Воспитательно - образовательное значение экскурсий в природу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

Файлы: 1 файл

К.Р. ЭКО Воспит-образ. значение экскурсий в природу 201.1 на 8.12.11.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

       И легкий ветерок с волной реки играет,

       И рожь златистая колышется  едва…

       Прекрасен этот мир!

       Разрешает каждому найти цветущее  растение (самое красивое!), но предупреждает,  что рвать его нельзя.

       Поочередно дети рассматривают  каждое растение, вспоминают и  уточняют название, определяют особенности стебля, листьев, цветков, сравнивают их. Воспитатель предлагает вспомнить, какие цветы находили на таких же прогулках прошлым летом. Детей следует подвести к суждению о  разнообразии и красоте луговых растений.

       Затем, выбрав 3-4 растения, которые встречаются и на лесных полянах (например, гвоздику, луговую герань и др.), задает вопрос: «Где вы еще видели эти растения?» (или конкретнее: «Видели ли эти растения в лесу? В каких местах: на солнечных полянах или в чаще леса?») После этого предлагает подумать, почему эти растения можно увидеть на лугах повсюду, а в лесу только на светлых, солнечных полянках. Этими и подобными вопросами воспитатель подводит детей к выводу, что на лугах растут растения, которым нужно много света и солнца.

Заключение 

     Особая  роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые  являются одной из организационных  форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с  природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

     Высоко  ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». (13;  41) И далее: «Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: припоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности».(13; .42)

     Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств. В качестве эффективных приемов воспитания и обучения детей на экскурсиях Е. А. Флерина предлагает давать несложные самостоятельные задания, проводить повторные наблюдения с целью более глубокого дифференцированного восприятия явления природы, учить детей составлять описательный рассказ об увиденном.

     Исследования  ученых, выполненные в последние годы, убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.

 

Список используемой литературы

  1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.
  2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. 2-ое изд. М., 1982
  3. Каменева Л.А., А.К.Матвеева, Л.М.Маневцова и др. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983г.
  4. Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.
  5. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М., Просвещение,1985.
  6. Лучич М. В. Детям о природе.- М., 1989.
  7. Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.: Детство-Пресс, 2004г.
  8. Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998г.
  9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.
  10. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М. А. Васильевой.-М.,2005.
  11. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. М., 1979, т. 1.
  12. Тетюрев В. А. Рассказы о наблюдениях в природе. М.,Просвещение, 1971.
  13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981.
  14. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1948, т. 3.

Информация о работе Воспитательно - образовательное значение экскурсий в природу