Воспитание школьников средствами классического джаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы преподавания музыки в общеобразовательной школе;
- выявить особенности джаза как музыкального стиля и определить его воспитательный потенциал;
- проследить, как происходит восприятие детьми джазовой музыки на уроке;
- проанализировать результативность такого урока.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Развитие музыкального вкуса на уроках музыки в школе.
1.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
ГЛАВА 2. Методика формирования музыкального вкуса школьников при помощи джазовой музыки.
2.1 Особенности организации урока музыки в школе
2.2 План-конспект урока
2.3 Анализ урока
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Воспитание школьников средствами классического джаза.docx

— 62.78 Кб (Скачать файл)

Практическая значимость современного урока заключается  в:

  • изучении и учете интересов учащихся для создания ситуации, в которой ученик является соавтором урока;
  • использовании адресных приемов музыкального воспитания, построенных на принципах развивающего обучения, при помощи музыкальных технических средств (компьютеры, CD-плееры, музыкальные центры и др.).

В педагогике музыкальное  обучение и воспитание трактуются как  процесс организованного усвоения основных элементов социального  опыта, превращенных в различные  формы музыкальной культуры, где  под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться  в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий  музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или  иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки – пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

Современное образование  поставило задачу - более полно  использовать нравственный потенциал  искусства, как средства формирования и развития этических принципов  и идеалов в целях духовного  развития личности, создать условия  для самореализации и самоопределения  личности учащегося, существенно изменив  качество образования. Раньше воспитательный процесс урока музыки осуществлялся  по алгоритму цель → результат. Современный  урок ориентирует на другую модель: результат → цель. Учитель должен явно видеть результат, а затем ставить  цель, представлять перед собой модель личности на каждом возрастном этапе, а потом выстраивать адресные творческие цели и задачи (пример: использование CD-плееров для индивидуального  слушания музыки).

Одной из ключевых проблем  современного музыкального образования  является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий школьника  над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий  нравственный стержень личности, в  основе которого лежит стремление к  красоте, добру, правде.

В частности, в музыкальной  педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой  популярностью в подростковой среде  и выполняет следующие функции:

1)коммуникативная, связанная  с общением по поводу музыки;

2)аффилиативная, предполагающая включенность в определенную группу или общность (фан-клуб исполнителя или группы, различные неформальные объединения - панки, хиппи и т.п.);

3)суггестивная, связанная с внушением;

4)хронологическая, предполагающая закрепление определенного стереотипа поведения;

5)физиологической и психологической  разрядки (крик, топанье и т.п.);

6)идентификации с себе  подобными, что приводит к утрате индивидуально-личностной определенности;

7)рекреативно-гедонистическая,  связанная с получением удовольствия от слушания музыки;

8)эстетическая, предполагающая получение эстетического наслаждения.

 

Учет интересов подростков может служить стимулирующим  фактором при восприятии музыки учащимися. При этом важно проводить с  учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и  телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнит альбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

И хотя джаз в настоящее  время не считается в точном смысле музыкой массового жанра, к нему может быть применено все, отмеченное выше. Если заинтересовать детей джазовой музыкой, он она станет выполнять  все указанные функции.

Джаз урок музыкальный воспитание

Говоря о современном  уроке музыке, нужно говорить о  музыкальной технологии, которая  должна опираться на этапы:

1) подготовительный – предполагает создание у учащихся установки на восприятие музыки, с использованием знакомого музыкального материала;

2) обучающий (информационно-познавательный) – предполагает ознакомление учащихся с основными музыкальными жанрами, стилями и направлениями в рамках урока музыки; формирование у учащихся установки на восприятие содержания произведений академической, народной массовой музыки; формирование у учащихся эмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организацию музыкально-просветительской деятельности на уроках музыки и во внеурочное время;

3) развивающий (активно-творческий) – направлен на приобщение учащихся к активной музыкальной деятельности на уроке и вне урока.

Комплекс компонентов  музыкально-образовательного процесса, направленный на формирование слушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста можно описать так:

1.  опыт эмоционально-ценностного отношения - развитие коммуникативных, духовно-нравственных и художественно-эстетических потребностей и мотивов в области музыкального искусства, эстетически ориентированных установок и ценностных ориентаций учащихся, развитие эмоционального восприятия и эмоционально-эстетического переживания музыки;

 

2.  опыт учебно-творческой деятельности - творческая активность школьников при осмыслении музыкальных произведений, приобретение способов постижения духовного («душевного») смысла музыки, самыми общими из которых являются: «слышание» переданного музыкой мироощущения, согласие или несогласие с ценностной позицией автора, осознание выраженного в музыке отношения к миру и его ценностям;

 

3.  знания - о духовно-смысловом потенциале музыки как формы художественного познания мира, как наиболее обобщенного искусства, о специфике языка музыки и выразительных особенностях его элементов, о специфике разнообразных жанров и стилей, об особенностях лирического, эпического, драматического, героического, трагического, комического в музыкальном искусстве, о закономерностях музыкального движения, знание специальных музыкальных терминов, способствующих пониманию музыки (кульминация, аранжировка, консонанс, диссонанс и др.);

 

4.  умения - слышать рельефные, «говорящие» интонации и звукокомплексы, осознавать их семантическое значение, дифференцировать элементы музыкального языка в конкретном произведении и определять их выразительную роль, фиксировать узловые моменты музыкального движения (смены звучания, контрасты, разного рода subito, появления новых тем, кульминационные моменты), умение анализировать и давать оценку произведению с точки зрения его содержательно-смысловой значимости и эстетических характеристик, формулировать свое отношение к музыке, находить информацию, связанную с музыкой, использовать и добывать музыкальные знания и умения в самостоятельной учебной и досуговой деятельности

 

5.  Методы - метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения, метод музыкального «алфавита значений», метод семантической «картины» стиля/рода, метод образного видения линии музыкального движения, метод смыслового видения;

 

6.  Формы коммуникативные (уроки с групповой и парной работой), креативные (урок с «открытым заданием», урок перекодирования), эвристические (урок-рецензирование, урок работы с первоисточниками, урок творческого обобщения);

 

7.  Средства - персональные аудиокассеты и CD-диски, образовательные продукты учащихся (аннотация к произведению, песня, музыкальная презентация и др.).

 

На основании данного  комплекса и с учетом всего  вышесказанного, нами был разработан конспект урока музыки на джазовую тематику. Нами был выбран первый из серии уроков знакомства с джазовой музыкой, так как здесь в полной мере можно показать использование  различных приемов и форм работы на уроке. А также, это позволяет  в анализе урока отметить первоначальное восприятие подростками данного  музыкального направления, их интерес  к этой теме. 

 

2.2 План-конспект  урока

ТЕМА: «Истоки возникновения джаза»

Цели:

1) познакомить со стилем «джаз»; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Г.Гладкова «Мистер Жук»;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока: формирование новых  знаний

Форма урока: комбинированный  урок

Наглядность:

·  стилизованное изображение Мистера Жука;

·  атрибуты для создания образа Джаза: вешалка, цилиндр, трость, фрак, ботинки, бабочка;

·  карта США (желательно на кон. 19 века);

·  изображения образов Спиричуэлса, Регтайма, Блюза;

·  картинки с музыкальными инструментами;

·  сигнальные карточки с изображением Мистера Джаза;

·  тексты песни;

·  фотографии первого джаз-бэнда под руководством Кинга Оливера, первых исполнителей - Луи Армстронга, Эллы Фитцджеральд, ДюкаЭллингтона и др.;

·  нотный текст песни.

ТСО:

·  муз центр,

·  записи с фонограммами,

·  видеокараоке.

ДМИ:

·  маракасы,

·  тарелки,

·  треугольники.

1. Организационный  момент

Музыкальное приветствие  учителя.

Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его  характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя. (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)

Помогите отгадать имя  таинственного незнакомца.

Дети: Джаз.

Учитель: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Дети (с помощью учителя): Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых  музыкальных инструментов.

2. Формирование  новых знаний

Учитель: Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.

Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так  тогда любили называть Америку и  Европу) (показать на карте) бурлил разговорами  о каком-то джаз-банде.

- Какое странное имя?

- Кличка какая-то?

- Кто он? – возмущались  одни.

- Кто он!!! – восхищались  другие.

- Этот дикарь с бандитским  именем не знает правил приличия! – кипятились первые.

- Вы слышали, какой  шум от него?

- Вы видели, как он развязен  в движениях?

- И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!

- Он парень что надо! – больше первых горячились  другие. – А ведёт себя так  потому, что притворяться не умеет!  Зато говорит, что чувствует.  И уж поинтереснее иных грамотеев!

Друзья и враги Джаза  сходились в одном: все знать  хотели, откуда взялась эта скандальная  личность.

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге  США и любовно звал свой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый  Орлеан – город, где великая река Миссисипи впадает в океан (работа с картой).

Здесь, как и по всему  югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.

Вопрос: Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?

- Небольшие оркестры разъезжали  на грузовиках и устраивали  настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.

Вопрос: А знаете ли Вы, какая  участь ожидала побеждённый оркестр?

- С шумным весельем  толпа привязывала один грузовик  к другому – побеждённые тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.

Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать. Да к тому же время  пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в  двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему  по вкусу – развлекать публику  музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.

Так прошла ранняя юность нашего Джаза…

А через несколько лет  у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И  везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.

Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.

3. Слушание

Учитель: Попробуйте определить, какие черты характера унаследовал Джаз от каждого из своих дядюшек? (После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза.От Спириучелса – учтивость, религиозность, важность, горделивость и др., от Блюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность, от Регтайма – весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность и др.)

Работа в терминологических  словарях

Спириучелс – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Блюз – народная песня  американских негров с грустным, печальным  оттенком.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как  фортепианное произведение.

Учитель: И ещё. Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пытались запечатлеть его необыкновенный облик. «Похож, - соглашались люди, глядя на его портреты, - но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни он гораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд, походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности».

Информация о работе Воспитание школьников средствами классического джаза