Воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания школьника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственных чувств
1.1. Природа нравственных чувств
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Методы и средства воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ содержания работы по воспитанию нравственных чувств у младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 51.08 Кб (Скачать файл)

- беседа должна носить  проблемный характер;

- нельзя допускать,  чтобы этическая беседа развивалась  по заранее составленному сценарию  с заучиванием готовых или  подсказанных взрослыми ответов;

- нужно учить детей  с уважением относиться к мнениям  других, терпеливо и аргументировано  вырабатывать правильную точку  зрения;

- нельзя допускать  также, чтобы беседа превращалась  в лекцию.

         Материал для беседы должен  быть близок эмоциональному опыту  воспитанников. Только при опоре  на реальный опыт беседы на  отвлеченные темы могут быть  успешными.

         В ходе беседы важно выявить  и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической  беседой заключается в том,  чтобы помочь воспитанникам самостоятельно  прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно  уметь смотреть на события  или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные  с ней чувства.

          В начальной школе этическая  беседа имеет простую структуру.  Здесь предпочтителен индуктивный  путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и  самостоятельного вывода.

          Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное  качество или форму поведения;

б) для выработки правильного  отношения воспитанников к определенному  поступку, который уже совершен.

             В практике школьного воспитания  разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в  психику, действует на личность  в целом, создавая установки  и мотивы поведения. Как уже  было отмечено, младшие школьники  особенно внушаемы. Педагог, опираясь  на эту специфику психики, должен  использовать внушение в тех  случаях, когда воспитанник должен  принять определенные установки. 

       Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

           Психологической основой примера  служит подражательность. Подражательность  – деятельность индивида. Иногда  очень трудно определить черту,  где заканчивается подражание  и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется  в особенном, своеобразном подражании.

            Младшие школьники подражают  тем, кто оказывает на них  наиболее сильное впечатление.  Согласно данным психологов, неизменную  симпатию младших школьников  вызывают люди смелые, волевые,  находчивые, обладающие большой  физической силой, стройной фигурой,  приятной манерой общаться, правильными  чертами лица. При выборе моральных  примеров, учитывая эти закономерности  восприятия личности, следует добиваться  того, чтобы носители добрых начал  были приятны и симпатичны, а  носители пороков вызывали неприязнь. 

             Жизнь дает не только положительные,  но и отрицательные примеры.  Обращать внимание школьников  на негативное в жизни и  поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

         Естественно, что воспитание зависит  и от личного примера воспитателя,  его поведения, отношения к  воспитанникам, мировоззрения, деловых  качеств, авторитета. Известно, что  для большинства младших школьников  авторитет учителя абсолютен,  они готовы подражать ему во  всем. Но сила положительного  примера наставника увеличивается,  когда он своей личностью, своим  авторитетом действует систематически  и последовательно, без расхождений  между словом и делом, доброжелательно. 

          В педагогической литературе  описывается и такой метод  формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

        Проанализировав способы формирования  нравственного воспитания младших  школьников. Нужно отметить, что  в реальных условиях педагогического  процесса методы воспитания выступают  в сложном и противоречивом  единстве. Решающее значение здесь  имеет не логика отдельных  «уединенных» средств, а гармонично  организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе  воспитательного процесса тот  или иной метод может применяться  в изолированном виде. Но без  соответственного подкрепления  другими методами, без взаимодействия  с ними он утрачивает свое  назначение, замедляет движение  воспитательного процесса к намеченной  цели.

        Итак, рассматривая нравственное  воспитание младших школьников  в учебной деятельности, мы пришли  к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

- «Опираться на положительные  возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.

- Обеспечивает эмоциональную  насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные  усилия и переживания, объединяющие  ее участников.

- Создает атмосферу  эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

- Утверждает радостный,  мажорный стиль жизни детского  коллектива и каждой личности.

- Учитывает положительное  воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего  функцию эмоционального заражения.

- Заботиться о создании  атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

          Нравственное воспитание эффективно  осуществляется только как целостный  процесс педагогической, соответствующей  нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших  школьников: деятельности, отношений,  общения с учетом их возрастных  и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса  является формирование нравственно  цельной личности, в единстве  ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков,  привычек, общественно ценного поведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

 

          Нравственные  чувства, которые  формируются на уроках, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

     Эффективность  нравственного просвещения младших школьников во многом зависит и от согласованной работы школы и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Специфика процесса воспитания нравственных чувств  обусловлена  также и его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения  норм общественного нравственного  сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса воспитания в  том, что его организация есть одновременно организация всей жизни  детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется  в процессе их нравственного осознанного  осуществления.

 

 


Информация о работе Воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте