Воспитание у старших дошкольников интереса к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности воспитания интереса к школе.
По ходу исследования будут решаться следующие задачи:
1. Определить сущность воспитания интереса к школе.
2. Раскрыть содержание воспитания интереса к школе.
3. Выявить условия обеспечивающие эффективность педагогической деятельности в воспитании интереса к школе.
4. Разработать методические рекомендации для повышения интереса к школе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание интереса к школе как к учебной деятельности.
1.1 Учебная деятельность и её мотивы …………………………………. 5
1.2 Интерес как основа учебной деятельности ......................................... 9
1.3 Развитие интереса к учебной деятельности ……………………… 10
1.4 Готовность к школе …………………………………………………. 12
Глава II. Практическое исследование процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников
2.1 Методы и методология исследования ………………………………. 19
2.2 Результаты и их анализ ……………………………………………….. 20
Заключение …………………………………………………………………. 30
Литература …………………………………………………………………. 32
Приложение ………………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)
  • увлечение преподаванием;
  • новизна учебного материала;
  • историзм;
  • связь знаний с судьбами людей их открывших;
  • использование новых и нетрадиционных форм обучения;
  • чередования форм и методов обучения;
  • проблемное, эвристическое обучение;
  • взаимообучение;
  • обучение с компьютерной поддержкой;
  • тестирование знаний;
  • создание ситуаций успеха;
  • соревнование и многое другое. [12, с. 368]

В связи с  этим возникают вопрос: «Так что  же такое познавательный интерес?». Психологи Дьяченко М. И. и Кандыбович Л. А. определили познавательный процесс как проявление положительного эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его интерес. Интерес, обусловлен не только внутренними причинами, но и внешними, т. е. качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разными по содержанию. Они различаются так же по устойчивости, широте, влиянию на деятельность.

 

    1. Развитие интереса к учебной деятельности

В старшем дошкольном возрасте важное значение приобретает  интерес к школе, к учению. Главной  задачей детского сада является поддержание интереса к учебной деятельности. Это задача осуществляется в процессе всей воспитательно – образовательной работы.

Разнообразная деятельность детей, способствует формированию знаний, умений, определенных навыков, являющихся основой выработки интереса к обучению в школе.[1, с. 5 – 6]

В старшем дошкольном возрасте очень важно поддерживать интерес к учебной деятельности, этому способствует как специально – организованная деятельность, так  свободное от занятий время. Исследования психологов показали, что готовность учиться преднамеренно и сознательно складывается у дошкольников постепенно. Вместе с этим развивается самостоятельность, ответственность за порученное дело, умение одновременно со всеми начать и закончить работу.

Опыт работы воспитателей детского сада показывает, что развитие познавательных интересов зависит от того, насколько разнообразен процесс воспитания интереса к школе.

Развитию познавательного  интереса у детей способствуют моделирование  и конструирование.

Для развития интереса у детей старшего дошкольного возраста педагоги применяют разнообразные приемы:

    • наблюдения;
    • обобщения;
    • ребенка просят помочь товарищу, у которого не получается;
    • художественная литература (чтение, заучивание, пересказ рассказов)  и многое другое.[1, с. 8 – 9]

    Поощряя  выдумку и инициативу детей,  воспитатель формирует интерес к познанию, активизирует мысленную деятельность. Важным моментом развития у дошкольников интереса к школе является воспитание ответственного отношения к той или иной деятельности.

Целенаправленная  работа создает у детей положительное  отношение к приобретению знаний, побуждает их глубже вникнуть в содержание занятия.

Не менее  важный аспект развития интереса к  учебной деятельности – это воспитание положительных эмоций, связанных  с учебными занятиями, радостных переживаний, связанных с успехами, воспитание стремления преодолевать трудности, вовлечение детей в практическую деятельность, развивающую познавательные интересы.

Учеба – кропотливый  труд. К нему нужно готовить дошкольников, воспитывая у них трудолюбие, терпение, прилежание. Для поддержания интереса к делу, дошкольника нужно поощрять.

Формирование  у детей интереса к школе способствует тесный контакт в работе воспитателя  и учителя. Такие встречи дают возможность воспитателю обсудить, посоветоваться, как вызвать интерес к учебной деятельности, какие приемы оказывают влияние на развитие мыслительной деятельности.

Работа детского сада по воспитанию у детей интереса к обучению в школе, носила поддержку  и в семьях. Этому содействует  проводимые воспитателем родительские собрания, консультации, посещения на дому, беседы, где родители получают ответы, советы на волнующие их вопросы. [1, с. 12 - 13]

Итак, воспитание желания учиться, трудолюбия, самостоятельности, усидчивости, настойчивости, а так же умения преодолевать препятствия, управлять своим поведением, отношение ребенка к взрослым и товарищам характеризуют степень подготовки дошкольника к школе. Все эти навыки, привычки, черты характера воспитываются постепенно, ежедневно, в конкретных делах.

 

 

1.4  Готовность к школе

    Готовность ребенка к  школе является результатом подготовки. Эти два термина связаны между  собой причинно – следственными  отношениями: готовность к школе  зависит от качества подготовки. Педагоги- психологи М.И Дьяченко и Л. А. Кандыбович  понятие готовность определили как активно действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения , навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности( игра, учение, труд) предполагает определенные мотивы и способности.

Психологическими предпосылками  возникновения готовности к выполнению конкретной учебной или трудовой задачи является её понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к задаче, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией. [ 6, стр. 60 ]

Психологи и  педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.

Под специальной готовностью подразумевается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в 1-м классе школы по основным предметам: математика, чтение, письмо, окружающий мир. Однако неверно понимать специальную готовность лишь как количественное накопление знаний. Мало того что ребенок запомнил. З. М. Истомина отмечает, что у ребенка -  дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил.

Важно будет то, насколько ребенок  осознает эти знания и умения, понимает причинно – следственные связи и  закономерности, умеет их выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи  Л. Е. Журова, Т. В. Торунтаева, Н. В. Виноградова, Г. А. Корнеева и другие установили, что такая подготовка к школе возможна и необходима.

В содержание понятия общая готовность входит психологическая нравственно – волевая, физическая подготовка.

 Физическая готовность к школе предполагает:

  • общее крепкое здоровье;
  • низкую утомляемость;
  • работоспособность;
  • выносливость.

Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это будет отражаться на качестве обучения и состоянии  здоровья. Поэтому с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость. [7, с. 362 – 363] 

В содержании нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности, ответственности, умению доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым и др. Непременной характеристикой к учению служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Новый образ жизни требует определенных личностных качеств, таких как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до шести лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их. С точки зрения нравственно-волевой подготовке к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р. С. Бурре отмечала, что желанию заниматься способствуют такие факторы: возможность удовлетворения потребностей в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения заданий; возможности преодолевать эти трудности и получать удовлетворительную оценку взрослого.

Подготовка  к новому образу жизни  происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия  для   практики морального поведения. [6, стр. 363-365 ]

 Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотива учения.

При сформированной мотивационной готовности у ребенка  наблюдается устойчивое стремление к новой школьной жизни к «серьезным»  занятиями и «ответственным»  поручениям. Интерес к школе проявляется под влиянием наблюдений за старшими детьми-учениками, рассказов взрослых о школе как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного». Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети  старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «…потому, что мне купят ранец», «…потому, что там мой брат учится» и т. д. среди этих мотивов нет главного- мотива учения. Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к школе. Формируются такие мотивы постепенно. [7, стр365 ]

Психологическая готовность к обучению в школе  является важнейшей составляющей общей  готовности и отражают уровень развития у него ряда психологических характеристик. В. С. Мухина  утверждает, что  “…в основе готовности к школьному обучению лежит желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального развития ребенка, а также возникновение у него внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности”.

Д.Б. Эльконин полагал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений. Л. А. Венгер связывает готовность с определенным набором знаний и умений, а также мотивацией, волевой и интеллектуальной готовностью.

Существующие  определения психологической готовности совпадают по многим параметрам [ 6, стр. 118].

Из всего выше сказанного можно выделить определение психологической готовности. Это «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств». [4, стр. 362-363]

М. А. Дыгун выделяла следующие виды психологической готовности:

- интеллектуальная;

- личностная;

- мотивационная;

- социально-психологическая;

- эмоционально-волевая.

Под понятием «эмоционально-волевая готовность» понимается способность ребенка к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять требования учебной деятельности.

Данную готовность можно разделить на эмоциональную и волевую.

В качестве основных критериев определяющих эмоциональную готовность к обучению выделяются:

- радостное  ожидание начала обучения в  школе;

- достаточно  тонкое развитие высших чувств;

- сформированные  эмоциональные свойства личности;

- уменьшение  импульсивных реакций на возможность  длительное время выполнять не  очень привлекательное задание.

Показателями  волевой готовности к школе являются:

- сформированность волевого действия;

- развитие способности  управлять своим поведением;

- соподчинение  мотивов.

Социально-психологическая  готовность к школе – это готовность ребенка к взаимодействию с другими людьми.

 Важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению Л. И. Божович считала мотивационную готовность:

Мотивационная готовность – устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни.

На формирование социально-психологической готовности оказывают влияние те процессы, которые связаны со сферой общения со взрослыми. Она также включает в себя формирование тех личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками, учителями [ 5 ,стр.128-129].

Личностная  готовность предполагает готовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» - позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе. В широком смысле слова новая внутренняя позиция – это система потребностей и стремлений ребенка, связанные со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность.

 

Этапы становления внутренней позиции  школьника:

Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе