Воспитательно - образовательное значение экскурсий в природу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

Файлы: 1 файл

К.Р. ЭКО Воспит-образ. значение экскурсий в природу 201.1 на 8.12.11.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

4. Методика организации  и проведения экскурсий

     Природоведческая  экскурсия.

     Природоведческая  экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят  с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

     Основная  часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель  помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

     Основное  внимание в наблюдении уделяется  вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

     Показывая тот или иной предмет, педагог  должен позаботиться о том,

     Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

     Когда дети работают самостоятельно, воспитатель  не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

     В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

     Сельскохозяйственная  экскурсия.

     Сельскохозяйственные  экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

     Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и  деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.

     Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде.

     При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

5. Практическое задание: конспекты экскурсий

     «Экскурсия  в оранжерею» (старшая группа)

     Задачи:

     Закрепить представление детей о том, что  для роста растений нужны свет, тепло, хорошая почва (зимой растения выращиваются в оранжереях и теплицах; здесь растут красивые цветы, свежие овощи; для того чтобы растения нормально росли и развивались, им создают условия, близкие к естественным); воспитывать уважение к труду взрослых, чувство радости от общения с природой; формировать умения устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений.

     Подготовка  к экскурсии:

     Экскурсию лучше провести во время цветения некоторых растений. Договориться с  садовником о маршруте и содержании беседы с детьми.

     Ход экскурсии:

     Придя в оранжерею или теплицу, воспитатель обращает внимание детей на обилие зелени.

     Воспитатель: Ребята посмотрите как здесь много  зелёных растений!

     Воспитатель: А у нас на участке растения зелёные?

     Дети: Нет

     Воспитатель: Почему? Объясните?

     Дети  сравнивают состояние растений в  оранжерее с состоянием растений на участке детского сада.

     Дети: Потому, что на улице зима.

     Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько градусов на термометре?

     (Воспитатель  подводит детей к термометру.)

     Воспитатель: А на улице, какая сейчас погода - тёплая или холодная?

     Дети: Холодная.

     Воспитатель: Зачем включены светильники, если сейчас день?

     (Воспитатель  помогает правильно и полно  ответить детям, если они затрудняются)

     Далее воспитатель с детьми обходят 2-3 павильона оранжереи, рассматривают  растения находящиеся здесь постоянно. Хорошо, если один из сотрудников расскажет о некоторых из них - где растут в природе, как о них заботятся в оранжерее.

     В маршрут экскурсии следует включить и те павильоны, где выращиваются овощи и декоративные растения.

     Воспитатель: Какие из этих растений вы знаете?

     (Дети  называют знакомые растения)

     Воспитатель: Посмотрите, в какой земле их выращивают?

     Дети: В мягкой, удобренной.

     Воспитатель: Сейчас растения будут поливать, давайте  понаблюдаем.

     (Воспитатель  с детьми смотрят, как поливают  растения)

     Воспитатель: Это называется искусственным дождём.

     Работник  оранжереи рассказывает, для кого они выращивают цветы и овощи.

     (Если  работника нет, то воспитатель  рассказывает об этом сам).

     Воспитатель: Скажем большое спасибо !

     Дети: Спасибо

     Воспитатель: Вам понравилась экскурсия?

     Дети: Да

     Воспитатель: Что вы поняли?

     Дети: Что зимой растения и овощи  выращивают в теплицах. За ними ухаживают  люди и т. д.

     Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в детский  сад. 

     «Экскурсия в лес» (подготовительная к школе группа).

     Цель. Систематизировать знания детей о лесе (в лесу растут различные деревья и кустарники, травы, грибы; в лесу тихо, воздух свежий; лес начинается опушкой, в лесу есть поляны, чащи); уточнить представления о животных и других обитателях леса (в лесу живут звери – белка, еж, лиса и др.; птицы – дятел, кукушка, синица; насекомые – муравьи, жуки, бабочки и др.; можно встретить ящериц, в сырых местах – лягушек; на полянах и в чащах растут разные травы; люди заботятся о лесе – охраняют его от пожара, расчищают, сажают новые молодые деревья); вызвать радость и удовольствие от пребывания в лесу.

     Ход экскурсии. Подойдя к лесу, рассмотреть  опушку. Вспомнить, как называется «край  леса» его «начало». Предложить сравнить опушку леса с лугом (рослые деревья  и кустарники стоят стеной, они значительно выше, чем растения луга). Пересечь опушку, вновь оглядеться и сравнить лес и луг («где больше, где меньше света? Почему? Где прохладнее? Тише? Почему?») Дальнейший маршрут должен быть выбран таким образом, чтобы дети могли пройти в чаще леса, на полянке, по просеке.

     В ходе экскурсии дети рассматривают, называют известные им деревья, кустарники, травы, грибы, сравнивают и устанавливают, что в чаще и на поляне растут разные травы. Среди цветущих трав, растущих на поляне, находят те, что растут и на лугу. Воспитатель уточняет, видели ли их в чаще леса, почему эти травы растут в лесу, на лугу.

     Подойдя к «кузнице» дятла или «столовой» белки, предложить рассмотреть шишки, лежащие под деревом, определить, кто из них достал семена: белка  или дятел. Дети вспоминают, какие птицы живут в лесу, где их еще встречали. В ходе экскурсии, если будут слышны птичьи голоса, учить различать 2-3 птиц.

     После осмотра муравейника (если повторно) установить, увеличился ли «город», не появились ли новые дороги, куда они ведут. Обязательно напомнить детям о том, какую пользу приносят муравьи.

     Пересекая просеку или проходя по ней, по расчищенным местам леса, обратить внимание на то, как люди заботятся  о лесе. На участке молодых посадок  деревья заметно подросли. Напомнить детям о необходимости беречь лес – он растет долго, требует много труда и забот. 

     «Экскурсия к грачевнику» (старшая группа)

     Программный материал. Весенний прилет из теплых стран  грачей. Внешний вид грачей, их гнезда.

     Подготовка  к экскурсии. Перед выходом на экскурсию нужно рассказать детям, что грачи, улетевшие осенью на юг, вернулись к своим старым гнездам. Теперь птицы их чинят и будут выводить птенцов.

     Ход экскурсии. По дороге к грачевнику надо обратить внимание детей на небо (оно  стало как будто бы выше, бегут белые облака, ярко светит солнце), на землю (дорожки почернели, текут ручейки); остановившись неподалеку от грачевника, предложить детям посмотреть на деревья, понаблюдать за грачами, послушать их. Можно увидеть, как птицы с прутиком или тряпкой в клюве летят к гнездам, отнимают друг у друга ношу, услышать шум, гам, громкие крики грачей. Следует пояснить детям, что тряпки, вата и шерсть, которые грачи кладут в гнездо, делают его мягким и теплым. Надо обратить внимание на внешний вид грача (перья черные, блестят); спросить, на какую птицу он похож, сравнить грача с вороной.

     Закончить экскурсию можно загадкой: «Черный, проворный, кричит «срак», червям враг». 

     «Экскурсия на луг» (подготовительная к школе группа).

     Цель. Уточнить представления детей о том, что на лугу растут растения, требующие для своего роста много света; учить различать и называть некоторые из них (клевер, луговую герань, мышиный горошек и др.), учить отыскивать насекомых: кузнечика, стрекозу, 1-2 вида бабочек, отмечать различия (величина, цвет крыльев, длина ног) и сходство (у всех у них по три пары ног); приучать детей чувствовать красоту и приволье лугов, напоенных ароматом трав.

     Ход экскурсии. Воспитатель, придя на луг, рассматривает местность, определяет ее особенности (открытое пространство, простор). При затруднении сравнивает луг с граничащим с ним лесом, отмечает, что на лугу растут невысокие растения. Вместе с детьми любуется лугом.

       Смотрите, как луга благоухают,

       Упитана дождем зеленая трава,

Информация о работе Воспитательно - образовательное значение экскурсий в природу