Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:06, курсовая работа
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы преподавания музыки в общеобразовательной школе;
- выявить особенности джаза как музыкального стиля и определить его воспитательный потенциал;
- проследить, как происходит восприятие детьми джазовой музыки на уроке;
- проанализировать результативность такого урока.
Введение
ГЛАВА 1. Развитие музыкального вкуса на уроках музыки в школе.
1.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
ГЛАВА 2. Методика формирования музыкального вкуса школьников при помощи джазовой музыки.
2.1 Особенности организации урока музыки в школе
2.2 План-конспект урока
2.3 Анализ урока
Заключение
Литература
Практическая значимость современного урока заключается в:
В педагогике музыкальное
обучение и воспитание трактуются как
процесс организованного
Современное образование
поставило задачу - более полно
использовать нравственный потенциал
искусства, как средства формирования
и развития этических принципов
и идеалов в целях духовного
развития личности, создать условия
для самореализации и самоопределения
личности учащегося, существенно изменив
качество образования. Раньше воспитательный
процесс урока музыки осуществлялся
по алгоритму цель → результат. Современный
урок ориентирует на другую модель:
результат → цель. Учитель должен
явно видеть результат, а затем ставить
цель, представлять перед собой модель
личности на каждом возрастном этапе,
а потом выстраивать адресные
творческие цели и задачи (пример: использование
CD-плееров для
Одной из ключевых проблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий школьника над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде.
В частности, в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой популярностью в подростковой среде и выполняет следующие функции:
1)коммуникативная, связанная с общением по поводу музыки;
2)аффилиативная, предполагающая включенность в определенную группу или общность (фан-клуб исполнителя или группы, различные неформальные объединения - панки, хиппи и т.п.);
3)суггестивная, связанная с внушением;
4)хронологическая, предполагающая закрепление определенного стереотипа поведения;
5)физиологической и
6)идентификации с себе подобными, что приводит к утрате индивидуально-личностной определенности;
7)рекреативно-гедонистическая,
8)эстетическая, предполагающая получение эстетического наслаждения.
Учет интересов подростков может служить стимулирующим фактором при восприятии музыки учащимися. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнит альбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.
И хотя джаз в настоящее время не считается в точном смысле музыкой массового жанра, к нему может быть применено все, отмеченное выше. Если заинтересовать детей джазовой музыкой, он она станет выполнять все указанные функции.
Джаз урок музыкальный воспитание
Говоря о современном уроке музыке, нужно говорить о музыкальной технологии, которая должна опираться на этапы:
1) подготовительный – предполагает создание у учащихся установки на восприятие музыки, с использованием знакомого музыкального материала;
2) обучающий (информационно-познавательный) – предполагает ознакомление учащихся с основными музыкальными жанрами, стилями и направлениями в рамках урока музыки; формирование у учащихся установки на восприятие содержания произведений академической, народной массовой музыки; формирование у учащихся эмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организацию музыкально-просветительской деятельности на уроках музыки и во внеурочное время;
3) развивающий (активно-творческий) – направлен на приобщение учащихся к активной музыкальной деятельности на уроке и вне урока.
Комплекс компонентов музыкально-образовательного процесса, направленный на формирование слушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста можно описать так:
1. опыт эмоционально-ценностного отношения - развитие коммуникативных, духовно-нравственных и художественно-эстетических потребностей и мотивов в области музыкального искусства, эстетически ориентированных установок и ценностных ориентаций учащихся, развитие эмоционального восприятия и эмоционально-эстетического переживания музыки;
2. опыт учебно-творческой деятельности - творческая активность школьников при осмыслении музыкальных произведений, приобретение способов постижения духовного («душевного») смысла музыки, самыми общими из которых являются: «слышание» переданного музыкой мироощущения, согласие или несогласие с ценностной позицией автора, осознание выраженного в музыке отношения к миру и его ценностям;
3. знания - о духовно-смысловом потенциале музыки как формы художественного познания мира, как наиболее обобщенного искусства, о специфике языка музыки и выразительных особенностях его элементов, о специфике разнообразных жанров и стилей, об особенностях лирического, эпического, драматического, героического, трагического, комического в музыкальном искусстве, о закономерностях музыкального движения, знание специальных музыкальных терминов, способствующих пониманию музыки (кульминация, аранжировка, консонанс, диссонанс и др.);
4. умения - слышать рельефные, «говорящие» интонации и звукокомплексы, осознавать их семантическое значение, дифференцировать элементы музыкального языка в конкретном произведении и определять их выразительную роль, фиксировать узловые моменты музыкального движения (смены звучания, контрасты, разного рода subito, появления новых тем, кульминационные моменты), умение анализировать и давать оценку произведению с точки зрения его содержательно-смысловой значимости и эстетических характеристик, формулировать свое отношение к музыке, находить информацию, связанную с музыкой, использовать и добывать музыкальные знания и умения в самостоятельной учебной и досуговой деятельности
5. Методы - метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения, метод музыкального «алфавита значений», метод семантической «картины» стиля/рода, метод образного видения линии музыкального движения, метод смыслового видения;
6. Формы коммуникативные (уроки с групповой и парной работой), креативные (урок с «открытым заданием», урок перекодирования), эвристические (урок-рецензирование, урок работы с первоисточниками, урок творческого обобщения);
7. Средства - персональные аудиокассеты и CD-диски, образовательные продукты учащихся (аннотация к произведению, песня, музыкальная презентация и др.).
На основании данного комплекса и с учетом всего вышесказанного, нами был разработан конспект урока музыки на джазовую тематику. Нами был выбран первый из серии уроков знакомства с джазовой музыкой, так как здесь в полной мере можно показать использование различных приемов и форм работы на уроке. А также, это позволяет в анализе урока отметить первоначальное восприятие подростками данного музыкального направления, их интерес к этой теме.
2.2 План-конспект урока
ТЕМА: «Истоки возникновения джаза»
Цели:
1) познакомить со стилем «джаз»; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова «Мистер Жук»;
3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: комбинированный урок
Наглядность:
· стилизованное изображение Мистера Жука;
· атрибуты для создания образа Джаза: вешалка, цилиндр, трость, фрак, ботинки, бабочка;
· карта США (желательно на кон. 19 века);
· изображения образов Спиричуэлса, Регтайма, Блюза;
· картинки с музыкальными инструментами;
· сигнальные карточки с изображением Мистера Джаза;
· тексты песни;
· фотографии первого джаз-бэнда под руководством Кинга Оливера, первых исполнителей - Луи Армстронга, Эллы Фитцджеральд, ДюкаЭллингтона и др.;
· нотный текст песни.
ТСО:
· муз центр,
· записи с фонограммами,
· видеокараоке.
ДМИ:
· маракасы,
· тарелки,
· треугольники.
1. Организационный момент
Музыкальное приветствие учителя.
Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя. (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.
Дети: Джаз.
Учитель: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Дети (с помощью учителя): Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
2. Формирование новых знаний
Учитель: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) (показать на карте) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
- Какое странное имя?
- Кличка какая-то?
- Кто он? – возмущались одни.
- Кто он!!! – восхищались другие.
- Этот дикарь с бандитским
именем не знает правил
- Вы слышали, какой шум от него?
- Вы видели, как он развязен в движениях?
- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
- Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звал свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где великая река Миссисипи впадает в океан (работа с картой).
Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.
Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?
- Небольшие оркестры разъезжали
на грузовиках и устраивали
настоящие музыкальные
Вопрос: А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
- С шумным весельем
толпа привязывала один
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.
3. Слушание
Учитель: Попробуйте определить, какие черты характера унаследовал Джаз от каждого из своих дядюшек? (После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза.От Спириучелса – учтивость, религиозность, важность, горделивость и др., от Блюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность, от Регтайма – весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность и др.)
Работа в терминологических словарях
Спириучелс – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.
Учитель: И ещё. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. «Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности».
Информация о работе Воспитание школьников средствами классического джаза