Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа
Проблема воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания школьника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственных чувств
1.1. Природа нравственных чувств
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Методы и средства воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ содержания работы по воспитанию нравственных чувств у младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Неуспешность одноклассника одни дети встречают равнодушно, другие - со злорадством.
Успешность одноклассника
У учителя есть реальные
Огромную роль в воспитании играет учитель:
- он может разъяснять, убеждать, он может обосновывать необходимость бережного отношения друг к другу;
- он может внушать,для этого он должен обладать техникой внушения. Здесь не нужна аргументация. Внушение- воздействие на волю, сознание, побуждение к определенным поступкам прежде всего через первую сигнальную систему.
- он может работать
на подражательной
Ребенок младшего школьного
Непроизвольная
Внушение- воздействие на волю, сознание,
побуждение к определенным
Если учитель доброжелательно
общается с детьми в классе,
со своими коллегами, с
Сопереживание
как очень важное социально
значимое качество может
Таким образом, поступление в
школу ведет не только к
формированию потребности в
От них требуется:
— «знать, что они граждане своей страны;
— уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
— любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
— дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;
— бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;
— беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
— помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
— творить
в учебе, в искусстве, в любом
деле, в котором чувствуешь
Итак, нравственный мир младшего
школьника сложен, изменчив, находится
в развитии. Задача учителя состоит
в том, чтобы постоянно
1.3 Методы и средства воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.
Процесс воспитания
По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Метод(греч.)-путь исследования, способ достижения какой-либо цели.
Метод воспитания - это способ воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
Метод воспитания - это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
В качестве основных по И.Ф.Харламову выступают следующие методы воспитания:
- убеждение;
- положительный пример;
- упражнение (приучение);
- одобрение;
- осуждение;
- требовании;
- контроль за поведением;
- переключение на другие виды деятельности.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания.
Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.
Традиционные методы
нравственного воспитания
В педагогической литературе
описывается множество методов
и приемов нравственного
- влияния, создающие
нравственные установки,
- влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. [36]
Выбор
методов зависит от содержания
воспитательной деятельности, от
её направленности. Так, в процессе
нравственного просвещения на
первое место, естественно,
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). [51].
Наиболее
последовательной и
- методы разностороннего
воздействия на сознание, чувства
и волю учащихся в интересах
формирования у них
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Каждый
из методов имеет свою
В младших классах часто
У рассказа на этическую тему несколько функций:
- служить источником знаний,
- обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
- служить способом
использования положительного
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
- рассказ должен
- рассказ сопровождается
иллюстрациями, которыми могут
стать произведения живописи, художественные
фотографии, изделия народных умельцев.
Усиливает его восприятие
Обстановка имеет большое
Рассказ производит должное
Рассказ обязательно должен
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Информация о работе Воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте