Воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания школьника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственных чувств
1.1. Природа нравственных чувств
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.3. Методы и средства воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ содержания работы по воспитанию нравственных чувств у младших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 51.08 Кб (Скачать файл)

          Неуспешность одноклассника одни дети встречают равнодушно, другие - со злорадством.

           Успешность одноклассника может  натолкнуться на равнодушие одних  и зависть других детей. Очень  мало сопереживающих. Здесь, конечно,  дело не в том, что ребенок  не способен к сопереживанию  из-за своего эгоизма. Он просто  не обучен сопереживанию в новых для него условиях. Учитель, безусловно, должен специально заниматься развитием нравственных качеств у детей своего класса. Развитию способности к сопереживанию следует уделять особое внимание. Способность к сопереживанию - это показатель духовности, интеллигентности человека. Сопереживание открывает рефлексивные способности человека проникать своими чувствами и умом в состояние другого, предвидеть возможное его поведение, оказывать моральную и реальную поддержку. Ребенок, пришедший в школу, еще не обучен сопереживанию в условиях новой деятельности.

           У учителя есть реальные возможности  и средства правильно сориентировать ребенка. Особое значение при этом имеет авторитет учителя. Он источник знаний, он оценивает достижения ученика. Он любим и почитаем - он первый учитель. Действенных способов воздействия учителя реально три: убеждение, внушение, организация подражательной идентификации.

        Огромную роль в воспитании  играет учитель:

- он может разъяснять, убеждать, он может обосновывать  необходимость бережного отношения друг к другу;

- он может внушать,для этого он должен обладать техникой внушения. Здесь не нужна аргументация. Внушение- воздействие на волю, сознание, побуждение к определенным поступкам прежде всего через первую сигнальную систему.

   - он может работать  на подражательной идентификации, на механизме отождествления ребенка со значимым взрослым.

         Ребенок младшего школьного возраста  еще очень подражателен. И эту подражательность усиливает смена места в системе общественных отношений - приход ребенка в школу. Неопределенность, которую испытывает ребенок в школе, повышает его подражательность. Подражательность ребенка может быть непроизвольной и произвольной.

         Непроизвольная подражательность  приводит к заимствованию манеры поведения одноклассников, учителя. Эта подражательность базируется на физиологическом имитационном механизме - на демонстрируемом образце. Здесь ребенок бессознательно заимствует действие.

          Внушение- воздействие на волю, сознание, побуждение к определенным поступкам прежде всего через первую сигнальную систему.

        Если учитель доброжелательно  общается с детьми в классе, со своими коллегами, с родителями  детей, если во всех ситуациях  обыденной жизни он приветлив, улыбчив, обходителен, то дети заимствуют эту манеру поведения. Надо помнить, что ребенок непроизвольно подражает любым проявлениям, а не только красивым и достойным.

      Сопереживание  как очень важное социально  значимое качество может получить  свое особое развитие через  подражание поведению учителя  с детьми по поводу их неуспеха  и успеха. Если учитель, оценивая знания ребенка, сообщает ему о неуспехе и при этом сочувствует ему, огорчается вместе с ним, то именно так будут вести себя в дальнейшем и дети.

          Таким образом, поступление в  школу ведет не только к  формированию потребности в познании  и признании, но и к развитию  чувства личности. Ребенок начинает  занимать новое место внутри  семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек,  с ним советуются и считаются.  Усвоение норм поведения, выработанных  обществом, позволяет ребенку  постепенно превратить их в  свои собственные, внутренние, требования  к самому себе.

     От   них требуется:

— «знать, что они  граждане своей страны;

— уметь воспитывать  в себе волю и мужество, твердый  характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

— любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать  свое слово;

— дружить с ребятами всех национальностей верно и  преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

— бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

— беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать  памятники культуры;

— помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды  за добрый поступок; проявлять доброту  и заботливость о людях в повседневной жизни;

     — творить  в учебе, в искусстве, в любом  деле, в котором чувствуешь способность  и тягу к творчеству.»

        Итак, нравственный мир младшего  школьника сложен, изменчив, находится  в развитии. Задача учителя состоит  в том, чтобы постоянно следить  за нравственным ростом ребенка,  улавливать возможные отклонения  от нормального нравственного  развития. Современные дети, как  и дети всех времен, очень различны  по характеру, индивидуальным  особенностям, способностям и склонностям.  И это необходимо учитывать  в воспитательной работе с  ними. Становление младшего школьника  происходит под влиянием новых  отношений со взрослыми (учителями)  и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности ( учения).В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы  и  средства   воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста.

          Процесс воспитания осуществляется  в различных формах при помощи  разнообразных методов, приемов  и воспитательных средств.

          По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

        Метод(греч.)-путь исследования, способ достижения какой-либо цели.

      Метод воспитания - это способ воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

           Метод воспитания - это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

В качестве основных  по И.Ф.Харламову выступают следующие методы воспитания:

- убеждение;

- положительный пример;

- упражнение (приучение);

- одобрение;

- осуждение;

- требовании;

- контроль за поведением;

- переключение на другие виды деятельности.

От методов воспитания следует отличать средства воспитания.

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия  или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.

Выбор методов нравственного  воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.

Характер методов  нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет  в твердой и категоричной форме  требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.

  Традиционные методы  нравственного воспитания ориентированы  на привитие школьникам норм  и правил общественной жизни.  Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогической литературе описывается множество методов  и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково  направлены на формирование мотивов  нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия  можно разделить на два класса:

- влияния, создающие  нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления,  понятия, идеи,

- влияния, создающие  привычки, определяющие тот или  иной тип поведения. 

      И.С.  Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. [36]

      Выбор  методов зависит от содержания  воспитательной деятельности, от  её направленности. Так, в процессе  нравственного просвещения на  первое место, естественно, выдвигается  убеждение; в трудовом воспитании  – упражнение; в воспитании дисциплинированности  и ответственности наряду с  основными методами применяются  также поощрение и наказание. [36].

         М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). [51].

       Наиболее  последовательной и современной  представляется, на наш взгляд, классификация,  разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

- методы разностороннего  воздействия на сознание, чувства  и волю учащихся в интересах  формирования у них нравственных  взглядов и убеждений (методы  формирования сознания личности);

- методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения;

- методы стимулирования  поведения и деятельности.

       Каждый  из методов имеет свою специфику  и область применения. Несмотря  на кажущуюся простоту, все без  исключения методы требуют высокой  педагогической квалификации. Рассмотрим  наиболее сложные по содержанию  и применению методы словесно-эмоционального  воздействия: рассказ, разъяснение,  этическую беседу и метод наглядно-практического  воздействия – пример.

        В младших классах часто используется  рассказ на этическую тему. Это  яркое эмоциональное изложение  конкретных фактов и событий,  имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ  помогает воспитанникам понять  и усвоить смысл моральных  оценок и норм поведения. 

У рассказа на этическую  тему несколько функций:

- служить источником  знаний,

- обогащать нравственный  опыт личности опытом других  людей,

- служить способом  использования положительного примера  в воспитании.

К условиям эффективности  этического рассказа относятся следующие:

- рассказ должен соответствовать  социальному опыту школьников. В  младших классах он краток, эмоционален,  доступен, соответствует переживаниям  детей.

- рассказ сопровождается  иллюстрациями, которыми могут  стать произведения живописи, художественные  фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо  подобранное музыкальное сопровождение.

        Обстановка имеет большое значение  для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей  обстановки должно соответствовать  замыслу и содержанию рассказа.

        Рассказ производит должное впечатление  только тогда, когда выполняется  профессионально. Неумелый, косноязычный  рассказчик не может рассчитывать  на успех.

          Рассказ обязательно должен переживаться  слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него  сохранялись как можно дольше.

           Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

         В работе с учащимися различных  возрастных групп широко применяется  этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

        Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.

Эффективность этической  беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

Информация о работе Воспитание нравственных чувств в младшем школьном возрасте