Воспитательная работа в ДОУ на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теория и практика воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс».
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть образовательную систему дошкольного образования;
- охарактеризовать роль дошкольного образования в развитии ребенка;
- описать существующие российские программы дошкольного воспитания
- раскрыть сущность программ дошкольного воспитания: «Детство» и «Са-Фи-Дансе»;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Воспитательная работа в ДОУ 6
1.1.Зарождение системы образования 6
дошкольного воспитания в России 6
1.2.Роль дошкольного образовательного 10
учреждения в развитии ребенка 10
Глава 2. О российских программах, технологиях 17
дошкольного образования 17
2.1.Российские программы дошкольного 17
образования 17
2.2.Программа «Детство» «Са-Фи-Дансе» 19
Заключение 25
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации  определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных  процессах: содержание образования  усложняется, акцентируя внимание педагогов  дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой  и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания,

направленные на активизацию познавательного  развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования  необходимо уметь ориентироваться  в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре  современных технологий. Инновационные  технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного  результата за счёт динамичных изменений  в личностном развитии ребёнка в  современных социо-культурных условиях. Педагогические инновации могут  либо изменять процессы воспитания и  обучения, либо совершенствовать. Инновационные  технологии сочетают прогрессивные  креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Можно выделить следующие  причины появления инноваций  в дошкольном образовании: научные  исследования; социо-культурная среда - потребность дошкольных образовательных  учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность  педагогов; заинтересованность родителей  в достижении положительной динамики в развитии детей [5].

В понятие педагогической технологии входят:

- концептуальная основа; содержательная  часть обучения (цели обучения  и содержание учебного материала);

-технологическая часть (организация  учебного процесса, методы и формы  учебной деятельности, методы и  формы работы педагога; диагностика) [4].

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым  основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и  социально-педагогическое обоснование 

достижения образовательных целей. Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности. Управляемость дает возможность  диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной  диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции  результатов. Эффективность усматривает  оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта  обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного  образования: технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии, альтернативные технологии [10].

Таким  образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка. Содержание работы воспитателя ДОУ, таким образом, включает в себя следующее:

-формирование у детей  представлений о занятиях как  важной деятельности для приобретения  знаний. На основе этих представлений  у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя).

-формирование нравственно-волевых  качеств (настойчивости, ответственности,  самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется  в настойчивом стремлении ребенка  овладеть знаниями, умениями, прилагать  для этого достаточные усилия;

-формирование у ребенка  опыта деятельности в коллективе  и положительного отношения к  сверстникам, осознание значимости  собственного активного участия  в решении общей задачи; усвоение  способов активного воздействия  на сверстников как участников  общей деятельности (умение оказать  помощь, справедливо оценивать результаты  работы сверстников, тактично  отмечать недостатки). Для этого  дети должны знать о моральных  нормах поведения в коллективе;

-формирование у детей  навыков организованного поведения,  учебной деятельности в условиях  коллектива. Наличие этих 

навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного  становления личности ребенка, делает его более 

самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам [3]. 

Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи  возможна полноценная подготовка ребенка  к школе. Поэтому воспитатель  в 

своей работе должен опираться  на помощь семьи, а родители согласовывать  свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая  возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Среди функций, которые выполняет  ДОУ в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько  качественно и своевременно будет  подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его  дальнейшего обучения.

Подготовка детей к  школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная  подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в  школе.

Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском  саду предполагает систематическую  работу с детьми по четырем направлениям:

-подготовка к обучению  грамоте; 

-математическая подготовка;

-подготовка к письму;

-психологический практикум  [14]. 

Отечественная практика и  многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными  с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.

Поэтому самостоятельным  элементом современной модели образования  становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска. Для эффективной реализации этих программ будут разработаны специальные методические рекомендации субъектам Российской Федерации, муниципалитетам и образовательным учреждениям.

Для массового охвата дошкольным образованием государство будет  поддерживать многообразные программы  раннего развития детей, предлагаемые организациями различной формы  собственности. В рамках данных программ особое внимание будет уделено выявлению  одаренности и возможных трудностей в развитии.

Данный тип образовательных  услуг направлен прежде всего  на максимально полное использование  образовательного потенциала семей. В  результате усиления внимания к раннему  развитию детей можно будет добиться снижения числа детей в программах коррекционного обучения и значительного повышения качественных результатов начального образования. Предшкольное образование (4–6 лет) существует, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится порой как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад. Уже в 2012 году для расширения охвата разнообразными услугами дошкольного образования будут привлекаться организации разной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования программ дошкольного образования, которое предполагает возможность получения бюджетного финансирования негосударственными организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования будет гибкость образовательных программ, их «подстраиваемость» под различные потребности семей. Конкретными вариантами новой схемы могут быть группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования. Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей-педагогов. В России до сих пор работа воспитателей рассматривается скорее с точки зрения присмотра за детьми. В ближайшие четыре года планируется провести модернизацию технологий дошкольного образования, а затем за четыре-пять лет – переподготовку воспитателей [12].

В целом уже в ближайшей  перспективе дошкольный этап образования  должен стать всеобщим и массовым. К 2014 году как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского  ребенка. В результате предстоит  обеспечить не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения [7].

 

Глава 2.  О российских программах, технологиях

дошкольного образования

2.1.Российские программы дошкольного

образования

Среди факторов, влияющих на эффективность  и качество образования детей  в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной  программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию  дошкольного образования, фиксирует  его содержание по всем основным (комплексная  программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная  программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем  реализации программы устанавливаются  вид и категория ДОУ.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные  и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) - включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём  использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Современная дифференциация дошкольного  образования, многообразие видов ДОУ  предполагают значительную вариативность  в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач  дошкольного образования. Каждому  образовательному учреждению предоставлено  право самостоятельно разрабатывать  или из комплекса вариативных  выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия  работы ДОУ. Наряду с этим специалисты  детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения, не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ, но учитывающие  специфику их реализации, социально-экономические, экологические, климатические условия, культурные, национальные и другие особенности своих регионов (область, край, республика). Воспитатели могут  также использовать (адаптировать) лучший мировой педагогический опыт. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов. Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные. Анализ современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ. Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ [6].

В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий  для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

 

2.2.Программа «Детство» и «Са-Фи-Дансе»

Программа «Детство» является результатом многолетней научно-

исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского  государственного педагогического  университета имени  А.И.Герцена. В  ее основу легли теоретические взгляды  петербургской научной школы  воспитания на сущность развития ребенка  в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы  для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.    Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников  с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Содержание программы реализует  принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства  приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить».

 Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, с их поступками, эмоциональными состояниями.

Линия познания в программе  основывается на характерном для дошкольника  чувстве удивления и восхищения миром. Задача способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Развитие характерной  для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется  благодаря насыщенности программы  познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и  их отношения, мир предметов и  трудовая деятельность, природа, искусство  и др.).

Информация о работе Воспитательная работа в ДОУ на примере программ «Детство» и «Са-Фи-Данс»