Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности воспитания интереса к школе.
По ходу исследования будут решаться следующие задачи:
1. Определить сущность воспитания интереса к школе.
2. Раскрыть содержание воспитания интереса к школе.
3. Выявить условия обеспечивающие эффективность педагогической деятельности в воспитании интереса к школе.
4. Разработать методические рекомендации для повышения интереса к школе.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание интереса к школе как к учебной деятельности.
1.1 Учебная деятельность и её мотивы …………………………………. 5
1.2 Интерес как основа учебной деятельности ......................................... 9
1.3 Развитие интереса к учебной деятельности ……………………… 10
1.4 Готовность к школе …………………………………………………. 12
Глава II. Практическое исследование процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников
2.1 Методы и методология исследования ………………………………. 19
2.2 Результаты и их анализ ……………………………………………….. 20
Заключение …………………………………………………………………. 30
Литература …………………………………………………………………. 32
Приложение ………………………………………………………………… 33
ВОСПИТАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание интереса к школе как к учебной деятельности.
1.1 Учебная деятельность и её мотивы …………………………………. 5
1.2 Интерес как
основа учебной деятельности ..............................
1.3 Развитие интереса к учебной деятельности ……………………… 10
1.4 Готовность к школе …………………………………………………. 12
Глава II. Практическое исследование процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников
2.1 Методы и методология исследования ………………………………. 19
2.2 Результаты
и их анализ ………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………. 30
Литература …………………………………………………………………. 32
Приложение ………………………………………………………………… 33
ВВЕДЕНИЕ
Интерес имеет важное значение
в осуществлении любой
Множество учёных и педагогов, и психологов посвятили свои работы именно воспитанию интереса к школе, к знаниям. Только вопрос этот можно рассматривать с разных сторон. Например, педагоги М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Г. В. Трофимова, Н. Я. Кушнир, С. А. Козлова, Т. А. Куликова и д. р.
обращают внимание на личность шестилетнего ребёнка с позиции воспитания и обучения. Немалое значение отводится адаптации ребёнка в школе. А такие психологи как Р. С. Бурре, В.А. Крутецкий, Е.А. Бондаренко, Л. С. Выготский, Г. Н. Година и мн. др. обращали внимание на развитие психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти.
В работах М. М. Безруких
и С. П. Ефимовой обращается
внимание на особенности
В работах психологов обращалось внимание на наличие интереса к знаниям ( Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина), а также на способность к произвольным действиям ( З. М. Истомина), на индивидуальные различия шестилетних детей ( В. А. Крутецкий).
Детский сад, являясь первой ступенью образования, выполняет важную функцию – подготовка детей к школе ( с учётом физических и психологических особенностей). От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе во многом зависит успешность его обучения в дальнейшем. Тема воспитания интереса к школе актуальна в наше время, т.к. система образования всё время совершенствуется и изменяется. Поэтому выдвигаются всё новые требования, продолжается поиск более эффективных методов воспитания.
Исходя из всего выше сказанного, вытекает цель работы: изучить особенности воспитания интереса к школе.
По ходу исследования будут решаться следующие задачи:
Объектом исследования является интерес дошкольников к учебной деятельности, предметом – процесс воспитания интереса к учебной деятельности.
Гипотеза – воспитание интереса к школе старших дошкольников зависит от творческой деятельности педагога.
Методы исследования:
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ КАК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждый ребенок в возрасте 6-7 лет обязан пойти в школу. Может быть, некоторые задаются вопросом: «Почему именно в 6-7 лет, а не в 10-12, когда ребенок подрастет?». Ответ можно найти в работах педагогов, психологов, которые установили, что возраст 6-ти – 7-ми лет является наиболее благоприятным для освоения грамоты.
Итак, в младшем дошкольном возрасте учебная дельность становится ведущей. Но важно подчеркнуть один момент. Посещать школу – это еще не значит владеть учебной деятельностью, уметь учиться. Учебная деятельность – это не обычное стихийное поведение школьников. Учебную деятельность от учебного поведения отличает 2 аспекта:
Например, если ученик посещает школу для того, чтобы не расстраивать родителей, избежать наказания, то его деятельность не является учебной. [8, c. 16]
Так что же такое учебная деятельность? Ученые-психологи определяют учебную деятельность как мотивированный процесс использования тех или иных средств для выполнения различных задач в школе. Учебная деятельность имеет большое общественное значение – подготовка учащихся к жизни, дальнейшему учению или труду. [6, стр. 70]
Структура учебной деятельности.
Как и любая деятельность, учебная имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов выделяли следующие компоненты учебной деятельности: первый компонент – мотивация. Как известно, учебная деятельность определяется множеством мотивов. В зависимости от мотивов, она направляется в то или иное русло, приобретает различный смысл. Если ребенок учится «для галочки» или во избежание наказания, то зачастую, наносит ущерб развитию личности, т. к. отношение к учебе в дальнейшем переноситься и на отношение к людям, работе, семье. [9, с. 124]
Так каковы же мотивы учебной деятельности шестилетних детей.
Исследования Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Д. Б. Эльконина показывают, что доминирующее значение у детей этого возраста имеют мотивы учения, лежащие вне самой учебной деятельности: потребность в признании, в общении, в самоутверждении. Однако исследователи предостерегают, что познавательные мотивы шестилеток крайне неустойчивы, нуждаются в постоянном, ненавязчивом подкреплении.
Второй компонент – учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает общие способы действия. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче применяется для решения других задач данного класса. Учебная работа становится более продуктивной, реже встречаются ошибки.
Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий.
Операции и учебная задача считаются основным звеном учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций, выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме и сообщает учителю готовый ответ. [9, с. 125 – 126]
Для осуществления учебных операций, ребенку необходимы определенные навыки автоматизирующее способы выполнения действий и умения (сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение действий).
Я. Л. Коломинский выделял два вида навыков и умений:
Не менее главным компонентом учебной деятельности является контроль.
Е. А. Панько отмечала, что контроль должен выполняться не только учителем. Более того, он должен учить детей контролировать свои действия, как по их конечному результату, так и по ходу его достижения. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности. Контроль самого процесса работы способствует формированию внимания.
Последним этапом контроля является оценка. Её можно считать пятым компонентом учебной деятельности. Контролирую свою работу, ребенок должен научиться её оценивать. При этом недостаточно общей оценки, нужна оценка своих действий – освоен ли способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Если работу оценивает учитель, то отметка как такова не важна для развития саморегуляции детей. Здесь большое место отведено содержательной оценке – объяснению, почему поставлена именно эта отметка. Содержательно оценивая работу, учитель задает ориентиры – критерии отметки. Но как показали исследования А. И. Липкиной, у детей старшего дошкольного возраста есть и свои критерии отметки. Например, если на работу потрачено много времени и сил, то она будет оценена высоко, независимо от результата. К работам других детей относятся более критически, чем к своей собственной. Поэтому часто используется такой прием, как коллективное обсуждение ответов. [8, с. 25,22, 128-127]
Чтобы по настоящему быть учеником, ребенок должен выявлять учебную задачу, т. е. способ деятельности, который предлагает учитель.
Для учения необходимы:
Чтобы обучать детей нужно иметь представления о развитии конкретно каждого ребенка: физическом, психическом.
С этой целью проводятся обследования (в начале учебного года).
Эти показания не являются существенными, так как ученые педагоги – психологи отмечают «неравномерность развития «шестилеток». Разброс в уроках развития определяется условиями жизни и воспитания детей.
З. П. Шабалина отмечала:
«… поскольку различия в развитии
учебных предпосылок детей
Развитие наблюдательности, внимания можно совместить с выполнением детьми их постоянных обязанностей по дому: уход за домашними животными, комнатными цветами, мытьем посуды, сервировкой стола и т.д.
Немаловажным аспектом учебной деятельности ребенка является интерес. Вообще в жизни каждого интерес один из сильнодействующих мотивов человеческой деятельности.
Интерес (от лат. – interest – имеет значение: важно) – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Л. В. Выготский
писал: «Интерес – как бы естественный
двигатель детского поведения, он является
верным выражением инстинктивного стремления,
указанием на то, что деятельность
ребенка совпадает с его
В обучении действует множество интересов. И. П. Подласый выделил закономерность зависимости интереса школьника от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности и отношения к учителям.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов педагоги – психологи выделяют:
Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе