Воспитательная работа в ДОУ на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теория и практика воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть образовательную систему дошкольного образования;
- охарактеризовать роль дошкольного образования в развитии ребенка;
- описать существующие российские программы дошкольного воспитания
- раскрыть сущность программ дошкольного воспитания: «Детство» и «Са-Фи-Дансе»;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Воспитательная работа в ДОУ 6
1.1.Зарождение системы образования 6
дошкольного воспитания в России 6
1.2.Роль дошкольного образовательного 10
учреждения в развитии ребенка 10
Глава 2. О российских программах, технологиях 17
дошкольного образования 17
2.1.Российские программы дошкольного 17
образования 17
2.2.Программа «Детство» «Са-Фи-Дансе» 19
Заключение 25
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе  линия творчества. Задача  – пробудить  творческую активность детей, стимулировать  воображение, желание включаться в  творческую деятельность.

Программа ориентирует на многообразие проявления детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной  и музыкальной деятельности.

Базой для реализации программы  является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Предусматривается валеологическое  просвещение: развитие представлений о здоровом образе жизни, знания о правилах безопасного поведения, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.

Педагогический процесс включает также организованное обучение (занятия). В каждой возрастной группе проводится не более двух занятий в день. В младшей и средней группах одно из игровых занятий планируется утром, второе – после сна. В старшем дошкольном возрасте оба занятия следует проводить в утренний отрезок времени [1].

Реализация программы «Детство»  в полной мере возможна лишь при  условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Обе стороны  при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги), организация клубов общения способствует установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса [13].

Сохранить мир детства, помочь ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечить постепенность социального  взросления, содержательность и конструктивность диалога детского и взрослого  мира – эти главные задачи взрослых, которые были провозглашены авторами программы, созвучны с педагогическими  воззрениями нашего педагогического  коллектива.

Взгляды авторского коллектива данной образовательной программы в том, что в детском саду педагоги должны заниматься не акселерацией, биологическим ускоренным развитием, а амплификацией – обогащением детского развития. Так как задача дошкольного воспитания – не в максимальном ускорении развития ребенка, а в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Наряду с концепцией программы авторы разработали педагогическую технологию, помогающую дошкольнику войти в современный мир, его культуру, приобщиться к ее ценностям, осознать себя, свое «Я», научиться строить взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, часто повторяющихся ситуациях повседневного общения на гуманистической основе.

Суть предлагаемой авторами педагогической технологии целостного развития ребенка-дошкольника как  субъекта специфически детских видов  деятельности состоит в конструировании  в детском саду единого процесса социализации и индивидуализации личности ребенка.

В настоящее время существует много  ритмопластических направлений, и  одно из наиболее доступных, эффективных  и эмоциональных – это танцевально-ритмическая  гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих  упражнениях. Эффективность – в  ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную  и нервную системы человека. Эмоциональность  достигается не только музыкальным  сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической  гимнастики, но и  образными упражнениями, сюжетными композициями, которые  отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию  действий человека и животных [9].

Оздоровительно-развивающая программа  «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой  гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного  возраста и рассчитана на четыре года обучения-  от трех до семи лет.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика, игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой  гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми - путешествиями.              Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой  гимнастики.

Исходя из целей программы предусматривается  решение следующих основных задач  для детей 3 – 7 лет.

1.Укрепление здоровья:

 -способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

-формировать правильную осанку;

-содействовать профилактике плоскостопия;

-содействовать развитию и функциональному  

- совершенствованию органов дыхания, кровообращение.

2.Совершенствование психомоторных  способностей дошкольников:

-развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно- 

силовые и координационные способности;

-содействовать развитию чувства  ритма, музыкального слуха,  памяти, внимания, умения согласовывать  движения с музыкой; 

-формировать навыки выразительности,  пластичности, 

- грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

-развивать ручную умелость и  мелкую моторику.

3.Развитие творческих и созидательных  способностей занимающихся:

-развивать мышление, воображение,  находчивость и   познавательную активность, расширять кругозор;       

-формировать навыки самостоятельного  выражения движений 

под музыку;

-воспитывать умения эмоционального  выражения, раскрепощенности и  творчества в движениях; 

-развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия [17, 18].

Теоретический анализ и обобщение  данных научно-методической литературы позволил выявить основные компоненты творческих способностей в старшем  дошкольном возрасте такие как: воображение  и творческое мышление. Также были выявлены условия, которые позволяют  наилучшим образом повлиять на развитие творческих способностей. Всего выделено шесть основных условий: раннее физическое развитие ребёнка; создание благоприятной  обстановки; максимальное напряжение сил; предоставление ребёнку большой  свободы в выборе деятельности; превращать помощь в подсказку; создание тёплой, дружелюбной атмосферы в коллективе.

В результате выявлены компоненты творческих способностей, условия их развития, а также определены ведущие виды деятельности дошкольника, в которых  эффективно развиваются творческие способности. К ним относятся: игра, музыка, танец.

В результате сравнительного анализа  программ и педагогических технологий дополнительного образования по физическому воспитанию, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного  возраста были выявлены следующие методы, приёмы и средства: игровой метод; сюжетно – игровые упражнения; импровизация, подражание, образные сравнения; нетрадиционная атрибутика. Среди всех программ особое внимание развитию творческих способностей уделяет программа по танцевально-игровой гимнастике «СА – ФИ – ДАНСЕ» авторов Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилёвой (2001).

Таким образом, рассмотренные  воспитательные программы предусматривают личностно-ориентированную модель взаимодействия; ориентированы на общечеловеческую культуру и соответствуют русским культурным традициям; учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей; обеспечивают интеграцию содержания и решение образовательных задач при конструировании целостного процесса; обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка, различные оздоровительные и закаливающие мероприятия, обеспечивающие его эмоционально-комфортное состояние; строятся на единых принципах, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка; предусматривают проведение психологических и педагогических диагностик; гарантируют базовый уровень образованности ребенка к концу дошкольного детства, достаточный для продолжения учебы в начальной школе; требуют тесного взаимодействия с родителями воспитанников, что делает педагогический процесс в МДОУ открытым.

 

Заключение

 

Современный детский сад  – это место, где ребенок получает опыт  широкого эмоционально-практического  взаимодействия со взрослыми и  сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Педагогическая среда  создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей  и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок  в течение дня мог найти  для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской  литературы учитывает  особенности равноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого  ребенка в содержательную

деятельность, способствует реализации детских интересов и  жизненной активности. Организуя  деятельность детей, воспитатель развивает  у каждого 

ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности,  к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

  В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитание организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

По своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне  воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни  человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в  себе, доброжелательное отношение к  людям, творческие возможности, общая  жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности  не возникают автоматически, как  результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и  гиперактивность детей и пр.) лежат  именно в раннем детстве. Коррекция  и компенсация этих деформаций в  дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение [16].

Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального  и физического развития, формировании у детей социальных контактов  и способности к совместным действиям  в условиях развивающего обучения и  воспитания.

Оптимальной базой для  организации оздоровительной работы являются дошкольные учреждения, где  ребенок проводит все дневное  время и где создаются наиболее благоприятные возможности для  проведения лечебно-профилактических мероприятий в привычной для  детей обстановке. Оздоровительные  дошкольные учреждения (группы) для  ослабленных и часто болеющих детей имеют своей целью проведение оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся  в дошкольных учреждениях [3].

Основной задачей любого дошкольного учреждения является воспитание и обучение ребенка, направленное на формирование гармонично развитой личности. Следовательно, оздоровительная программа  учреждения не должна нарушать режим  учреждения и препятствовать адекватному  проведению воспитательных и образовательных  мероприятий. В свою очередь образовательная  программа должна быть построена  с учетом особенностей физического  и психического развития детей.

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей.

Организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса, созданные в ДОУ, помогают в выборе оптимальных форм организации  детской деятельности. Педагогический коллектив реализует свое право  на выбор образовательных программ, успешно решая эту задачу с  учетом социально-экономических и  национально-культурных условий.

Использование этих программ и технологий позволяет повысить двигательную активность, сформировать у детей привычку и поведенческие  навыки здорового образа жизни, скорректировать  эмоциональный тонус, дает возможность  формировать основные этапы учебной  деятельности. Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований [1].

В целом можно сказать, что дошкольный этап образования  уже в ближайшее время должен стать всеобщим и массовым. Как  минимум два года дошкольного  образования в разных формах будут  непременным этапом взросления каждого  российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую  готовность детей к школьному  обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения [12].

Информация о работе Воспитательная работа в ДОУ на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс»