Воспитательно - образовательное значение экскурсий в природу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

Файлы: 1 файл

К.Р. ЭКО Воспит-образ. значение экскурсий в природу 201.1 на 8.12.11.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

     В нашей стране проблема охраны природы  и рационального использования  ее ресурсов находится под пристальным  вниманием. В целях совершенствования  природопользования важно воспитывать  у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

     Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

     В процессе экскурсий закладывается  фундамент конкретных представлений  о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

     Многогранный  мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, — отмечает B. А. Сухомлинский, — могучий толчок для стремительного потока мысли» (11; 139) Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной; дети учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать.

     Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы  самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.

     На  экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.

1. Значение экскурсий

     Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

     Преимущество  экскурсий в том, что они позволяют  в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

     На  экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию  первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

     Велика  роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии  в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

     Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка  необходимо воспитывать любовь «ко  всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного  человеческого сердца. Речь идёт о  любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

     Задачи  образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

     Развивающий компонент экскурсий стимулирует  формирование:

  • навыков наблюдения и наблюдательности как таковой
  • сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
  • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
  • воображения и творческих способностей.

     При разработке экскурсии важно ставить  и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

2. Виды экскурсий

     По  характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

     Природоведческая  экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.

     Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических  связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

     Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др.  Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

     Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при  организации и других видов экскурсий.

     Вместе  с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.

3. Содержание экскурсий,  структура

     Структура экскурсии:

  • вводная беседа
  • коллективное наблюдение
  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
  • сбор материала
  • игры детей с собранным материалом
  • заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

     Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются  наблюдения на своём земельном участке  и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).

     Подготовка  воспитателя.

     Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и  особенностей окружающей местности.

     Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

     Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

     Подготовка  детей 

     Начинается  с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

     Воспитанники  должны знать, что экскурсия - это  занятие, которое проводится не в  группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

     При подготовке к экскурсии нужно  обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

     К экскурсии воспитателю следует  подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

     Ниже  приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:

     Оборудование для сбора растений:

     Лопатки или совочки для выкапывания  растений — 3.

     Нож складной для срезания веток с  дерева или кустарника — 1.

     Папки для растений — 2.

     Корзиночки  для шишек, листьев — 2.

     Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.

     Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для  переноски растений — 2—3.

     Оборудование  для сбора животных:

     Сачки воздушные для ловли насекомых  в воздухе — 1—2.

     Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.

     Коробки с отверстиями для переноски  животных — 4—5.

     Посуда  для переноски водных животных — 2—3.

     Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель  должен тщательно продумать, какой  материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.

     Работа  после экскурсии.

     Знания, полученные на экскурсии, расширяются  и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы  за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии  собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

     Через 2—3 дня после экскурсии воспитатель  проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

     Планируя  беседу после экскурсии, воспитатель  должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

Информация о работе Воспитательно - образовательное значение экскурсий в природу