Воспитание школьников средствами классического джаза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы преподавания музыки в общеобразовательной школе;
- выявить особенности джаза как музыкального стиля и определить его воспитательный потенциал;
- проследить, как происходит восприятие детьми джазовой музыки на уроке;
- проанализировать результативность такого урока.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Развитие музыкального вкуса на уроках музыки в школе.
1.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
ГЛАВА 2. Методика формирования музыкального вкуса школьников при помощи джазовой музыки.
2.1 Особенности организации урока музыки в школе
2.2 План-конспект урока
2.3 Анализ урока
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Воспитание школьников средствами классического джаза.docx

— 62.78 Кб (Скачать файл)

II. Учет  индивидуальных и возрастных  особенностей подростков:

  • стремления к самовыражению, к самооценке;
  • зависимости от мнения сверстников;
  • повышенной потребности в общении, развлечениях.

 

III. Учет  интересов подростков может служить  стимулирующим фактором при восприятии  учащимися джазовой музыки. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

Таким образом, складывается музыкальная культура подростков. Ее содержание состоит из нескольких компонентов:

  • мотивационный компонент - потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации в области музыкального искусства;
  • эмоциональный компонент - способность к эмоциональному восприятию и эмоционально-эстетическому переживанию музыки;
  • познавательно-интеллектуальный компонент - способность к осмыслению музыки, комплекс музыкальных знаний;
  • оценочный компонент - способность к оценке музыки с точки зрения художественно-эстетических критериев;
  • деятельностный компонент - самостоятельное использование и приобретение знаний (мнений, суждений) в учебной и досуговой музыкальной деятельности.

Педагогами-музыкантами  не раз поднимался вопрос о важности того, чтобы каждый школьник мог  почувствовать уверенность в  возможности постичь смысл музыки, вступить с ней в духовный диалог. С нашей точки зрения, приблизить учащихся к пониманию сложных  музыкальных сочинений возможно посредством формирования у них  опыта способов осмысления музыки, выявления заключенных в ней  смыслов. Учитывая уникальность каждого  джазового произведения и каждого  его восприятия, в самом общем  плане способами слушательского постижения музыкального произведения, на наш взгляд, являются: осознание слушателем ощущения окружающего мира, которым делится автор, раскрытие ценностной позиции, переданной в музыке, осознание обобщенной мысли произведения.

Среди многообразия существующих педагогических технологий, выработанных в последние несколько десятилетий, наиболее оптимальной нам представляется технология продуктивного обучения (А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской и др.). Она представляет собой личностно-ориентированную педагогическую технологию, главный ориентир которой состоит в личном образовательном приращении ученика, складывающемся из внешних (идея, версия, текст) и внутренних (умения, личностные качества) продуктов его учебной деятельности. Ключевыми позициями продуктивного обучения, на которые может опираться процесс формирования слушательской музыкальной культуры подростков в общеобразовательной школе, являются: создание условий для сотрудничества учителя и учащихся, при котором каждая из сторон выступает как равноправный носитель разного, но необходимого опыта; учет личных влечений школьников; нацеленность учебно-воспитательного процесса на создание учащимися собственных субъективно новых образовательных продуктов; обеспечение образовательной рефлексии. Данная технология применима при изучении любого музыкального направления, в том числе и джаза.

1.2 Джаз  как направление в мировой  музыке и его воспитательный  потенциал

Джаз – уникальное музыкальное  направление, которое сформировалось в США на рубеже 19-20 веков и  дало толчок к развитию целой плеяды различных музыкальных жанров. Из джаза вышли бибоп, рок-н-ролл, ритм-енд-блюз, джаз-рок, фьюжн, фанк. Джаз можно назвать прадедушкой практически всех современных музыкальных жанров. А что же такое джаз?

Истоки джаза следует  искать в смешении, или, как говорят, в синтезе европейской и африканской  музыкальных культур. Как это  ни странно, джаз начался с Христофора Колумба. Разумеется, великий первооткрыватель не был первым исполнителем джазовой музыки. Но, открыв Америку для европейцев, Колумб положил начало взаимопроникновению  европейской и африканской музыкальных  традиций. Вы спросите: а при чем  здесь Африка? Дело в том, что, осваивая американский континент, европейцы  стали привозить сюда чернокожих рабов, переправляя их через Атлантику  с западного побережья Африки. В период с 1600 по 1700 годы количество рабов на американском континенте перевалило далеко за сотни тысяч.

Европейцы даже не догадывались о том, что вместе с рабами, переправленными  на американский континент, они привезли туда африканскую музыкальную культуру, которая отличается потрясающим  вниманием к музыкальному ритму. На родине африканцев музыка являлась непременным компонентом различных  обрядов. Ритм имел здесь колоссальное значение, являясь основой коллективного  танца, коллективной молитвы, иными  словами, коллективного обряда. Характерными чертами африканской народной музыки являются полиритмия, ритмическое многоголосие и перекрестная ритмика. Мелодика и  гармония здесь находятся практически  в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более  свободна, в ней имеется большее  пространство для импровизации. Итак, вместе с чернокожими рабами европейцы  привезли на американский континент  то, что стало ритмической основой  джазовой музыки.

А какова же роль европейской  музыкальной культуры в формировании джаза? Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.

Итак, родиной джаза стали  Соединенные Штаты Америки. Историки джаза до сих пор спорят о том, где именно впервые стали исполнять  джазовую музыку. На этот счет существуют два противоположных мнения. Одни полагают, что джаз появился на севере США, где уже в 18 веке английские и французские протестанты-миссионеры стали обращать негров в христианскую веру. Именно здесь возник совершенно особый музыкальный жанр «спиричуэлс» - это духовные песнопения, которые стали исполнять североамериканские негры. Песнопения отличались предельной эмоциональностью и во многом импровизационным характером. Из этих песнопений впоследствии и возник джаз.

Сторонники другой точки  зрения утверждают, что джаз появился на юге Соединенных Штатов, где  подавляющее большинство европейцев были католиками. Они относились к африканцам и их культуре с особым презрением и пренебрежением, что сыграло положительную роль в сохранении самобытности африканского музыкального фольклора. Афроамериканская музыкальная культура темнокожих рабов отвергалась европейцами, что сохраняло ее аутентичность. На основе аутентичной африканской ритмики и сформировался джаз.

Директор Нью-Йоркского  Института джазовых исследований Маршалл  Стернс – автор монографии «История джаза» (1956 г.) - показал, что дело обстоит гораздо сложнее. Он указал, что в основе джазовой музыки лежит взаимопроникновение западноафриканских ритмов, рабочих песен, религиозных песнопений американских негров, блюза, африканского фольклора прошлого, музыкальных композиций бродячих музыкантов и уличных духовых оркестров. Вы спросите, при чем здесь духовые оркестры? После окончания Гражданской войны в США многие духовые оркестры были расформированы, а инструменты распроданы. На распродажах духовые инструменты можно было приобрести практически даром. На улицах появилось множество музыкантов, играющих на духовых инструментах. Именно с распродажами духовых инструментов связан тот факт, что в джаз-бэндах присутствует их традиционный набор: саксофон, труба, кларнет, тромбон, контрабас. Основу представляют, конечно же, ударные.

Центром джазовой музыки в  США стал город Новый Орлеан. Его  населяли очень свободомыслящие  люди, не чуждые авантюризма. Кроме  этого, город имеет выгодное географическое положение. Это благоприятные условия  для синтеза музыкальных культур. Сформировался даже особый джазовый стиль, который носит название Новоорлеанского  джаза. 26 февраля 1917 года здесь в  студии «Victor» была записана первая грампластинка, на которой звучала джазовая музыка. Это был джазовый коллектив «OriginalDixielandJazzBand». Кстати, музыканты коллектива не были темнокожими. Это были белые американцы.

В последующие годы джаз превратился из маргинального музыкального направления в достаточно серьезное  музыкальное течение, которое овладело умами и сердцами широкой публики  на американском континенте. Распространение  джаза началось после закрытия в  Новом Орлеане развлекательного квартала Сторивилла. Но это не значит, что джаз был только новоорлеанским явлением. Островками джазовой музыки были Сент-Луис, Канзас-Сити, Мемфис – родина регтайма, который оказал заметное влияние на формирование джаза. Интересно, что многие впоследствии выдающиеся джазовые музыканты и оркестры были обычными менестрелями, участвовавшими в специальных передвижных концертах: например, известный музыкант Джелли Ролл Мортон, оркестр Тома Брауна, «Креол Бэнд» Фредди Кеппарда. Оркестры давали концерты на пароходах, которые совершали рейсы по Миссисипи. Это, безусловно, способствовало популяризации джазовой музыки. Из таких оркестров вышли блистательные джазмены Бикс Бейдербейк, ДжессСтейси. В джазовом оркестре играла на фортепиано будущая супруга Луи Армстронга Лил Хардин.

В 20-30-е годы прошлого века центром джаза стал город Чикаго, а затем и Нью-Йорк. Связано  это с именами великих мастеров джаза Луи Армстронга, Эдди Кондона, Джимми Мак Партланда, Арта Ходеса, БарреттаДимса и, конечно же, Бенни Гудмана, которые сделали очень многое для популяризации джазовой музыки. Основой джаза в 30-40-е годы 20 века стали биг-бенды. Оркестры возглавляли ДюкЭллингтон, КаунтБэйси, Чик Уэбб, Бенни Гудман, Чарли Барнет, Джимми Лансфорд, Гленн Миллер, Вуди Герман, СтэнКентон. Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе. С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция. В настоящее время выдающимися джазовыми оркестрами являются Джазовый оркестр Линкольн-Центра, Джазовый оркестр Карнеги Холл, Чикагский джазовый ансамбль и многие другие.

Почему же именно джаз может  выступать в роли «воспитателя»  подрастающего поколения в чем его воспитательный потенциал, позитивное влияние на личность? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, потому что джаз - культура всемирная. Явление «джаза» включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. Можно назвать джазом искусство стиля, но это не будет вполне верно. Скорее, джаз - это искусство безупречно выдержать заданный стиль от начала до конца, и без выхода во что-либо большее. Границы стиля раздвигаются перед бодрым натиском джаза, сам стиль в джазе становится индивидуален, создавая видимость содержательности. Джаз - это индивидуальность внешнего и безличность внутреннего. Посему «джаз» - не только музыка; «джаз» - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни.

В России джаз всегда был  на «особом положении»: сначала он считался музыкой маргинальной, андеграундной, а в настоящее время стал музыкой ценителей этой музыки достаточно много, но массовым направлением он так и не стал. В связи с этим, джаз приобрел черты «элитарности», музыки не для всех. Поэтому он не пользуется популярностью в подростковой среде, о нем вообще мало что знают. А ведь это целая эпоха не только в музыке, но и в общественной жизни – «джазовая эпоха». И это также необходимо учесть при использовании данного направления на уроках. Потому что сам «дух» джаза, дух той эпохи, когда зарождалась и популяризировалась эта музыка, может оказывать определенное эмоциональное воздействие на подростков, приобщать их к чему-то большему, чего нет в их повседневной жизни. И это также будет давать положительный воспитательный эффект, стимулировать познавательную активность детей, ведь им захочется узнать про это музыкальное направление больше, постичь, что скрывается за мелодиями джаза, понять, что выражено в этой музыке. Помочь в этом и призваны музыкальные уроки по данной тематике.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ 

 

2.1 Особенности  организации урока музыки в  школе 

 

Как мы уже отметили, в  современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнее место. Еще древние философы описывали  положительное терапевтическое  влияние музыки на человека. Платон утверждал, что это посланный  нам небесами союзник в нашем  стремлении приводить в порядок  и гармонию любую дисгармонию  ума. Последователи Пифагора разработали  методику музыкальной психотерапии, включавшую в себя ежедневную программу  песен и музыкальных пьес для  лиры, которые придавали людям  бодрость по утрам, а потом снимали  напряжение прошедшего дня.подготавливая человека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала в представлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом, потому что была способна воссоединить отчужденного индивида с гармонией Космоса.

С античных времен, когда  музыка играла увеселительную или успокоительную роль, её место в обществе заметно  изменилось. С изобретением звукозаписи  музыка превратилась в товар, который  можно купить или продать. Появление  такого товара сформировало свой рынок, который за последние полвека  развился до гигантских размеров и  начал приносить огромные прибыли (начиная с 70-ых годов доходы от музыкальной индустрии в Великобритании превысил ежегодный доход страны от нескольких отраслей промышленности). Такой поворот событий потребовал развития и самой музыкальной индустрии - появлении огромного количества радиостанций, передающих исключительно музыку, а в 1981 году а США появилось MTV музыкальное телевидение, вещающее 24 часа в сутки. Таким образом, музыка вошла в повседневную жизнь человека, сейчас, наверное, найдется не много людей, которые в течение суток не испытывали бы влияние этой индустрии.

В настоящее время нельзя определить какой-либо доминирующий жанр музыки - именно развитие индустрии  и коммерциализация музыки стерли границы  самих музыкальных направлений, да и, соответственно, различия в их популярности. Следовательно, различия находятся не в самой музыке, а  в её слушателе, а если сказать  точнее, то скорее в его слушании этой самой музыки.

В жизни современного человека музыка играет не просто развлекательную  роль - она является средством для  самовыражения, служит барьером для  отделения собственного стиля жизни  от всеобще признанного, помогает определить и найти себе подобных в общей  массе людей. На это должен быть направлении и урок музыки в школе.

Теоретическая значимость современного урока музыки состоит в дополнении музыкальной педагогики новыми подходами  к интерпретации понятия и  структуры музыкальной культуры через создание этапов музыкальной  технологии; в определении механизма  формирования у подростков музыкальной  культуры средствами музыки.

Информация о работе Воспитание школьников средствами классического джаза