Воспитание у старших дошкольников интереса к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности воспитания интереса к школе.
По ходу исследования будут решаться следующие задачи:
1. Определить сущность воспитания интереса к школе.
2. Раскрыть содержание воспитания интереса к школе.
3. Выявить условия обеспечивающие эффективность педагогической деятельности в воспитании интереса к школе.
4. Разработать методические рекомендации для повышения интереса к школе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3
Глава I. Воспитание интереса к школе как к учебной деятельности.
1.1 Учебная деятельность и её мотивы …………………………………. 5
1.2 Интерес как основа учебной деятельности ......................................... 9
1.3 Развитие интереса к учебной деятельности ……………………… 10
1.4 Готовность к школе …………………………………………………. 12
Глава II. Практическое исследование процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников
2.1 Методы и методология исследования ………………………………. 19
2.2 Результаты и их анализ ……………………………………………….. 20
Заключение …………………………………………………………………. 30
Литература …………………………………………………………………. 32
Приложение ………………………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)
    1. – появление положительного отношения к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствуют;
    2. – возникает ориентация на социальные аспекты деятельности. Происходит признание учителей, изменяются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные и на собственно-учебные моменты школьной жизни. Специфика школы связана для ребенка с необходимостью ориентироваться на жестоко заданные социальные нормы.[ 5 , стр.126]

Интеллектуальная готовность – это уровень развития познавательных процессов ребенка, достаточный для усвоения учебной программы.

Критериями  интеллектуальной готовности ребенка к школе являются:

    1. Развитость познавательных процессов речи:
        • В старшем дошкольном возрасте должны быть сформировано наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного мышления (словесно-логичные).
        • Способность к замещению, к наглядно-пространственному моделированию.
        • Сформированные элементы производственной памяти, логический запас.
        • Умение наблюдать, произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.
        • Умение дифференцированно воспринимать объекты действий.
        • Аналитическое мышление.
        • Рациональный подход к действительности.
        • Интерес к знаниям, процессу их получения.
        • Развитие звуковой речи.
        • Овладение на слух разговорной речью.
    1. Сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности.
        • Умение слушать и слышать.
        • Умение осмысливать учебные мотивации, выделение в нем главного.
        • Понимание условий, смысла учебной задачи.
        • Умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов.
        • Умение оценивать результаты, исходя из предложенных подкритериев.
        • Развиты тонкие движения рук и зрительно- моторная координация.
    1. Широта круга представлений. Важно, чтобы ребенок стремился узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям.

        На мой взгляд, все перечисленные  компоненты готовности к школе  очень важны. Это помогает ребенку  легче адаптироваться в новых условиях. Но хотелось бы обратить внимание на исключительную роль интереса к школе, к

занятиям, к  урокам. Ведь интерес является основой  познания мира человечеством.

        В настоящее время для развития  интереса у дошкольников используются  различные методики и программы:  в старшей группе детского сада - это кружок по подготовке ребенка к школе, в 1-ом классе – программа «Введение в школьную жизнь». Так же, очень важно проводить работу с родителями по этому направлению, так как родители в глазах детей имеют большой авторитет, что положительно влияет на развитие интереса к школе у детей.

    Но  нужно помнить и о том, что  чрезмерная назойливость родителей  может вызвать и негативное  отношение ребенка к школе,  а это в свою очередь –  к тяжелому уровню адаптации,  к пренебрежительному отношению  к занятиям, выполнению домашних заданий.

     Поэтому  очень важно посоветоваться со  специалистом или специалистами  для того, чтобы помочь ребенку, а не наоборот. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1. Методы и методология  исследования

      Экспериментальное исследование  проводилось на базе старшей  возрастной группы № 6, дошкольного  учреждения № 35 г. Лида.

       В рамках  исследования был проведен эксперимент,  который состоял из следующих  этапов:

    1. – констатирующий.

Цель: выявить особенности процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников.

В связи с  чем были проведены следующие методы исследования: 

  1. Наблюдение за проведением занятий с целью определения активности заинтересованности дошкольников к подготовке к школе.
  2. Наблюдение за подготовкой воспитателя к занятиям с целью определения применяемых форм и методов по воспитанию интереса к школе.
  3. Анализ документации с целью выявления форм работы по воспитанию у старших дошкольников интереса к школе.

II. - формирующий.

            Цель: воспитание у старших дошкольников интереса к школе.

На данном этапе  было проведены занятия.

         III. - контрольный.

                   Цель: выявить уровень сформированности интереса к школе

 В этом  этапе использовалась такая форма  работы, как беседа с детьми с целью выявления знаний дошкольников о школе.

 

 

 

 

2.2. Результаты и их анализ

       На первоначальном этапе исследования проводился эксперимент констатирующего характера. На данном этапе было проведено наблюдение за проведением занятий, наблюдение за подготовкой воспитателя к занятиям, изучение и анализ документации. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления особенностей процесса воспитания интереса к школе у старших дошкольников.

 

Наблюдение  за проведением занятий .

       Наблюдение проводилось за занятиями  по формированию элементарных  математических представлений (ФЭМП), обучению грамоте и изобразительной деятельности. Критерии, по которым проводился анализ, приведены в Приложении 1. Для того, чтобы ясно увидеть результаты ,использовалась шкала оценивания от 0 до 1.

             Результаты наблюдения можно  оформить в виде таблицы:

Таблица1. Результаты наблюдения занятий

Занятие

Критерии

ФЭМП

ИЗО

Обучение грамоте

1.

1

1

1

2.

1

1

1

3.

0.5

1

0.5

4.

0.5

0.5

0.5

5.

а)1;

б)0.5

а)1

б)1

а)1

б)0.5

6.

0.5

0.5

0.5

7.

0.5

0.5

0.5

8.

0.5

0.5

0.5

9.

0

1

0

10.

1

0.5

1

11.

0.5

0.5

0.5

12.

0.5

1

0.5

13.

1

1

1

14.

1

1

1

15.

0.5

1

0.5

16.

0.5

0.5

0.5

17.

0

0.5

0

18.

0.5

1

0.5

19.

0.5

1

0.5

20.

0

0.5

0

21.

0.5

0.5

0.5

22.

0.5

0.5

0.5

23.

0.5

0.5

0.5

24.

1

1

1

25.

0.5

0.5

0.5

26.

0

0

0


 

       Из результатов наблюдения следует, что на занятиях предпочтение отдается простейшим формам работы, которые в малой степени помогают воспитанию интереса к школе. Внимание обращается на то, чтобы дети «присутствовали» на занятии, а не на усвоение ими новых знаний, умений и навыков.

 

Наблюдение  за подготовкой воспитателя к  занятиям.

             Критерии, по которым производилось наблюдение приведены в Приложении 2.

             На основании наблюдения за подготовкой воспитателя к занятиям, были получены результаты, которые можно оформить в виде таблицы (оценка производилась в баллах от 0 до 1).

Таблица2.  Результаты наблюдений за подготовкой воспитателя к занятиям

оценка

1.

0.5

2.

0.5

3.

1

4.

0.5

5.

0.5

6.

1

7.

0.5

8.

1

9.

1

10.

0.5


      Таким образом, на основании  результатов исследования можно сделать вывод о том, что подготовка воспитателя к занятию не носит характер воспитания интереса к школе и учебной деятельности. Воспитатель, готовясь к занятию, большое внимание уделяет подготовке пособий к занятию, ознакомлению с программным содержанием и ходом занятия. На задачи воспитания интереса к школе внимание не обращается.

 

Анализ документации.

        При изучении документации, характеризующей  учебно-воспитательный процесс,  источником информации был «План работы в группе «Фантазеры» на 2008-2009 учебный год». С помощью плана удалось выявить, какие мероприятия, способствующие воспитанию интереса к школе, проводятся в старшей возрастной группе. Проанализировав документацию, выводы можно оформить в виде таблицы:

Таблица 3.  Анализ документации

Название мероприятия

Ответственный

Периодичность

1. Индивидуальная работа

по подготовке ребёнка к

школе

Воспитатель

1 раз в неделю

по 10-15 мин.

2. Подгрупповые  занятия

по обучению грамоте

Воспитатель

1 раз в неделю

по 20-25 мин.

3. Подгрупповые  занятия

по ФЭМП

Воспитатель

1 раз в неделю

по 20-25 мин.

4. Кружок по  подготовке

детей к школе  «Умнички

и умники»

Руководитель 

кружка

2 раза в неделю

по 20-25 мин.


       

 Таким образом,  изучив документацию воспитателя, можно сделать вывод о том, что воспитанию интереса к школе у старших дошкольников уделяется большое внимание, используются разнообразные формы работы (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная), работа по воспитанию интереса к школе проводится как во время занятий, так и в свободное от занятий время.

        Обращается внимание на индивидуальные особенности детей.

         

        На втором этапе исследования был проведен формирующий эксперимент. На этом этапе работы были проведены следующие занятия:

  • по развитию речи «Путешествие в царство снежной королевы»;
  • по формированию элементарных математических представлений «Состав числа 10»
  • по ИЗО «Плюшевый медвежонок»

         Проводимые занятия можно проанализировать  по схеме, предложенной в Приложении 3.

Анализ занятий.

I.Развитие речи (конспект проведения см. Приложение 4)

  1. Тема: «Путешествие в царство Снежной Королевы»
  2. Цель: обобщить знания  и представления о зимних явлениях; закрепить умение высказываться полным предложением; делать выводы и умозаключения; развивать речевые и творческие возможности при составлении рассказа по картинке-схеме; упражнять в составлении грамматически правильных предложений; воспитывать коллективизм; вызвать эмоциональный отклик на воспоминаниях о зимних праздниках.
  3. Оборудование: снежинки (по кол-ву детей), корона Снежной Королевы, «снежки» (для индивидуальных ответов), картинки-схемы для рассказа о зиме.
  4. По подгруппам.
  5. Программные задачи соответствуют требованиям программы «Пралеска» и возрастным особенностям детей.
  6. Оборудование размещено рационально, доступно для рассматривания всем детям.
  7. Структура занятия соответствовала требованиям: занятие состояло из 3-х частей – вводная(4-5 мин.), основная(15-17 мин.), заключительная(4-5 мин.).
  8. Во время проведения занятия использовались различные методы : наглядные, словесные, практические. Наблюдалось разнообразие приёмов: указания, пояснения, рассматривание и т. д.
  9. Данное занятие способствовало развитию активного словаря и пополнению пассивного. Наблюдалась высокая речевая активность детей.
  10. Дети активно работали на занятии, что говорит о привлечении их внимания использованием игровой ситуации. Они были заинтересованы в достижении результата.
  11. Проводилась индивидуальная работа по развитию активного словаря (рассказ ребенка по примеру сверстника). О её эффективности можно судить по желанию поделиться впечатлениями, используя богатство и художественные средства выразительности речи.
  12. Был подведен итог занятия : ребята справились с заданиями, расколдовали снежинок, а также у детей развивалось умение анализировать свои работы.
  13. Во время проведения занятия создавались  условия для развития творческих способнос<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char

Информация о работе Воспитание у старших дошкольников интереса к школе