Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 18:39, курсовая работа
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков с девиантным поведением;
проанализировать понятие «нравственные качества»;
выявить формы, методы, средства и направления воспитания старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях;
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………....6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………....6
1.2. Анализ понятия «нравственные качества»………………………………..17
1.3. Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………..23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением на примере ГКСУАУ Свердловской области «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124»…………………………………………………………………….….32
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………………32
2.2. Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...38
2.3. Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций
Кафедра психологии и социальной педагогики
Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях
Курсовая работа
Исполнитель:
Николаева Марина Ивановна, студентка 304 группы
очного отделения
_______ ____________________
дата подпись
Научный руководитель:
Иваненко М.А., канд. пед. наук,доцент кафедры психологии и социальной педагогики
оценка: ____________________
_______ ____________________
дата подпись
Екатеринбург 2015
Оглавление
Введение………………………………………………………… Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных
качеств у старших подростков с девиантным
поведением в образовательных учреждениях………………………………………………… |
|
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………… |
|
1.2. Анализ понятия «нравственные качества»………………………………..17 |
|
1.3. Формы, методы, средства и направления
воспитания нравственных качеств у старших
подростков с девиантным поведением в
образовательных учреждениях………………………………………………… |
|
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию
нравственных качеств у старших подростков
с девиантным поведением на примере ГКСУАУ
Свердловской области «Специальной общеобразовательной
школы закрытого типа № 124»…………………………………………………………………… 2.1. Анализ деятельности образовательного
учреждения по воспитанию нравственных
качеств у старших подростков с девиантным
поведением…………………………………………………… 2.2. Первичная диагностика уровня нравственных
качеств у старших подростков с девиантным
поведением…………………………………………... 2.3. Комплекс занятий по воспитанию нравственных
качеств у старших подростков с девиантным
поведением…………………………………………... |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список использованной литературы………………………………………….52 Приложение…………………………………………………… |
|
Введение
Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость воспитания нравственных качеств. Вопросы воспитания нравственных качеств начали волновать человеческое общество давно. Еще в Древней Греции считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.
Но в наши дни проблема воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением встала наиболее остро, и ее проявления выразительно выделяются на фоне общих общественных проблем.
Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах. Более глобально проникновение западных традиций, обычаев, праздников и других культурных ценностей.
Государственная важность и социально-культурная значимость проблемы формирования нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением вызвали большую активность ученых и практиков в разработке ряда аспектов этого вопроса.
Особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Рост подростковой преступности, бродяжничества алкоголизма, наркомании, суицида, сегодня становится серьезной государственной проблемой. К решению этого вопроса обращаются на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Девиантное поведение старших подростков является педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, соответственно, нравственную чистоту и стабильность общества.
Существенный вклад в решение данной проблемы внесли Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Р. И. Жуковская, Л. В. Загик, А. В. Запорожец, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, А. П. Макаренко, Т. А. Маркова, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский. В них раскрыты общие закономерности, задачи, содержание, методы и средства нравственного воспитания.
Тема исследования: «Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях».
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: содержание воспитания нравственных качеств у старших подростков девиантным поведением в специальной общеобразовательной школе закрытого типа.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: «Специальная общеобразовательная школа
закрытого типа №124»
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях
1.1. Психолого-педагогическая характеристика
старших подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.
Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Вопрос о границах и критериях, которые изменчивы, условны и определяются конкретно – историческими обстоятельствами, особенностями общественного развития, имеет принципиальное значение [36].
В конце XIX века в Толковом словаре В. Даля подросток определялся как «дитя на подросте» в 14 15 лет.
В 1920 году нашего столетия подростковый возраст, характеризуясь, по мнению Э. Шпрангера, стремлением к освобождению от детских отношений зависимости, рассматривался уже в пределах от 13 (у девочек), 14 (у мальчиков) до 17 лет.
В новейшей классификации Д.Б. Бромлей данный возраст дается в границах 1115 лет.
Наиболее точно определены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности [9]. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10, 11 и 15, 16 годами .
Мы придерживаемся именно
этой периодизации, так как она
разработана с учетом
Девиантное поведение (в широком смысле) - это система преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья. Синонимами девиантного поведения являются отклоняющееся, нарушенное, социально-нежелательное, ненормативное поведение.
Старший подростковый период как временный регресс развития определяет и многие психологические особенности подросткового поведения: эмоциональную неустойчивость, раздражительность, утомляемость, ослабление внимания, восприятия, обработки информации, повышенную агрессивность, противоречивость потребностей и желаний. С другой стороны, социальные и культурные особенности могут либо смягчить трудности этого периода, либо, напротив, заострить их [9].
Старший подростковый возраст вообще в особенности представляют собой группу риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.
Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.
В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.
Появление социально
Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения [9].
Оценивая свое тело, старший подросток с девиантным поведением констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих, но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение.
Отстающие в развитии, худые и низкорослые старшие подростки с девиантным поведением окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.
Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.