Воспитание ребенка в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретические основы изучения неполной семьи
1.1. Материальное положение неполной семьи и его влияние на здоровье ребенка……………………………………………………………………….5-8
1. 2. Особенности процесса социализации в неполной семье……………8-23
1. 3. Воспитательные возможности неполной семьи……………………..23-35
Глава 2. Исследование положения неполных семей. Рекомендации в работе социального педагога………………………………………………………35
2.1.Аналитическая часть (результаты исследования)……………………35-38
Рекомендации социальному педагогу и заключение……………………38-44
Список использованной литературы………………………………………45-47

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Половина женщин, воспитывающих  ребенка без мужа, отмечали резкое ухудшение своего психологического состояния. Они ощущали неуверенность в себе (67,7%), испытывали чувство страха (54,3%) и раздражение из-за снижения материального благосостояния семьи (45,8%). В 33,2% случаев воспитывать детей помогали родители матери, в 10,7% – родители отца ребенка. В этих семьях забота о ребенке часто носила формальный характер, матери из-за недостатка времени и усталости не включались в жизнь ребенка, а бабушки и дедушки проявляли часто чрезмерную опеку. 2/3 женщин беременность не планировали. У 53,5% она была нежеланной и у 36,2% случайной, в то время как в контрольной группе нежеланная беременность встречалась в 18,2% и у 27,5% она была случайной.

По социальному положению  к моменту рождения ребенка 63,6% матерей  из неполных семей принадлежали к  категории служащих, остальные представлены рабочими. В полных семьях 51,2% матерей принадлежали к категории служащих, 35,5% – к категории рабочих, 13,2% – домохозяйки.

Следует отметить, что  образовательный уровень родителей  во всех группах наблюдения был достаточно высоким: 53,5% матерей и 66,0% отцов имели  высшее образование. Вредные привычки имели достоверно чаще родители детей из неполных семей (62,8% против 44,6%, p<0,05). В неполных семьях члены семьи чаще проживали в неблагоприятных жилищно-бытовых условиях (58,0% против 22,3%, p>0,050), имея низкий средний уровень санитарной культуры (40,8% против 32,8%, p>0,05) и неблагоприятный психологический микроклимат (68,5% против 57,8%, p>0,05). Женщины, которые не состояли в браке, в 2,5 раза чаще прибегали к прерыванию беременности, у половины из них первая беременность заканчивалась абортом. Отягощенный акушерский анамнез и осложнения в родах выявлялись у 56,7% женщин. 65,7% женщин имели соматические и гинекологические заболевания, что достоверно чаще, чем у матерей, состоящих в браке (44,0%), (p>0,05). Только 1/3 женщин считала себя здоровой. Хронические заболевания регистрировались практически с одинаковой частотой у женщин обеих групп наблюдения (36,8% и 33,6%), 2/3 из них отмечали частые простудные заболевания.

Высокий риск по биологическому анамнезу выявлялся у 2/3 детей из неполных семей, что в 2,3 раза чаще, чем у детей, родители которых состояли в браке. В группе внебрачных детей выявлялся высокий риск по анемии – 72,2%, пороки развития – в 46,2%, трофические, эндокринные нарушения и инфицирование – в 40,4% случаев, что достоверно выше, чем у детей, рожденных в полных семьях (50,4%, 28,9%, 20,0%, 19,3% соответственно, p<0,05).

В 51,5% случаев у новорожденных  из неполных семей масса тела не выходила за пределы 3001–3500 г., у остальных  детей колебалась от 3500 до 4000 г. Следует  выделить, что массо-ростовой индекс был достоверно выше у детей, родители которых состояли в браке (p<0,05). Отмечено, что у женщин, не состоявших в браке, 26,8% новорожденных имели задержку внутриутробного развития, 53,3% морфофункциональную незрелость, 10,2% асфиксию новорожденного, что достоверно чаще, чем среди новорожденных, родившихся в полных семьях (p<0,05). Дети из полных семей более длительно находились на естественном вскармливании, в 2 раза реже болели острыми респираторно-вирусными заболеваниями. У детей, рожденных вне брака, наследственная отягощенность по отцовской и материнской линиям встречалась в 34,5% случаев, в то время как в полных семьях – в 21,1% случаев. Следует особо выделить, что у детей, рожденных вне брака, достоверно чаще отмечалась низкая медицинская активность родителей. Они нерегулярно обращались за медицинской помощью (36,2% против 7,1%, p>0,05), чаще при ухудшении состояния здоровья ребенка (56,9% против 20,0%, p>0,05).

До поступления в  школу все дети посещали дошкольные учреждения, социально готовыми к школе оказались 91,7% первоклассников, не зависимо в какой семье проживал ребенок. Не были заинтересованы в обучении только 9,2% дошкольников из неполных и 3,6% детей из полных семей. Отклонения в поведении наблюдались в 5,4% случаев, преимущественно среди детей из неполных семей (7,7% против 3,3%). Достоверно чаще у детей из выбранных семей наблюдались нарушения речевого развития (10,7%), повышение утомления (55,7% – 17,2%), раздражительность (42,4% – 23,0%), высокая тревожность (33,7% – 20,3%), склонность к невротизации (11,7% – 5,3%), (p<0,05). Высокое умственное развитие имели 3,3% дошкольников из неполных семей и 7,9% из полных, выше среднего – 17,8% и 27,4%, ниже среднего – 10,9% и 5,6%, соответственно. У остальных детей умственное развитие расценивалось как среднее. Высокий уровень физического развития наблюдался у 1,7% дошкольников из неполных семей и 6,8% из полных семей, выше среднего – 18,7% и 27,3%, ниже среднего – 18,0% и 9,2% , низкое – 1,7% и 0,0% соответственно. У остальных детей уровень физического развития был средним. Необходимо отметить, что у детей из неполных семей в дошкольном возрасте в 1,3 раза чаще встречалось асинхронное развитие.

Рекомендации  социальному педагогу и заключение

Социальный педагог  кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальный, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление  кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать  семью в возможности получения  различных пособий и социальных  льгот, о порядке их получения.

2-е. Помочь увеличить  доходы семьи, помочь в заработке  и взрослых, и детей, в получении  кредита, если семья решит открыть  какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми  и без работы. Ей нужна такая  работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители  нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить  и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на  положение ребенка в семье.  Предварительно необходимо собрать  информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

6-е. Работая с семьей  алкоголиков или наркоманов, полезно  решить в первую очередь вопрос  об определении детей в детские  дома или дом ребенка. При  лишении родителей родительских  прав - передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей.17

Социальный педагог  обращает внимание на семьи, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение колясок для детей, получение путевок для летнего  отдыха.

Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты.

Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства  подростка, за которым нужен постоянный контроль.

Сейчас стала популярной благотворительность. Важно, чтобы не оказалась в стороне семья, где много детей. Вместе с семейным социальным работником организуются ярмарки по продаже игрушек, вещей, обуви.

Первоначально, с чего начинает социальный педагог, - это  изучение семьи. Изучение отношений  внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи  перед социальным педагогом стоит  задача – создать в семье новые  отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, бытовые объединения.

Составив представление  о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное  время, его дела.

Методом убеждения педагог  может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник  сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, религиозная и национальная принадлежность семьи.18

Дополнением «карты»  является изучение воспитания ребенка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребенком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время. Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, с кем дружит.

Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, проблемы, здоровье.

Социальному педагогу важно  учитывать все взаимоотношения  внутри семьи, отношения взрослых между  собой, между взрослыми и детьми. Следует учитывать, и особую ситуацию, когда в семье появляется первоклассник или пенсионер. Возможно ли сотрудничество внутри семьи или все отношения строятся на приказах взрослых. В семье, где появился первоклассник, социальный педагог выясняет положение ребенка, с кем он делится сокровенным, как и за что его наказывают, что ему нравится или не нравится в школе.

Особое внимание заслуживают  методы работы социального педагога с семьей, где неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.19

В этой семье важно  выяснить отношение ребенка и  родителей к состоянию его  ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице – трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога. Чаще в такой  семье мать работать не может. Это  вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку  социальный педагог обращает внимание на родителей. Им помощь нужна не меньше, чем ребенку. Их нужно убедить  искать выход из ситуации горя и  озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие.

Родителям следует общаться с другими родителями, у которых  также больной ребенок, что поможет  легче переносить тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества. Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, педагог составляет рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.

Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде.

Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми  детьми педагог составляет программу, по которой ребенок подготавливается к такому общению. Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов.

Одна из форм работы социального  педагога направлена на обогащение духовного  мира семьи, развитие эстетических чувств, как взрослых, так и детей. В совместном отдыхе родители лучше узнают своих детей, укрепляется здоровье и взрослых и детей.

Самый приемлемый вид  отдыха – семейный туризм: прогулки, туристские походы, экскурсии, путешествия  одной или нескольких семей. Доступной  для всех возрастов является семейная прогулка, на которую дети могут  пригласить своих сверстников. Семейные походы бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные, могут быть многодневные. Важна сама подготовка к походу, разработка маршрута, снаряжений, сбор материала, режим труда и отдыха. Часто в походе объединяются 2-3 семьи. Важно, чтобы группа была не более 20 человек.

Силами энтузиастов, объединяя  людей в кружки, студии, секции, создаются  семейные клубы по интересам. Например, раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместный творческий труд взрослых и детей, занятия  техникой, спортом, искусством. В семейных клубах родители лучше узнают своих детей, а дети приобретают навыки общения. Для неполной семьи здесь компенсируется недостаток мужского воспитания или женского, а также недостаток общения единственному ребенку в семье.

Социальный педагог играет важную роль в решении проблем неполных семей. На его плечи ложится педагогическое, социальное, юридическое сопровождение таких семей на протяжении всего времени выхода из кризисной ситуации. Очень часто такие семьи остаются под пристальным вниманием социального педагога, социальных служб и дальше

Заключение

Цель, поставленная в  работе, достигнута. В результате исследования выявлено влияние неполной семьи  на развитие и здоровье ребенка, и его социализацию в обществе.

Поставленные задачи выполнены: охарактеризовано влияние материального положения неполной семьи на здоровье ребенка; показаны особенности процесса социализации в неполной семье; раскрыты воспитательные возможности неполных семей; проведено исследование, посвященное положению детей в неполной семье.

Семейное неблагополучие, о котором шла речь, касающаяся неполных семей и положения в  них детей, для любого человека не является открытием, потому что в  той или иной форме оно встречается  в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки и тепла.

Сложной стала проблема прочности брака. К сожалению, в  обществе постепенно формируется отношение к разводу как к норме. Распад семьи катастрофически быстро множит число одиноких людей и ведет к увеличению количества детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Угрожающим явлением, которое широко распространилось в  современных российских семьях, стало  жестокое обращение с детьми.

Корни большинства проблем  личности, особенно в период ее становления, следует искать в семье. Поэтому назрела необходимость организации специального образования родителей, чтобы они могли повышать свои психолого-педагогические знания в области взаимодействия с собственными детьми на всех этапах их личностного развития.

Разработка конкретных программ помощи родителям в повседневном и многотрудном деле семейной педагогики, конечно, не устранит всех изъянов семейного воспитания, тем не менее, отказываться от этого нельзя.

В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.

Информация о работе Воспитание ребенка в неполной семье