Воспитательная работа в ДОУ на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теория и практика воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть образовательную систему дошкольного образования;
- охарактеризовать роль дошкольного образования в развитии ребенка;
- описать существующие российские программы дошкольного воспитания
- раскрыть сущность программ дошкольного воспитания: «Детство» и «Са-Фи-Дансе»;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Воспитательная работа в ДОУ 6
1.1.Зарождение системы образования 6
дошкольного воспитания в России 6
1.2.Роль дошкольного образовательного 10
учреждения в развитии ребенка 10
Глава 2. О российских программах, технологиях 17
дошкольного образования 17
2.1.Российские программы дошкольного 17
образования 17
2.2.Программа «Детство» «Са-Фи-Дансе» 19
Заключение 25
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Воспитательная работа в ДОУ 6

1.1.Зарождение  системы образования 6

дошкольного воспитания в России 6

1.2.Роль дошкольного  образовательного 10

учреждения  в развитии ребенка 10

Глава 2.  О  российских программах, технологиях 17

дошкольного образования 17

2.1.Российские  программы дошкольного 17

образования 17

2.2.Программа  «Детство» и «Са-Фи-Дансе» 19

Заключение 25

Список литературы 29

 

 

 

 

 

Введение

 

Отечественная и мировая  педагогическая наука на всем протяжении своего развития уделяла пристальное  внимание вопросам воспитания детей. В  современных условиях социально-экономических  преобразований нашего общества проблемы воспитания подрастающего поколения резко обострились: невозможность для многих детей приобщиться к различным, ранее доступным формам образования, сокращение числа учреждений дошкольного базового и дополнительного образования, мест отдыха для детей и подростков, рост числа беспризорных и проявлений жестокого обращения с детьми - эти социальные по сути проблемы негативно отразились на уровне духовно-нравственного, физического психического развития детей и подростков, коренным образом сказались на качестве их жизни [15].

Россия по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система  дошкольного образования, которая  обеспечивала всестороннее полноценное  воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.

Как показывает опыт, в российском образовании постоянно осуществляется поиск путей решения проблемы преемственности дошкольного и  начального общего образования.

В настоящее время задача стоит не просто рационализировать  процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного  образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей  различными формами дошкольного  образования повысить в целом  эффективность образования,

 

оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного  возраста.

Образование ребенка-дошкольника  должно быть направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития. Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей. В отличие  от искусственного ускорения развития, оно дает возможность сохранить  и укрепить физическое и психическое  здоровье ребенка, обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет  радость детства.

Совершенствование воспитания дошкольников все больше связывается  с полноценным использованием целостного образовательного пространства, личностных возможностей ребенка, начиная с самого раннего возраста [7].

Объект исследования: воспитательная деятельность современного дошкольного  образовательного учреждения.

Предмет исследования: программы по воспитательной работе дошкольного  образовательного учреждения

Цель исследования: теория и практика воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс».

 Для  выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть образовательную систему дошкольного образования;

- охарактеризовать роль дошкольного образования в развитии ребенка;

         - описать  существующие российские программы  дошкольного воспитания

- раскрыть сущность программ  дошкольного воспитания:  «Детство»  и «Са-Фи-Дансе»;

 

 

В качестве методологической основы исследования применялись современные  методы научного познания: синтетический, аналитический, системный и другие.

Теоретической основой для  проведения исследования послужили  научные труды отечественных  и зарубежных ученых в области  психологии, таких как Ананьев  Б.Г. и др. И современных авторов: Анишан Т.П., Баева К.Д., Богданова Е.В., Волобуева Л.М., Денякина Л.М., Комарова Е.С., Нагай Д.Г., Аргунова Л.Г., Иванова Э.И., Космачева Т.И., Осипова Г.Ф., Поздняк Л.В., Смирнова Е.О., Соколова А.А. Авторов программы «Са-Фи-Данс» Фирелева Ж.Е, Сарайкина Е.Г, и «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина. 

Практическая значимость работы заключается в том, что  собранный в работе материал и  выводы могут быть использованы в  дальнейших исследованиях, связанных с изучением данной темы.

 

 

 

Глава 1. Воспитательная работа в ДОУ

1.1.Зарождение системы образования

дошкольного воспитания в России

 

Дошкольное образование  осуществляется, как правило, в учреждениях  дошкольного образования, учреждениях  общего образования (предшкола), учреждениях  дополнительного образования детей (центры и объединения раннего  развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети  молодых семей, имеющих ребёнка  не обеспечены детскими дошкольными  учреждениями, подготовка родителей  к азам семейного дошкольного  воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики. [21]

В последней трети XIX века вслед за странами Западной Европы в России появляются новые типы образовательных  заведений. Первый бесплатный, "народный детский сад" в России для детей  горожан из низших слоев населения  был открыт в 1866 году при благотворительном "Обществе дешевых квартир" в  г. Санкт-Петербурге. В том же году А. С. Симонович открыла платный  частный детский сад для детей  интеллигенции

К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число  дошкольных учреждений как платных  для интеллигенции и рождающейся  буржуазии, так и бесплатных детских  садов, площадок, приютов, очагов для  детей низших слоев населения, а  также для детей - сирот..

В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические  записки о формах и методах  обучения детей дошкольного возраста стал "Детский сад" под редакцией  А.Симонович. авторитет издания был  достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

В 1871 году было создано Санкт-Петербургское  общество содействия первоначальному  воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914 году в стране действовало несколько десятков детских садов. В 1913 - 1917 годах Вице-президентом Санкт-Петербургского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913 года она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917 года она руководила до 1928 года.

Начало государственной  системы дошкольного образования  в нашей стране было положено после  принятия 20 ноября 1917 года "Декларации по дошкольному воспитанию". В  этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного  воспитания детей дошкольного возраста.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный  университет, где организовался  педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования  стал первый Всероссийский съезд  по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году.

Первая "Программа работы детского сада" вышла в 1934 году, а  в 1938 году были опубликованы "Устав  детского сада", определявший задачи работы, структуру и особенности  функционирования дошкольных учреждений, и "Руководство для воспитателей детского сада", содержавшее методические указания по разделам работы с детьми.

В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные  детские сады, в 1939 году устанавливаются  типовые штаты для детских  садов всех видов и ведомств. [22]

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал "Дошкольное воспитание". К 40-м  годам ХХ века сеть дошкольных образовательных  учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного  воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый  вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад, где, по желанию  родителей, дети могли воспитываться  с двух месяцев до семи лет. Это  было вызвано необходимостью совершенствования  организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности  в воспитании детей раннего и  дошкольного возраста.

В начале 60-х годах была создана комплексная программа  воспитания в детском саду, которая  стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие  научно-исследовательские институты  дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа  получила название Типовой. Она просуществовала  до 1984 года, когда была заменена Типовой  программы воспитания и обучения в детском саду. [22]

К середине 70-х годов ХХ века в нашей стране сложилась признанная 

во всем мире система общественного  дошкольного воспитания. Она была построена на научных основах, разработанных  учеными в области  психологии, педагогики, физики, гигиены и других наук о человеке, в том  числе  о ребенке, а также на историческом опыте воспитания детей, как  отечественном, так и зарубежном. К этому времени  уже было создано шесть 

программных документов для  педагогов дошкольных учреждений (1932, 1938, 1945, 1953, 1962, 1969 гг.). Они разрабатывались с учетом  изменений

в системе просвещения  и вообще, и в общественном дошкольном  воспитании в частности.

К концу 70-х – началу 80-х  годов коллективом ученых была создана  «Программа воспитания и обучения в  детском саду», вобравшая опыт  работы ученых и практиков по формированию личности ребенка с учетом его  возрастных, психолого-физиологических  и индивидуальных особенностей.

Ряд наших коллег из зарубежных стран оценили ее как наиболее полную по содержанию программу воспитания и развития ребенка. Она стала обязательным (и единственным) документом для воспитателей. Прошла многочисленные экспертизы в НИИ, в методических кабинетах министерств просвещения республик Советского Союза и на кафедрах дошкольной   педагогики ведущих вузов страны. Была проанализирована на трех  всесоюзных совещаниях представителями науки и практики [20; 22].

Складывающиеся новые  социальные условия послужили толчком  к  созданию вариативных программ для дошкольных учреждений, как целостных, так и рамочных. Большинство из них опирается на базовые  принципы типовой программы [21].

Появление вариативных программ было с одобрением встречено дошкольными работниками. Однако на сегодняшний день процент детских садов, полностью перешедших на новые программы, невелик. Знакомство с новыми программами часто происходит только через авторские семинары, что делает их по сути недоступными для широкой практики. Попытка объединить созданные на разных основах программы нарушает целостность системы, ведет к перегрузке детей или углубленному изучению одного раздела в ущерб другим [8].

В связи с реформированием  системы образовния на пороге 80-х-90х  годов возникла "Концепция дошкольного  воспитания" (авторы Василий Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены основные принципы, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования  России:

- гуманизация - воспитание  гуманистической направленности  личности дошкольника, основ гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  семье, Родине, природе;

- развивающий характер  образования;

- ориентация на личность  ребенка, сохранение и укрепление  его здоровья, установка на овладение  способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация  и индивидуализация воспитания  и обучения;

- развитие ребенка в  соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

- деидеологизация дошкольного  образования - приоритет общечеловеческих  ценностей, отказ от идеологической  направленности содержания образовательных  программ детского сада

1.2.Роль дошкольного  образовательного

учреждения в  развитии ребенка

Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всестороннее развитие личности ребенка. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего  развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают  первый опыт жизни в коллективе сверстников.

Процесс реорганизации всей системы  образования, протекающий много  лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные  процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь  систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия  потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может    

Информация о работе Воспитательная работа в ДОУ на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс»