………………………………………………………………...29
2.2 Изучение состояния работы учителей начальных классов……………….35
2.3 Обобщение результатов исследования……………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 85.58 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия мощным стимулом исследования лидерства стало  развитие теорий менеджмента. Потребность  практического использования социологических  и психологических теорий лидерства  для практический целей управления привело к разработке проблематики лидерства в рамках различных  управленческих проектов. Один из наиболее известных специалистов по менеджменту  Г. Саймон в своей книге «Административное  поведение» (1965 г.) больше внимания уделяет институциональным, а не личностным аспектам лидерства, полагая, что последние используются тогда, когда нам не достает интеллектуальных инструментов для анализа организации. Личность лидера в теориях менеджмента присутствует, когда необходимо учесть и этот фактор с целью манипулирования организацией.

Таким образом, понятие «лидер» можно толковать с точки зрения психологии, политики, философии, однако нет единого подхода к изучению лидерства. Нет общепризнанного представления о его природе и функциях.

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные  решения в значимых для нее  ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную  роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе[11,с.90 ]. Таким образом, лидер-  человек, обладающий наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способный вести за собой других людей. Способности лидера, как и многие другие, бывают ярко и слабо выражены. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Социологи утверждают, что в каждой группе людей обязательно  возникает яркий лидер, оказывающий  влияние на остальных членов группы. При этом человек, проявивший себя лидером  в одной ситуации, в других условиях может уступить место другому лидеру. Обнаружить лидера достаточно просто - можно понаблюдать за группой людей, решающих какой-либо вопрос. К кому больше всего прислушиваются при обсуждении проблемы, с кем быстрее всего соглашаются - это и есть лидер группы.

Лидер принимает  решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует  в решении конфликтов, несет большую  ответственность за свои поступки. Многие психологи выделяют такую  черту, характерную для лидеров, как высокая занятость и участие  в различных общественных мероприятиях.

Стоит отметить, что лидеры бывают разные. Формальные лидеры - те, кого, как правило, назначили. Такой лидер берет на себя административные обязанности, например, староста класса отмечает отсутствующих. Позиция формального  лидера часто может быть неблагодарной, но полезной для будущей жизни. Умение находить общий язык одновременно с  коллективом и вышестоящими людьми - одно из основных качеств формального  лидера. Неформальный лидер - это человек, за которым коллектив тянется  независимо от того, какую он занимает «должность» и чем занимается. Такой лидер имеет поддержку  и уважение со стороны своей группы.

Общее лидерство  в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. Эмоциональный лидер (сердце группы) — это человек, к которому другие могут обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовывать, наладить нужные взаимоотношения, обеспечить успех. К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудирован, может объяснить и оказать содействие в поиске нужной информации[10-,с.75].

Более подробно рассмотрим психоаналитический подход к классификации лидерства[19,с.270]. 

1. «Соверен», или «патриархальный повелитель».  Лидер в образе строгого, но любимого отца. Его выдвигают на основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самим сильным.

4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги.

5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других.

6. «Герой». Жертвует собой ради других; проявляет себя в ситуациях группового протеста: благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости.

7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят, идеализируют.

9. «Изгой».

10. «Козел  отпущения».

Два последних  типа — это, по существу, примеры  антилидера, объекта агрессивных  тенденций, благодаря которым развиваются  групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с ними, но стоит ему  исчезнуть, как она начинает распадаться, так как пропадает общегрупповой  стимул.

Многие ученые пытались выделить основные качества лидера.  В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность. Р. Стогдилл, Р. Манн выделяют такие качества, характеризующие лидера, как ум, интеллектуальные способности, умение повести за собой других, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела, которым занимается группа. При этом одни качества необходимы руководителю коллектива, другие - капитану футбольной команды, третьи - лидеру страны. Фрэнк Карделл не ставил перед собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей работе он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей»[20,с.23]. Это черты характера и привычки, которые «разъединяют» нас от лидерства:

-низкая самооценка и отсутствие уважения к себе;

- чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям;

-внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте;

-нежелание простить и отпустить;

-недостаточное использование своего воображения;

-пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу;

-потребность быть всегда правым;

-слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить;

-неспособность примирится со своими страхами;

-отсутствие ясных целей;

-недостаток обязательности;

-боязнь риска;

-неспособность принять ответственность за свою жизнь;

-потеря надежды;

-недостаток мужества;

-неумение фантазировать и мечтать;

-отсутствие любви к себе;

-тщеславие.

Итак, сегодня слово лидер  может иметь совершенно разные толкования: это лидер государства, вырвавшийся  вперед на соревнованиях, тот, кому верит  большинство людей, кто успешен  в жизни. Но, в первую очередь, лидер - это человек, который научился контролировать, и направлять самого себя для выполнения своих целей и задач.

Каждый человек может  развивать и совершенствовать свой лидерский потенциал, управленческие и организаторские способности, чтобы завоевать признание и  уважение среди сверстников, коллег, родителей.

 

1.2Лидерские  качества младшего школьника  (понятия, критерии, показатели)

«Лидерство  начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф.Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в эту пору дошкольного детства начинают проявляться лидерские качества ребенка. Ребенок лидер демонстрирует более высокий чем другие дети уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Это может выражаться в том, что ребенок начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берет на себя. Остальные дети принимают его как лидера, в  группе постепенно выстраиваются такие отношения, в которых устанавливается зависимость ведомых от ведущего, которым является ребенок лидер. Зачастую воспитатели бранят таких детей лидеров за «самодеятельность», хотя всего лишь необходимо направить энергию такого ребенка в нужное русло.

Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям  шагнуть в подростковую жизнь и дальше:

-качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

-содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная - направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);

-анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированно-сти: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений - по В.В.Давыдову);

-внутренний план действий - планирование;

-ориентация на сверстника и группу в целом.

На последнем  качестве остановимся подробнее. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.  Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.    

В связи с  этим у детей младшего школьного  возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале  общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется  бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся  другие, смех одного может вызвать  смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся  придумать такой же).

Для возникновения  и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение  двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении –  появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства. 

Если спросить у детей: «Кто в Вашем классе лидер?», то очень часто выбирают ребенка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всем участвовать и  руководить, однако, он может не обладать особенными талантами в сфере  учебы. Из этого можно сделать  вывод, что лидерские качества у  детей не всегда идут рука об руку с  прилежанием. Умный педагог это  поймет, но не очень разумный может зачислить ребенка лидера в хулиганы и дебоширы. К тому же, самостоятельность, так присущая ребенку-лидеру, очень часто кажется учителю вызовом со стороны учащегося и не добавляет взаимопонимания.

Ребенка- лидера можно охарактеризовать по следующим основным признакам:

  1. Принадлежность к группе: лидер- именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.
  2. Положение, которое занимает ребенок в классе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус.
  3. Нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.
  4. Способность лидера воздействовать на группу: влиять на поведение и сознание членов группы.
  5. Источник выдвижения лидера в группе- система личных взаимоотношений, в которых проявляется лидер.

Какими  же качествами обладает ребенок- лидер? Обобщенный результат поиска ответа на этот вопрос заложен в следующей формулировке: лидерство следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные), личностные (деловые) обеспечивающие лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих черт. Однако ребенок может стать лидером в классе, превосходя других, по крайней мере, в одном каком-либо качестве. А поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, ребенок им обладающий, становится лидером.

 Е.И.Тихомирова характеризует ребенка-лидера со стороны подвижности лидерской позиции и выделяет ребенка со стабильной лидерской позицией и ребенка с переменной лидерской позицией[20,с.34]. Как же распознать таких детей?

Стабильная  лидерская позиция ребенка не испытывает особых влияний среды. Основной признак такой позиции- внешняя  наблюдаемая активность, инициативность, способность школьника принимать  решения оперативно и самостоятельно.

Переменная (ситутативая, нестабильная) лидерская  позиция имеет зависимость от ситуации. Такой ребенок чаще раскрывается при внешнем одобрении (похвале, поощрении), ему нужна поддержка окружения, он менее, чем предыдущий тип, способен противодействовать обстоятельствам. Организация внешней среды со стороны взрослых в данном случае приобретает особое значение. Лидер с нестабильной позицией нередко критически оценивает свои возможности, что в некоторых ситуациях проявляется в его заниженной самооценке. Если ребенок лидер со стабильной позицией может назвать себя «хозяином обстоятельств», то ребенок лидер с нестабильной позицией более зависим от этих обстоятельств, иногда являясь их «жертвой».

Рассмотренные типы лидеров отличает личная инициатива в принятии решения встать во главе других. Это дети, способные без посторонней помощи брать на себя инициативу. Характерно, что в младшей школе нечасто встречается личная инициатива детей и самостоятельное принятие ими решения действовать. Причин этого несколько. Во- первых, учащиеся начальной школы очень сильно ориентированы на мнение педагога. Во вторых, опережающая инициатива педагогов, боязнь отрицательной оценки со стороны окружающих, неумение реализовать задуманное гасят личную инициативу. Проблема подавления взрослыми инициативы школьника, постоянного её корректирования, непринятия стоит особенно остро не только в начальной школе, но и в старшем звене. Решение этой проблемы определяется двумя взаимозависимыми процессами: повышение профессионализма учителя и развитие лидерских способностей самих школьников.

Информация о работе Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы