Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 18:39, курсовая работа
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую характеристику старших подростков с девиантным поведением;
проанализировать понятие «нравственные качества»;
выявить формы, методы, средства и направления воспитания старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях;
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………....6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………....6
1.2. Анализ понятия «нравственные качества»………………………………..17
1.3. Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательных учреждениях………………………………………………………………………..23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением на примере ГКСУАУ Свердловской области «Специальной общеобразовательной школы закрытого типа № 124»…………………………………………………………………….….32
2.1. Анализ деятельности образовательного учреждения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………………32
2.2. Первичная диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...38
2.3. Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением…………………………………………...44
Заключение………………………………………………………………………..50
Список использованной литературы………
Анализируя результаты данного обследования, мы можем заметить, что показатели невысоки. На многие вопросы ответов получено не было или преобладали мотивы избегания неудач, выполнения норм под контролем взрослых удовлетворения личных желаний и потребностей, что так же оценивалось, как 0 баллов. В экспериментальной группе из 18 человек только у 3 обследуемых выявлен средний уровень осознания нравственных норм, у остальных 15 старших подростков с девиантным поведением выявлен низкий уровень осознания нравственных норм.
Для выявления уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением была использована методика М.И.Шиловой [приложение 2].
Ход диагностика: испытатель даёт испытуемым бланк методики, содержащий инструкции и задания. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Бланки содержат таблицу с главами:
1) долг и ответственность;
2) бережливость;
3) дисциплинированность;
4) доброта и отзывчивость;
5) ответственное отношение к учебе;
6) отношение к общественному труду;
7) коллективизм, чувство товарищества;
8) честность и справедливость;
9) простота и скромность;
10) культурный уровень.
Обработка результатов: по каждому показателю выявлены признаки и уровни воспитанности нравственных качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляет испытатель. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности личности старшего подростка с девиантным поведением:
Старшим подросткам с девиантным поведением были предложены бланки, на которых уже была таблица с вопросами. Исследование проводилось в спокойной обстановке. Время на выполнение давалось 30 минут.
Таблица 3
Имя |
«Методика уровня воспитанности учащихся» |
1. Александр А. |
28 |
2. Юрий П. |
25 |
3. Олег О. |
10 |
4. Сергей Д. |
18 |
5. Ян Л. |
30 |
6. Анатолий Р. |
25 |
7. Ильмир К. |
15 |
8. Александр Д. |
11 |
9. Николай С. |
28 |
10. Илья К. |
20 |
11. Иван Б. |
30 |
12. Даниил А. |
30 |
13. Сергей В. |
24 |
14. Виктор Т. |
25 |
15. Руслан В. |
18 |
16. Динар А. |
33 |
17. Василий В. |
19 |
18. Антон Б. |
33 |
При обработке результатов учитывался уровень нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.
По итогам применения данной методики можно сделать вывод о том, что у 7 человек низкий уровень нравственной воспитанности, и у 11 средний.
Таким образом, нами была проведена диагностика уровня нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Были получены результаты, указывающие на то, что у старших подростков с девиантным поведением наблюдается крайне низкий уровень воспитанности нравственных качеств. На основании проведенного исследования мы можем сделать выводы о необходимости проведения комплекса занятий со старшими подростками с девиантным поведением по воспитанию нравственных качеств.
Опытно-поисковая работа показала, что процесс воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением происходит разными темпами, что обусловлено как индивидуальными особенностями старших подростков, так и педагогическим регулированием этого процесса.
Цель комплекса занятий: воспитание нравственных качеств (любовь к родному краю, справедливость, ответственность, гуманность) у старших подростков с девиантным поведением.
Задачи:
Срок реализации комплекса занятий: 5 недель.
В работе по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением применялись разнообразные развивающие технологии, обеспечивающие воспитание нравственных качеств. За основу для проведения воспитывающего эксперимента была взята программа воспитания эмоционально-нравственных способов взаимодействия старших подростков с девиантным поведением в условиях совместной деятельности, разработанная Давыдович В.Н [2]. Так же, в данную программу мы включили ролевые игры, благодаря проведению которым мы планировали улучшить уровень воспитания нравственных качеств старших подростков с девиантным поведением.
Комплекс по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением включает в себя 7 занятий.
Таблица 4
Тематический план занятий «Часы нравственности»
№ |
Тема |
Цель |
Форма проведения |
1. |
Общечеловеческие ценности |
Разъяснить учащимся понятия «индивид», «коллектив», «я», «мы», «они — те, кто вне коллектива». Что Важно для каждого, что важно для коллектива. |
Лекция |
2. |
Определение здорового образа жизни |
Разъяснить понятие «устойчивое развитие»; основные ориентиры для человека- здоровье, знание, духовность. Понятие о душе. |
Диалог |
3. |
Что значит жить для людей? |
Сочините сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей» |
Беседа |
4. |
Вежливость |
Дать определение понятия «вежливость» и раскрыть его смысл |
Беседа |
5. |
Совесть |
Раскрыть определение понятия «совесть» |
Дискуссия |
6. |
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. |
Привить подросткам патриотические чувства и любовь к своей родине. |
Лекция, беседа |
7. |
Честь и достоинство |
Раскрыть определения понятий «честь» и «достоинство» |
Лекция, беседа. |
Рассмотрим каждое из них.
Занятия, используемые в работе по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением были отобраны из программ Липкиной А.И., Малер А.Р., Петериной С.В., Харламова И.Ф. Так же, для воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, принимавших участие в исследовании, мы использовали следующие индивидуальные методы:
1. Беседа. Беседуя со старшими подростками с девиантным поведением, мы побуждали их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса, давали старшим подросткам с девиантным поведением высказаться. Это позволило нам понять, о чем думают старшие подростки с девиантным поведением, что знают из личного опыта.
В группе в индивидуальном порядке проводились этические беседы – это плановые, подготовленные занятия со старшими подростками. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у старших подростков с девиантным поведением закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
С нашей помощью старшие подростки с девиантным поведением учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «»Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым».
2. Чтение и анализ художественных произведений (Кузнецова А. «Мы поссорились», Ушинский К.Д. «Умей обождать»). Эстетическим фоном занятий служили стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу со старшими подростками с девиантным поведением.
Литературный материал незаменим в воспитании нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, поскольку им легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Также мы включали старших подростков с девиантным поведением в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, они создавали свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организовывались выставки работ.
3. Игра. Несмотря на то, что в исследовании принимали участие старшие подростки с девиантным поведением, игровая деятельность оказалась им интересной. Мы применяли задания, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры [24].
Таким образом, нами было проведено исследование по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. Полученные результаты указали на то, что в группе старших подростков крайне низкие показатели по уровню нравственных качеств. Эти данные обусловили необходимость подбора комплекса занятий по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.
Для выяснения, насколько подобранные нами занятия, игры и упражнения по воспитанию нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением оказались действенными, нами было проведено повторное обследование уровня воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением по первоначальным методикам, которые использовались при первичном обследовании. Инструкции и правила методик уже были знакомы испытуемым, поэтому при проведении повторного эксперимента мы не испытали никаких сложностей и проблем.
Таблица 5
Имя |
«Изучение осознания нравственных норм у детей» |
«Методика уровня воспитанности учащихся» |
1. Александр А. |
1 |
32 |
2. Юрий П. |
1 |
25 |
3. Олег О. |
0 |
11 |
4. Сергей Д. |
0,5 |
18 |
5. Ян Л. |
1 |
32 |
6. Анатолий Р. |
1 |
24 |
7. Ильмир К. |
0,5 |
12 |
8. Александр Д. |
0 |
9 |
9. Николай С. |
1 |
28 |
10. Илья К. |
0,5 |
23 |
11. Иван Б. |
0,5 |
28 |
12. Даниил А. |
1 |
31 |
13. Сергей В. |
0,5 |
22 |
14. Виктор Т. |
1 |
30 |
15. Руслан В. |
0,5 |
21 |
16. Динар А. |
1 |
35 |
17. Василий В. |
0,5 |
22 |
18. Антон Б. |
1 |
33 |