Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа
Проблема воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания школьника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственных чувств
1.1. Природа нравственных чувств
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Методы и средства воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ содержания работы по воспитанию нравственных чувств у младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
- беседа должна носить проблемный характер;
- нельзя допускать,
чтобы этическая беседа
- нужно учить детей
с уважением относиться к
- нельзя допускать
также, чтобы беседа
Материал для беседы должен
быть близок эмоциональному
В ходе беседы важно выявить
и сопоставить все точки
В начальной школе этическая
беседа имеет простую
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного
отношения воспитанников к
В практике школьного
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой
Младшие школьники подражают
тем, кто оказывает на них
наиболее сильное впечатление.
Согласно данным психологов, неизменную
симпатию младших школьников
вызывают люди смелые, волевые,
находчивые, обладающие большой
физической силой, стройной
Жизнь дает не только
Естественно, что воспитание
В педагогической литературе
описывается и такой метод
формирования сознания
Проанализировав способы
Итак, рассматривая нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
- «Опираться на положительные
возрастные потребности и
- Обеспечивает эмоциональную
насыщенность общей
- Создает атмосферу
эмоционально-волевого
- Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
- Учитывает положительное
воздействие общественного
- Заботиться о создании
атмосферы доброжелательного
Нравственное воспитание
Выводы по 1 главе
Нравственные чувства, которые формируются на уроках, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Эффективность
нравственного просвещения
Специфика процесса воспитания нравственных чувств обусловлена также и его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.
Информация о работе Воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте