Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности воспитания интереса к школе.
По ходу исследования будут решаться следующие задачи:
1. Определить сущность воспитания интереса к школе.
2. Раскрыть содержание воспитания интереса к школе.
3. Выявить условия обеспечивающие эффективность педагогической деятельности в воспитании интереса к школе.
4. Разработать методические рекомендации для повышения интереса к школе.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание интереса к школе как к учебной деятельности.
1.1 Учебная деятельность и её мотивы …………………………………. 5
1.2 Интерес как основа учебной деятельности ......................................... 9
1.3 Развитие интереса к учебной деятельности ……………………… 10
1.4 Готовность к школе …………………………………………………. 12
Глава II. Практическое исследование процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников
2.1 Методы и методология исследования ………………………………. 19
2.2 Результаты и их анализ ……………………………………………….. 20
Заключение …………………………………………………………………. 30
Литература …………………………………………………………………. 32
Приложение ………………………………………………………………… 33
Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные и на собственно-учебные моменты школьной жизни. Специфика школы связана для ребенка с необходимостью ориентироваться на жестоко заданные социальные нормы.[ 5 , стр.126]
Интеллектуальная готовность – это уровень развития познавательных процессов ребенка, достаточный для усвоения учебной программы.
Критериями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются:
На мой взгляд, все перечисленные
компоненты готовности к школе
очень важны. Это помогает
занятиям, к урокам. Ведь интерес является основой познания мира человечеством.
В настоящее время для
Но
нужно помнить и о том, что
чрезмерная назойливость
Поэтому
очень важно посоветоваться со
специалистом или
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экспериментальное
В рамках
исследования был проведен
Цель: выявить особенности процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников.
В связи с чем были проведены следующие методы исследования:
II. - формирующий.
Цель: воспитание у старших дошкольников интереса к школе.
На данном этапе было проведены занятия.
III. - контрольный.
Цель: выявить уровень сформированности интереса к школе
В этом
этапе использовалась такая
2.2. Результаты и их анализ
На первоначальном этапе исследования проводился эксперимент констатирующего характера. На данном этапе было проведено наблюдение за проведением занятий, наблюдение за подготовкой воспитателя к занятиям, изучение и анализ документации. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления особенностей процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников.
Наблюдение за проведением занятий .
Наблюдение проводилось за
Результаты наблюдения можно оформить в виде таблицы:
Таблица1. Результаты наблюдения занятий
Занятие Критерии |
ФЭМП |
ИЗО |
Обучение грамоте |
1. |
1 |
1 |
1 |
2. |
1 |
1 |
1 |
3. |
0.5 |
1 |
0.5 |
4. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
5. |
а)1; б)0.5 |
а)1 б)1 |
а)1 б)0.5 |
6. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
7. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
8. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
9. |
0 |
1 |
0 |
10. |
1 |
0.5 |
1 |
11. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
12. |
0.5 |
1 |
0.5 |
13. |
1 |
1 |
1 |
14. |
1 |
1 |
1 |
15. |
0.5 |
1 |
0.5 |
16. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
17. |
0 |
0.5 |
0 |
18. |
0.5 |
1 |
0.5 |
19. |
0.5 |
1 |
0.5 |
20. |
0 |
0.5 |
0 |
21. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
22. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
23. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
24. |
1 |
1 |
1 |
25. |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
26. |
0 |
0 |
0 |
Из результатов наблюдения следует, что на занятиях предпочтение отдается простейшим формам работы, которые в малой степени помогают воспитанию интереса к школе. Внимание обращается на то, чтобы дети «присутствовали» на занятии, а не на усвоение ими новых знаний, умений и навыков.
Наблюдение за подготовкой воспитателя к занятиям.
Критерии, по которым производилось наблюдение приведены в Приложении 2.
На основании наблюдения за подготовкой воспитателя к занятиям, были получены результаты, которые можно оформить в виде таблицы (оценка производилась в баллах от 0 до 1).
Таблица2. Результаты наблюдений за подготовкой воспитателя к занятиям
оценка | |
1. |
0.5 |
2. |
0.5 |
3. |
1 |
4. |
0.5 |
5. |
0.5 |
6. |
1 |
7. |
0.5 |
8. |
1 |
9. |
1 |
10. |
0.5 |
Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать вывод о том, что подготовка воспитателя к занятию не носит характер воспитания интереса к школе и учебной деятельности. Воспитатель, готовясь к занятию, большое внимание уделяет подготовке пособий к занятию, ознакомлению с программным содержанием и ходом занятия. На задачи воспитания интереса к школе внимание не обращается.
Анализ документации.
При изучении документации, характеризующей
учебно-воспитательный процесс,
Таблица 3. Анализ документации
Название мероприятия |
Ответственный |
Периодичность |
1. Индивидуальная работа по подготовке ребёнка к школе |
Воспитатель |
1 раз в неделю по 10-15 мин. |
2. Подгрупповые занятия по обучению грамоте |
Воспитатель |
1 раз в неделю по 20-25 мин. |
3. Подгрупповые занятия по ФЭМП |
Воспитатель |
1 раз в неделю по 20-25 мин. |
4. Кружок по подготовке детей к школе «Умнички и умники» |
Руководитель кружка |
2 раза в неделю по 20-25 мин. |
Таким образом, изучив документацию воспитателя, можно сделать вывод о том, что воспитанию интереса к школе у старших дошкольников уделяется большое внимание, используются разнообразные формы работы (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная), работа по воспитанию интереса к школе проводится как во время занятий, так и в свободное от занятий время.
Обращается внимание на индивидуальные особенности детей.
На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. На этом этапе работы были проведены следующие занятия:
Проводимые занятия можно
Анализ занятий.
I.Развитие речи (конспект проведения см. Приложение 4)
Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе