Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить программы, формы и методики воспитания лидерских качеств личности у младших школьников.
Объект исследования – процесс воспитания лидерских качеств у современных младших школьников.
Предмет исследования – формирование лидерских качеств личности.
Гипотеза исследования: воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы будет успешнее, если:
- содержание воспитания будет ориентированно на развитие лидерских качеств;
- учителя начальной школы будут осуществлять психолого-педагогическую поддержку лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции», создавать у ребенка внутреннее ощущение успешности;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты лидерства как категория личности младшего школьника
История лидерства. Качества взрослого лидера …………………………...8
Лидерские качества младшего школьника (понятия, критерии, показатели)………………………………………………………………….. 15
Содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы…………………22
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы
2.1 Методика организации и проведения опытно-экспериментальной
работы………………………………………………………………………...29
2.2 Изучение состояния работы учителей начальных классов……………….35
2.3 Обобщение результатов исследования……………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….38
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 85.58 Кб (Скачать файл)

Если мы хотим, чтобы  школа готовила ребят к жизни  в демократическом правовом государстве, то она должна быть основана на демократических  ценностях и на уважении к правам человека. Только на основании этого возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников. С первого класса учащихся можно поделить на «звездочки» и в каждой должен быть свой командир, который отвечает за маленький коллектив. Так постепенно формируются лидерские качества у младших школьников. Участие в жизнедеятельности коллектива готовит детей к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления - подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Итак, ученическое самоуправление - это самостоятельная воспитательная технология.

Участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным  учреждением способно помочь школе  измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. 
Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают главные позиции в органах ученического самоуправления. 
Многие учащиеся имеют скрытые лидерские потенциалы, но по ряду причин не раскрывают их. Следствием этого становится снижение интереса к другим людям, отсутствие умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства. 
В связи с этим возникает необходимость разрабатывать и внедрять систему обучения, которая обеспечивала бы подготовку активистов.

Наиболее важными  являются мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерских качеств у ребят, здесь большим потенциалом обладают коллективные творческие дела. Очень ценны мероприятия, проведенные совместно с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так них родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты - лидеры.

Таким образом, основная идея всех форм педагогической деятельности - это создание условий для развития активной деятельностной позиции ребенка,  актуализация роли лидера, формирование лидерского опыта детей в совместно организованной социально значимой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы

 

2.1Методика  организации и проведения опытно-экспериментальной  работы

 

В начальной школе проводится исследование, посвященное проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Опытно- экспериментальное исследование проводится в 4 классах, наполняемость классов- 4 «А»- 21 учащийся, 4 «Б»- 23 учащихся. 4 «А» класс является экспериментальным и работает по системе развивающего обучения Н.В. Занкова. Далее будет дана характеристика состояния работы учителей данных классов. Приступая к работе с детьми, даже на поведенческом уровне замечаются отличия между учащимися классов. Учащиеся 4 «А» класса были увереннее, организованнее, коммуникабельнее, активно высказывали собственное мнение. Я провожу тест на выявление лидерских качеств среди учащихся «Я- лидер», в ходе которого ребята сами попробуют оценить свои способности повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к  тесту: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру “4”; если скорее согласен, чем не согласен – цифру “3”; если трудно сказать – “2”; скорее не согласен, чем согласен – “1”; полностью не согласен – “0”.  
                                    

                                      Вопросы к тесту “Я – лидер”  
 
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.  
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.  
3. Я знаю, как преодолевать трудности.  
4. Люблю искать и пробовать новое.  
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.  
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.  
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.  
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.  
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.  
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.  
11. Я хорошо планирую своё время и работу.  
12. Я легко увлекаюсь новым делом.  
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.  
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.  
15. Ни один человек не является для меня загадкой.  
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.  
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.  
18. Для меня важно достижение цели.  
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.  
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.  
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.  
22. У меня всегда всё получается.  
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.  
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.  
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.  
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.  
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.  
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.  
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.  
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.  
31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.  
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.  
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.  
34. Я никогда не поступал так, как другие.  
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.  
36. Я никогда не поступал так, как другие  
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.  
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.  
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.  
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.  
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.  
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.  
43. Решая проблемы, использую опыт других.  
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.  
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.  
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.  
47. Умею находить общий язык с людьми.  
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.  
После заполнения карточки ответов подсчитываю количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41).  

  Карточка для ответов теста “Я – лидер” 

А

Умение  определять свои    лидерские  качества

Б

Коммуникативные качества

В

Умение  решать проблемы

Г

Влияние на окружающих

Д

Наличие творческого подхода

Е

Знание  правил организаторской работы

Ж

Организаторские способности

З

Умение  работать с группой


                         

 

 

 
 
А Б В  Г    Д   Е Ж   З  
1  2 3    4   5   6   7   8  
9 10 11 12 13 14 15 16  
17 18 19 20 21 22 23 24  
25 26 27 28 29 30 31 32  
33 34 35 36 37 38 39 40  
41 42 43 44 45 46 47 48  
 
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно (но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли ребенок, нужно обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, ребенок был неискренним в самооценке). Обработав результаты теста, я выявляю, что в 4 «А» классе 4 лидера, имеющих результаты  почти по всем показателям выше среднего уровня.

  Степанов Алексей

А

Умение  определять свои    лидерские  качества

Развито сильно

Б

Коммуникативные качества

Развито сильно

В

Умение  решать проблемы

Развито сильно

Г

Влияние на окружающих

Развито средне

Д

Наличие творческого подхода

Развито средне

Е

Знание  правил организаторской работы

Наиболее  развито

Ж

Организаторские способности

Развито сильно

З

Умение  работать с группой

Развито сильно

     

 

Иванникова  Света

А

Умение  определять свои    лидерские  качества

Развито средне

Б

Коммуникативные качества

Развито сильно

В

Умение  решать проблемы

Развито средне

Г

Влияние на окружающих

Наиболее  развито

Д

Наличие творческого подхода

Развито средне

Е

Знание  правил организаторской работы

Развито сильно

Ж

Организаторские способности

Развито средне

З

Умение  работать с группой

Развито сильно

     

 

Сотников  Вадим

А

Умение  определять свои    лидерские  качества

Развито средне

Б

Коммуникативные качества

Наиболее  развито

В

Умение  решать проблемы

Развито средне

Г

Влияние на окружающих

Развито сильно

Д

Наличие творческого подхода

Развито средне

Е

Знание  правил организаторской работы

Развито сильно

Ж

Организаторские способности

Развито средне

З

Умение  работать с группой

Развито сильно

     

 

Храмцова  Диана

А

Умение  определять свои    лидерские  качества

Развито средне

Б

Коммуникативные качества

Развито сильно

В

Умение  решать проблемы

Развито средне

Г

Влияние на окружающих

Наиболее  развито

Д

Наличие творческого подхода

Развито средне

Е

Знание  правил организаторской работы

Развито средне

Ж

Организаторские способности

Развито сильно

З

Умение  работать с группой

Развито сильно

     

 

В 4 «Б» классе я выявила 2 лидера, имеющих соответствующие показатели:

Гобозов Дмитрий 

А

Умение  определять свои    лидерские  качества

Развито средне

Б

Коммуникативные качества

Развито сильно

В

Умение  решать проблемы

Наиболее  развито

Г

Влияние на окружающих

Развито средне

Д

Наличие творческого подхода

Развито средне

Е

Знание  правил организаторской работы

Развито средне

Ж

Организаторские способности

Развито сильно

З

Умение  работать с группой

Развито сильно

     

 

 

Жигулина  Мария

А

Умение  определять свои    лидерские  качества

Развито сильно

Б

Коммуникативные качества

Развито сильно

В

Умение  решать проблемы

Развито средне

Г

Влияние на окружающих

Наиболее  развито

Д

Наличие творческого подхода

Развито средне

Е

Знание  правил организаторской работы

Развито средне

Ж

Организаторские способности

Развито средне

З

Умение  работать с группой

Развито сильно

     

 

Для подтверждения  полученных данных о группах лидеров провожу психологическую игру «Начали!» на выявление лидерских позиций в классе (см. прилож.1).  Данная игра дает  четкое представление о наличии и системе микрогрупп в коллективе, подтвердила выявленную в ходе тестирования систему лидерства. Общий сравнительный анализ развитости и сформированности лидерских качеств у детей двух классов представлен нами в виде следующей диаграммы:

 

Показатель 10- средний уровень развитости качества

Показатель  меньше 10- слабый уровень развитости качества

Показатель  больше 10- высокий уровень развитости качества.

По итогам исследования можно сделать вывод, что лидерские качества учащихся 4 «А» класса сформированы лучше по всем показателям.

 

 

 

 

         2.2 Изучение состояния работы учителей начальных классов

 

4 «А» класс является  экспериментальным, учитель работает  по системе развивающего обучения  Н.В. Занкова. В своей работе  учитель широко использует деятельностные, групповые, проблемные методы  обучения. Особенно интересным и  эффективным видится метод проектов, применяемый учителем в работе  с детьми. Учащиеся достаточно  овладели методикой данной педагогической  технологии и самостоятельно  с большим интересом готовят  творческие проекты по литературе, окружающему миру. Как правило,  учитель оказывает направляющую  помощь детям, консультирует по  возникающим вопросам. Метод проектов, несомненно, повышает самооценку  детей, создает внутреннее ощущение  успешности и способствует развитию  лидерских качеств ребенка, способствует формированию умения самостоятельно и ответственно планировать собственную деятельность.

 Говоря о воспитательной  работе в классе, можно отметить  развитое детское самоуправление: в коллективе имеются выборные  должности (староста, министр знаний, министр чистоты и др.). К выполняемым  обязанностям в данных должностях  дети относятся ответственно, проявляют  инициативу. Тематика классных часов  предусматривает воспитание лидерских  качеств- коммуникабельности, активности  и др. Темы классных часов «Организовать самого себя: для чего это нужно и с чего начать?», «Выступление перед публикой: против всех или вместе со всеми?», «Мир взрослых: что я о нем знаю и что он знает обо мне?», «Мир  сверстников:  проблемы личные, а решения — общие?», «Я — гражданин: что это значит?». Задачами воспитательной работы являются:

- создание условий для более полного знакомства детей между собой, самопознания, самопринятия и самоуважения, познания и принятия других людей (одноклассников), уважения к ним;

Информация о работе Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной начальной школы