Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель исследования: теория и практика воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть образовательную систему дошкольного образования;
- охарактеризовать роль дошкольного образования в развитии ребенка;
- описать существующие российские программы дошкольного воспитания
- раскрыть сущность программ дошкольного воспитания: «Детство» и «Са-Фи-Дансе»;
Введение 3
Глава 1. Воспитательная работа в ДОУ 6
1.1.Зарождение системы образования 6
дошкольного воспитания в России 6
1.2.Роль дошкольного образовательного 10
учреждения в развитии ребенка 10
Глава 2. О российских программах, технологиях 17
дошкольного образования 17
2.1.Российские программы дошкольного 17
образования 17
2.2.Программа «Детство» «Са-Фи-Дансе» 19
Заключение 25
Список литературы 29
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Воспитательная работа в ДОУ 6
1.1.Зарождение системы образования 6
дошкольного воспитания в России 6
1.2.Роль дошкольного образовательного 10
учреждения в развитии ребенка 10
Глава 2. О российских программах, технологиях 17
дошкольного образования 17
2.1.Российские программы дошкольного 17
образования 17
2.2.Программа «Детство» и «Са-Фи-Дансе» 19
Заключение 25
Список литературы 29
Отечественная и мировая педагогическая наука на всем протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам воспитания детей. В современных условиях социально-экономических преобразований нашего общества проблемы воспитания подрастающего поколения резко обострились: невозможность для многих детей приобщиться к различным, ранее доступным формам образования, сокращение числа учреждений дошкольного базового и дополнительного образования, мест отдыха для детей и подростков, рост числа беспризорных и проявлений жестокого обращения с детьми - эти социальные по сути проблемы негативно отразились на уровне духовно-нравственного, физического психического развития детей и подростков, коренным образом сказались на качестве их жизни [15].
Россия по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
Как показывает опыт, в российском
образовании постоянно
В настоящее время задача
стоит не просто рационализировать
процесс образования детей
оптимизировать
Образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.
Совершенствование воспитания дошкольников все больше связывается с полноценным использованием целостного образовательного пространства, личностных возможностей ребенка, начиная с самого раннего возраста [7].
Объект исследования: воспитательная деятельность современного дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: программы по воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения
Цель исследования: теория и практика воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть образовательную систему дошкольного образования;
- охарактеризовать роль дошкольного образования в развитии ребенка;
- описать
существующие российские
- раскрыть сущность программ дошкольного воспитания: «Детство» и «Са-Фи-Дансе»;
В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: синтетический, аналитический, системный и другие.
Теоретической основой для проведения исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, таких как Ананьев Б.Г. и др. И современных авторов: Анишан Т.П., Баева К.Д., Богданова Е.В., Волобуева Л.М., Денякина Л.М., Комарова Е.С., Нагай Д.Г., Аргунова Л.Г., Иванова Э.И., Космачева Т.И., Осипова Г.Ф., Поздняк Л.В., Смирнова Е.О., Соколова А.А. Авторов программы «Са-Фи-Данс» Фирелева Ж.Е, Сарайкина Е.Г, и «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с изучением данной темы.
Дошкольное образование
осуществляется, как правило, в учреждениях
дошкольного образования, учреждениях
общего образования (предшкола), учреждениях
дополнительного образования
В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный, "народный детский сад" в России для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции
К началу ХХ века в России
было открыто довольно большое число
дошкольных учреждений как платных
для интеллигенции и
В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал "Детский сад" под редакцией А.Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.
В 1871 году было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 - 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.
Начало государственной
системы дошкольного
В 1918 году на базе Московских
высших женских курсов по инициативе
профессора К. Н. Корнилова был открыт
второй Московский государственный
университет, где организовался
педагогический факультет с дошкольным
отделением. Важной вехой создания
государственной системы
Первая "Программа работы детского сада" вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы "Устав детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.
В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств. [22]
С 1928 года начал выходить
ежемесячный научно-
В начале 60-х годах была
создана комплексная программа
воспитания в детском саду, которая
стала единым обязательным документом
в работе дошкольных учреждений страны.
Над программой работали ведущие
научно-исследовательские
К середине 70-х годов ХХ века в нашей стране сложилась признанная
во всем мире система общественного дошкольного воспитания. Она была построена на научных основах, разработанных учеными в области психологии, педагогики, физики, гигиены и других наук о человеке, в том числе о ребенке, а также на историческом опыте воспитания детей, как отечественном, так и зарубежном. К этому времени уже было создано шесть
программных документов для педагогов дошкольных учреждений (1932, 1938, 1945, 1953, 1962, 1969 гг.). Они разрабатывались с учетом изменений
в системе просвещения и вообще, и в общественном дошкольном воспитании в частности.
К концу 70-х – началу 80-х годов коллективом ученых была создана «Программа воспитания и обучения в детском саду», вобравшая опыт работы ученых и практиков по формированию личности ребенка с учетом его возрастных, психолого-физиологических и индивидуальных особенностей.
Ряд наших коллег из зарубежных стран оценили ее как наиболее полную по содержанию программу воспитания и развития ребенка. Она стала обязательным (и единственным) документом для воспитателей. Прошла многочисленные экспертизы в НИИ, в методических кабинетах министерств просвещения республик Советского Союза и на кафедрах дошкольной педагогики ведущих вузов страны. Была проанализирована на трех всесоюзных совещаниях представителями науки и практики [20; 22].
Складывающиеся новые социальные условия послужили толчком к созданию вариативных программ для дошкольных учреждений, как целостных, так и рамочных. Большинство из них опирается на базовые принципы типовой программы [21].
Появление вариативных программ было с одобрением встречено дошкольными работниками. Однако на сегодняшний день процент детских садов, полностью перешедших на новые программы, невелик. Знакомство с новыми программами часто происходит только через авторские семинары, что делает их по сути недоступными для широкой практики. Попытка объединить созданные на разных основах программы нарушает целостность системы, ведет к перегрузке детей или углубленному изучению одного раздела в ущерб другим [8].
В связи с реформированием
системы образовния на пороге 80-х-90х
годов возникла "Концепция дошкольного
воспитания" (авторы Василий Давыдов,
В. А. Петровский). В ней обозначены
основные принципы, которые являются
основополагающими для
- гуманизация - воспитание
гуманистической
- развивающий характер образования;
- ориентация на личность
ребенка, сохранение и
- развитие ребенка в
соответствии с его
- деидеологизация дошкольного
образования - приоритет общечеловеческих
ценностей, отказ от
Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всестороннее развитие личности ребенка. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников.
Процесс реорганизации всей системы
образования, протекающий много
лет, предъявляет высокие требования
к организации дошкольного
Информация о работе Воспитательная работа в ДОУ на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс»