Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа
Проблема воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания школьника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственных чувств
1.1. Природа нравственных чувств
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Методы и средства воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ содержания работы по воспитанию нравственных чувств у младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственных чувств
1.1. Природа нравственных чувств
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Методы и средства
воспитания нравственных
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ содержания работы по воспитанию нравственных чувств у младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Введение
Структура работы
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Во введении доказана актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, указаны методы научно-педагогического исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты воспитания нравственных чувств» раскрыты следующие вопросы: Понятие нравственных чувств в педагогике, психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста, воспитательная работа по воспитанию нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.
Во второй главе «Анализ содержания работы по воспитанию нравственных чувств у младших школьников» раскрыт следующий вопрос: анализ содержания работы по воспитанию нравственных чувств у младших школьников.
Заключение содержит обобщенные выводы по работе.
Список литературы состоит из ….. источников.
Актуальность исследования.
Ребенок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные чувства ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего возраста. Многое начинается с привычки.
Однако в том возрасте,
о котором идет речь, ребенок, еще
не способный к сознательным нравственным
поступкам, под руководством взрослых
усваивает привычные нормы
Проблема воспитания
нравственных чувств у детей
младшего школьного возраста
актуализируется сложившейся
ситуацией в современном
Нравственно воспитанным мы можем считать того человека, у которого сформированы потребности, стремления вести себя в соответствии с определенными нормами. Говорят, что «не тот честен, смел, дисциплинирован, кто может поступать честно, дисциплинированно, смело, а тот, кто не может поступать иначе».
Следовательно, главная задача воспитания нравственных чувств – сформировать у ребенка стремления, потребности, мотивы быть чутким, отзывчивым, добрым. Без этого знание нравственных норм остается формальным. Чтобы достичь результата, соответствующего требованиям, предъявляемым к современному человеку, нужно проявить настойчивость, преодолеть препятствия на пути к цели, быть сосредоточенным, сдержанным, подчинять свое поведение определенным правилам.
Проблемы создания условий, эффективно влияющих на формирование нравственных чувств дошкольников, вот уже на протяжении не одного десятилетия занимают одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы воспитания нравственных чувств у детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
Объектом исследования является: образовательная деятельность младших школьников.
Предметом исследования является: нравственное воспитание младших школьников в учебной и воспитательной деятельности.
Цель работы: выявить наиболее продуктивные формы и методы воспитания нравственных чувств у младших школьников.
Исходя из поставленной цели, можно определить основные задачи работы:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую
2. Рассмотреть условия
нравственного воспитания в
3. Изучить опыт
организации воспитательной
4. Разработать рекомендации
по формированию нравственных
чувств у детей младшего
Методы исследования:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1.1. Природа нравственных чувств.
Нравственные чувства
выражают отношение человека к человеку
и к обществу. Основанием оценки,
которую объективно получают эти
чувства со стороны окружающих, являются
моральные нормы, регулирующие поведение
личности во всех сферах её общественной
жизни. От внешних восприятий мозг человека
получает не больше, чем мозг животного,
которое так же видит, слышит, осязает
и обоняет (в ряде случаев лучше
людей). Отказываясь от нравственных
усилий, ограничивая себя плотским
потребительством, в том числе и потреблением
знаний или любви, человек опускается
духовно, затем падает душевно. Это именуется
бездушием или «окаменелостью сердца».
Именно наличие высших чувств – стыда,
раскаяния, совести, любви и т.д. – отличает
человека от животного. Нравственное воспитание
начинается с упражнений в нравственных
поступках, с проявлений чувств любви,
благодарности. Конформизм, презрение
к законам и нравственным ценностям, равнодушие,
жестокость – это плоды безразличия к
нравственному фундаменту общества. Различие
душевной и духовной жизни в их качественном
своеобразии отражается уже на уровне
языка. Когда мы говорим «душевный человек»,
то указываем на присущие ему качества
сердечности, открытости, способности
сопереживать другому, понимать и учитывать
другого в его самоценности. Говоря о духовности
человека, мы имеем в виду его нравственный
строй, способность руководствоваться
в своем поведении высшими ценностями
социальной, общественной жизни, следование
идеалам истины, добра и красоты.
К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность, доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.
Своеобразным внутренним контролёром личности является совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственная неполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности нижесвятости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия , со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.
Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания и при ожидании успеха, называется надеждой. В случае появления затруднений надежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется к тревоге и, возможно, к отчаянию.
Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии – космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь – эрос – побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее в слове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальным существом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношением к тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится перед ним, превращает его в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь – та, которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.
Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.
1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст изучали В.С. Мухина, Л.С.Выготский, В.А.Крутецкий, Н.И.Новикова, М.В.Гамезо, М.В.Матюхина и др.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.
Мухина В.А. считает, что младший школьный возраст это период (6-10лет),ребёнок проходит величайший путь в своём индивидуальном развитии, такое расстояние, с которым не сравним ни один последующий возраст. Детям младшего возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Этому способствуют природные предпосылки ребёнка и умение педагога использовать их в учебно-воспитательном процессе.
Младший школьный возраст, как считают А.А. Люблинская, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, определяется внешним обстоятельством в жизни ребёнка- поступлением в школу. У ребёнка появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью, формируются основные психофизиологические структуры и механизмы осуществления элементарной жизнедеятельности. Он обращает свое внимание на окружающий его яркий, красочный , бесконечно разнообразный внешний мир.
Младший школьный возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.
Информация о работе Воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте