Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:06, курсовая работа
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы преподавания музыки в общеобразовательной школе;
- выявить особенности джаза как музыкального стиля и определить его воспитательный потенциал;
- проследить, как происходит восприятие детьми джазовой музыки на уроке;
- проанализировать результативность такого урока.
Введение
ГЛАВА 1. Развитие музыкального вкуса на уроках музыки в школе.
1.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
ГЛАВА 2. Методика формирования музыкального вкуса школьников при помощи джазовой музыки.
2.1 Особенности организации урока музыки в школе
2.2 План-конспект урока
2.3 Анализ урока
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РБ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Кафедра НХТ
Курсовая работа
на тему:
“Воспитание школьников средствами классического джаза”
Выполнил: студент3 курса
заочного отделения 738 группы
специальности “НХТ”
Мерзаев Р.А.
Научный руководитель:
Танхасаева С.С.
г. Улан-Удэ 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Развитие музыкального вкуса на уроках музыки в школе.
1.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
ГЛАВА 2. Методика формирования музыкального вкуса школьников при помощи джазовой музыки.
2.1 Особенности организации урока музыки в школе
2.2 План-конспект урока
2.3 Анализ урока
Заключение
Литература
Введение
Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
В настоящее время, благодаря
развитию музыкальной индустрии, ориентации
подростков в области музыки формируются,
главным образом, под воздействием
средств массовой коммуникации и
общения со сверстниками, что приводит
к потреблению музыкальных
В условиях современной социокультурной
ситуации, характерными чертами которой
являются прагматизм, вышедшие на первый
план экономические интересы, кризис
духовности, потеря нравственных ориентиров,
особым приоритетом школы должна
стать забота о духовном развитии
детей и подростков. Однако реальная
школьная практика свидетельствует
о направленности современного общего
образования в первую очередь
на развитие интеллектуальных способностей
учащихся в ущерб их духовно-нравственному
и художественно-эстетическому
Вместе с тем, следует отметить, что музыка занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков. Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), она оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. И этот потенциал музыкального искусства должен использоваться педагогом в воспитательных целях.
Об этом уже неоднократно говорили ведущие педагоги и психологи, а также педагоги-практики. Научное осмысление вопросов воспитания и развития учащихся средствами слушания музыки берет свое начало в российской педагогике в первой половине прошлого столетия в трудах Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Л.А. Авербуха, Н.Я. Брюсовой, А.А. Шеншина и др., продолжено такими выдающимися учеными и педагогами-исследователями, как В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Т.Е. Вендрова, В.Д. Остроменский, Л.М. Кадцын, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова и др., отражено в работах самых последних лет (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, Л.А. Ежова и др.).
Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящий момент, на наш взгляд назрела необходимость сносить серьезные изменения в содержание уроков музыки в школе. Оно должно, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, с другой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированию художественного вкуса. И джазовая музыка здесь подходит как нельзя лучше.
Джазовый стиль, как одно
из наиболее устойчивых музыкальных
направлений XX века, являющееся по происхождению
фольклорным творчеством, поднявшимся
до уровня профессионального искусства,
занимает в современной музыкальной
культуре как бы промежуточное положение
между развлекательной и
Таким образом, объектом исследования в нашей работе является воспитательный процесс на уроке музыки.
Предмет исследования: влияние элементов джазового стиля на формирование музыкального вкуса учащихся.
Основная цель нашей работы
заключается в том, чтобы разработать
теоретические основания и
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы преподавания музыки в общеобразовательной школе;
- выявить особенности
джаза как музыкального стиля
и определить его
- проследить, как происходит
восприятие детьми джазовой
- проанализировать
Практическая значимость нашей работы, заключается, на наш взгляд в теоретическом и практическом обосновании применения джазовой музыки на уроках как одного из средств формирования общей художественной культуры у подростков.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Методические
основы формирования
Важную роль в развитии
личности подростков, старшеклассников
играет взаимосвязь ценностных ориентаций
и музыкально-эстетического
Само понятие «Вкус» - сравнительно молодая эстетическая категория.
При всех различиях взглядов ученых на понятие «вкус» общим у них является то, что вкус связан с оценкой явления. В своих значениях он выступает как оценочная категория
Вкусы людей чрезвычайно
многообразны. Обычно, говоря о вкусе,
имеют в виду того или иного
человека, но в любом индивидуальном
художественном вкусе всегда проявляется
общее. В свою очередь общее во
вкусах всегда обусловлено социально-
Художественный вкус – это вкус, который проявляется в отношении к произведениям искусства. Музыка самый распространённый вид искусства в обществе. В отличие от живописи, и скульптуры, музыка нас окружает везде, дома, на работе, собственно повсюду.
Поэтому становиться понятным, какое важное значение имеет музыка для подрастающего поколения и для педагога, в качестве средства воспитания.
Проблемы формирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева (формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарского (формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в ВИА), Н.В. Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольного начального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование у старшеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьных дискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н. Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебниковой (составляющие музыкальной культуры).
В педагогике музыкальное
обучение и воспитание трактуются как
процесс организованного
Согласно деятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекцией человеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа или род) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы, культуру личности. Музыкальную культуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуру определённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:
Понятие возрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своеобразный набор музыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя. Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие или неприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленность музыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.
Основой индивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-эстетическое сознание - компонент музыкальной культуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую во внутреннем идеальном плане.
Некоторые аспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическом аспектах С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, А. Катинене, О.П. Радыновой, С.М. Шоломович и др.
Элементы музыкально-
Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможно вне гармонии его «индивидуального космоса» - вижу, слышу, чувствую, думаю, действую.
Структура понятия «музыкальная
культура» весьма разнообразна, в
ней можно выделить множество
компонентов, параметров музыкального
развития: уровень певческого развития,
навыки восприятия современной музыки,
уровень творческой активности и
т.д. Но развитость, продвинутость детей
в разных сторонах постижения музыки
всё же в сумме не составляют музыкальной
культуры. Компоненты должны быть обобщенными,
содержательно выражать самое существенное
в ней, стать общими по отношению
к частному. Таким основанием могут
и должны выступать те новообразования
в духовном мире ребёнка, которые
развиваются благодаря
В методической литературе
описываются следующие
I. Этапы и постепенность.
Приобщение подростков к любой музыке должно осуществляться в три этапа:
1) Подготовительный, предполагающий использование образцов музыки (в нашем случае, джазовой). Образцы массовой музыки могут реализовываться в ходе разнообразных форм организации обучения и досуга — от уроков до школьной дискотеки. Иллюстрацию музыкальных произведений целесообразно дополнять информацией о данном авторе, исполнителе, ансамбле и т.п., а также анализом (в ходе лектория) исторических, эстетических и социальных корней и основ возникновения, развития и функционирования различных жанров, стилей и направлений музыки.
2) Учебный
(информационно-познавательный)
3) Развивающий (активно-творческий), предполагающий стимулирование у учащихся интереса к традиционному и модерн-джазу, формирование у подростков навыков самостоятельно определять жанры, стили и направления прослушиваемых произведений. При этом чрезвычайно важно вскрытие исторических, эстетических и социальных корней джазовой музыки (как социокультурного явления), ее взаимосвязи с социальными явлениями, переживаемыми обществом.
Информация о работе Воспитание школьников средствами классического джаза