Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа
Цель исследования: теория и практика воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть образовательную систему дошкольного образования;
- охарактеризовать роль дошкольного образования в развитии ребенка;
- описать существующие российские программы дошкольного воспитания
- раскрыть сущность программ дошкольного воспитания: «Детство» и «Са-Фи-Дансе»;
Введение 3
Глава 1. Воспитательная работа в ДОУ 6
1.1.Зарождение системы образования 6
дошкольного воспитания в России 6
1.2.Роль дошкольного образовательного 10
учреждения в развитии ребенка 10
Глава 2. О российских программах, технологиях 17
дошкольного образования 17
2.1.Российские программы дошкольного 17
образования 17
2.2.Программа «Детство» «Са-Фи-Дансе» 19
Заключение 25
Список литературы 29
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Программа ориентирует на многообразие проявления детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности.
Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Предусматривается валеологическое просвещение: развитие представлений о здоровом образе жизни, знания о правилах безопасного поведения, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Педагогический процесс
Реализация программы «Детство»
Сохранить мир детства, помочь
ребенку прожить детские годы
в радости и полноте
Взгляды авторского коллектива данной образовательной программы в том, что в детском саду педагоги должны заниматься не акселерацией, биологическим ускоренным развитием, а амплификацией – обогащением детского развития. Так как задача дошкольного воспитания – не в максимальном ускорении развития ребенка, а в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Наряду с концепцией программы авторы разработали педагогическую технологию, помогающую дошкольнику войти в современный мир, его культуру, приобщиться к ее ценностям, осознать себя, свое «Я», научиться строить взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных, часто повторяющихся ситуациях повседневного общения на гуманистической основе.
Суть предлагаемой авторами педагогической технологии целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности состоит в конструировании в детском саду единого процесса социализации и индивидуализации личности ребенка.
В настоящее время существует много
ритмопластических направлений, и
одно из наиболее доступных, эффективных
и эмоциональных – это
Оздоровительно-развивающая
Все разделы программы объединяет
игровой метод проведения занятий.
Так, в танцевально-ритмическую
Основной целью программы
Исходя из целей программы
1.Укрепление здоровья:
-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
-формировать правильную
-содействовать профилактике
-содействовать развитию и
- совершенствованию органов дыхания, кровообращение.
2.Совершенствование
-развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-
силовые и координационные способности;
-содействовать развитию
-формировать навыки
- грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
-развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3.Развитие творческих и
-развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
-формировать навыки
под музыку;
-воспитывать умения
-развивать лидерство,
Теоретический анализ и обобщение
данных научно-методической литературы
позволил выявить основные компоненты
творческих способностей в старшем
дошкольном возрасте такие как: воображение
и творческое мышление. Также были
выявлены условия, которые позволяют
наилучшим образом повлиять на развитие
творческих способностей. Всего выделено
шесть основных условий: раннее физическое
развитие ребёнка; создание благоприятной
обстановки; максимальное напряжение
сил; предоставление ребёнку большой
свободы в выборе деятельности; превращать
помощь в подсказку; создание тёплой,
дружелюбной атмосферы в
В результате выявлены компоненты творческих способностей, условия их развития, а также определены ведущие виды деятельности дошкольника, в которых эффективно развиваются творческие способности. К ним относятся: игра, музыка, танец.
В результате сравнительного анализа программ и педагогических технологий дополнительного образования по физическому воспитанию, направленных на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие методы, приёмы и средства: игровой метод; сюжетно – игровые упражнения; импровизация, подражание, образные сравнения; нетрадиционная атрибутика. Среди всех программ особое внимание развитию творческих способностей уделяет программа по танцевально-игровой гимнастике «СА – ФИ – ДАНСЕ» авторов Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилёвой (2001).
Таким образом, рассмотренные воспитательные программы предусматривают личностно-ориентированную модель взаимодействия; ориентированы на общечеловеческую культуру и соответствуют русским культурным традициям; учитывают индивидуальные и возрастные особенности детей; обеспечивают интеграцию содержания и решение образовательных задач при конструировании целостного процесса; обеспечивают оптимальную нагрузку на ребенка, охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка, различные оздоровительные и закаливающие мероприятия, обеспечивающие его эмоционально-комфортное состояние; строятся на единых принципах, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка; предусматривают проведение психологических и педагогических диагностик; гарантируют базовый уровень образованности ребенка к концу дошкольного детства, достаточный для продолжения учебы в начальной школе; требуют тесного взаимодействия с родителями воспитанников, что делает педагогический процесс в МДОУ открытым.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Педагогическая среда
создается с учетом возрастных возможностей
детей, зарождающихся половых
Воспитатель наполняет повседневную
жизнь детей интересными
деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого
ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитание организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.
По своему содержанию дошкольное
обучение направлено на то, чтобы всесторонне
воспитывать и развивать
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение [16].
Цели воспитательно-
Оптимальной базой для
организации оздоровительной
Основной задачей любого дошкольного учреждения является воспитание и обучение ребенка, направленное на формирование гармонично развитой личности. Следовательно, оздоровительная программа учреждения не должна нарушать режим учреждения и препятствовать адекватному проведению воспитательных и образовательных мероприятий. В свою очередь образовательная программа должна быть построена с учетом особенностей физического и психического развития детей.
Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей.
Организационно-педагогические
условия воспитательно-
Использование этих программ и технологий позволяет повысить двигательную активность, сформировать у детей привычку и поведенческие навыки здорового образа жизни, скорректировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности. Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований [1].
В целом можно сказать, что дошкольный этап образования уже в ближайшее время должен стать всеобщим и массовым. Как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка. В результате предстоит обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения [12].
Информация о работе Воспитательная работа в ДОУ на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс»