Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности воспитания интереса к школе.
По ходу исследования будут решаться следующие задачи:
1. Определить сущность воспитания интереса к школе.
2. Раскрыть содержание воспитания интереса к школе.
3. Выявить условия обеспечивающие эффективность педагогической деятельности в воспитании интереса к школе.
4. Разработать методические рекомендации для повышения интереса к школе.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание интереса к школе как к учебной деятельности.
1.1 Учебная деятельность и её мотивы …………………………………. 5
1.2 Интерес как основа учебной деятельности ......................................... 9
1.3 Развитие интереса к учебной деятельности ……………………… 10
1.4 Готовность к школе …………………………………………………. 12
Глава II. Практическое исследование процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников
2.1 Методы и методология исследования ………………………………. 19
2.2 Результаты и их анализ ……………………………………………….. 20
Заключение …………………………………………………………………. 30
Литература …………………………………………………………………. 32
Приложение ………………………………………………………………… 33
В связи с этим возникают вопрос: «Так что же такое познавательный интерес?». Психологи Дьяченко М. И. и Кандыбович Л. А. определили познавательный процесс как проявление положительного эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его интерес. Интерес, обусловлен не только внутренними причинами, но и внешними, т. е. качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разными по содержанию. Они различаются так же по устойчивости, широте, влиянию на деятельность.
В старшем дошкольном возрасте важное значение приобретает интерес к школе, к учению. Главной задачей детского сада является поддержание интереса к учебной деятельности. Это задача осуществляется в процессе всей воспитательно – образовательной работы.
Разнообразная деятельность детей, способствует формированию знаний, умений, определенных навыков, являющихся основой выработки интереса к обучению в школе.[1, с. 5 – 6]
В старшем дошкольном
возрасте очень важно поддерживать
интерес к учебной
Опыт работы воспитателей детского сада показывает, что развитие познавательных интересов зависит от того, насколько разнообразен процесс воспитания интереса к школе.
Развитию познавательного интереса у детей способствуют моделирование и конструирование.
Для развития интереса у детей старшего дошкольного возраста педагоги применяют разнообразные приемы:
Поощряя выдумку и инициативу детей, воспитатель формирует интерес к познанию, активизирует мысленную деятельность. Важным моментом развития у дошкольников интереса к школе является воспитание ответственного отношения к той или иной деятельности.
Целенаправленная работа создает у детей положительное отношение к приобретению знаний, побуждает их глубже вникнуть в содержание занятия.
Не менее важный аспект развития интереса к учебной деятельности – это воспитание положительных эмоций, связанных с учебными занятиями, радостных переживаний, связанных с успехами, воспитание стремления преодолевать трудности, вовлечение детей в практическую деятельность, развивающую познавательные интересы.
Учеба – кропотливый труд. К нему нужно готовить дошкольников, воспитывая у них трудолюбие, терпение, прилежание. Для поддержания интереса к делу, дошкольника нужно поощрять.
Формирование
у детей интереса к школе способствует
тесный контакт в работе воспитателя
и учителя. Такие встречи дают
возможность воспитателю обсуди
Работа детского сада по воспитанию у детей интереса к обучению в школе, носила поддержку и в семьях. Этому содействует проводимые воспитателем родительские собрания, консультации, посещения на дому, беседы, где родители получают ответы, советы на волнующие их вопросы. [1, с. 12 - 13]
Итак, воспитание желания учиться, трудолюбия, самостоятельности, усидчивости, настойчивости, а так же умения преодолевать препятствия, управлять своим поведением, отношение ребенка к взрослым и товарищам характеризуют степень подготовки дошкольника к школе. Все эти навыки, привычки, черты характера воспитываются постепенно, ежедневно, в конкретных делах.
1.4 Готовность к школе
Готовность ребенка к
школе является результатом
Психологическими
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.
Под специальной готовностью подразумевается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в 1-м классе школы по основным предметам: математика, чтение, письмо, окружающий мир. Однако неверно понимать специальную готовность лишь как количественное накопление знаний. Мало того что ребенок запомнил. З. М. Истомина отмечает, что у ребенка - дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил.
Важно будет то, насколько ребенок осознает эти знания и умения, понимает причинно – следственные связи и закономерности, умеет их выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи Л. Е. Журова, Т. В. Торунтаева, Н. В. Виноградова, Г. А. Корнеева и другие установили, что такая подготовка к школе возможна и необходима.
В содержание понятия общая готовность входит психологическая нравственно – волевая, физическая подготовка.
Физическая готовность к школе предполагает:
Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это будет отражаться на качестве обучения и состоянии здоровья. Поэтому с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость. [7, с. 362 – 363]
В содержании нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности, ответственности, умению доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым и др. Непременной характеристикой к учению служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям.
Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Новый образ жизни требует определенных личностных качеств, таких как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до шести лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их. С точки зрения нравственно-волевой подготовке к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р. С. Бурре отмечала, что желанию заниматься способствуют такие факторы: возможность удовлетворения потребностей в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения заданий; возможности преодолевать эти трудности и получать удовлетворительную оценку взрослого.
Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения. [6, стр. 363-365 ]
Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотива учения.
При сформированной мотивационной готовности у ребенка наблюдается устойчивое стремление к новой школьной жизни к «серьезным» занятиями и «ответственным» поручениям. Интерес к школе проявляется под влиянием наблюдений за старшими детьми-учениками, рассказов взрослых о школе как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного». Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «…потому, что мне купят ранец», «…потому, что там мой брат учится» и т. д. среди этих мотивов нет главного- мотива учения. Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к школе. Формируются такие мотивы постепенно. [7, стр365 ]
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражают уровень развития у него ряда психологических характеристик. В. С. Мухина утверждает, что “…в основе готовности к школьному обучению лежит желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального развития ребенка, а также возникновение у него внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности”.
Д.Б. Эльконин полагал,
что важнейшим показателем
Существующие определения психологической готовности совпадают по многим параметрам [ 6, стр. 118].
Из всего выше сказанного можно выделить определение психологической готовности. Это «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств». [4, стр. 362-363]
М. А. Дыгун выделяла следующие виды психологической готовности:
- интеллектуальная;
- личностная;
- мотивационная;
- социально-психологическая;
- эмоционально-волевая.
Под понятием «эмоционально-волевая готовность» понимается способность ребенка к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять требования учебной деятельности.
Данную готовность можно разделить на эмоциональную и волевую.
В качестве основных критериев определяющих эмоциональную готовность к обучению выделяются:
- радостное ожидание начала обучения в школе;
- достаточно тонкое развитие высших чувств;
- сформированные
эмоциональные свойства
- уменьшение
импульсивных реакций на
Показателями волевой готовности к школе являются:
- сформированность волевого действия;
- развитие способности управлять своим поведением;
- соподчинение мотивов.
Социально-психологическая готовность к школе – это готовность ребенка к взаимодействию с другими людьми.
Важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению Л. И. Божович считала мотивационную готовность:
Мотивационная готовность – устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни.
На формирование социально-психологической готовности оказывают влияние те процессы, которые связаны со сферой общения со взрослыми. Она также включает в себя формирование тех личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками, учителями [ 5 ,стр.128-129].
Личностная готовность предполагает готовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» - позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе. В широком смысле слова новая внутренняя позиция – это система потребностей и стремлений ребенка, связанные со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность.
Этапы становления внутренней позиции школьника:
Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе