Воспитательный потенциал школьного географического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая практика является необходимым элементом для получения дополнительной квалификации преподаватель для студентов географического факультета и, по сути, носит итоговый характер. Это объясняется тем, что именно на практике у студента-практиканта появляется возможность применить все полученные ранее знания в ходе теоретических учебных курсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Воспитание……………………………………………………………………………..6
Экономическое воспитание……………………………………………………………..
Воспитание через экологическое бережное отношение к природе…………………..
Эстетическое воспитание ………………………………………………………………
Нравственное воспитание…………………………………………………............
Воспитание патриотизма………………………………………………………….
Глава 2 Воспитание на уроках курса Землеведения 6 класс…………….
Воспитание на уроках курса Страноведение 7 класс………………………………..
Воспитание на уроках курса география России 8-9 класс……………………………
Воспитание на уроках курса Экономическая и социальная география мира 10 класс............................................................................................................................….
Глава 3 Разработка уроков по методическим рекомендациям ……………….
Приложение……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Vospitatelny_potentsial_shkolnogo_geografichesk.docx

— 92.57 Кб (Скачать файл)

Воспитательный потенциал школьного географического образования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1 Воспитание……………………………………………………………………………..6

Экономическое воспитание……………………………………………………………..

Воспитание через экологическое бережное отношение к природе…………………..

Эстетическое воспитание ………………………………………………………………

Нравственное воспитание…………………………………………………............

Воспитание патриотизма………………………………………………………….

Глава 2 Воспитание на уроках курса  Землеведения 6 класс…………….

Воспитание на уроках курса  Страноведение 7 класс………………………………..

Воспитание на уроках курса география России 8-9 класс……………………………

Воспитание на уроках курса  Экономическая и социальная география мира 10 класс............................................................................................................................….

Глава 3 Разработка уроков по методическим рекомендациям ……………….

Приложение……………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………28

Литература……………………………………………………………………….29

§1.Воспитание и его роль в обучении…………………………………………...4

§2.Учебно-воспитательный процесс и его основные функции……………….13

§3.Воспитание патриотизма на уроках географии, как потенциал школьного географического образования………………………………………………….22

 

 

 

Введение

Педагогическая практика является необходимым элементом для получения дополнительной квалификации преподаватель для студентов географического факультета и, по сути, носит итоговый характер. Это объясняется тем, что именно на практике у студента-практиканта появляется возможность применить все полученные ранее знания в ходе теоретических учебных курсов. Это демонстрирует полезность подобной практики в школе, и если мы говорим что, во-первых, это применение навыков в практике то, во-вторых, это развитее целого ряда личностных качеств самого практиканта, как будущего учителя географии.

Таким образом, главная цель педагогической практики может быть сформулирована следующим образом - овладение студентами основными функциями педагогической деятельности учителя географии и формирование профессиональных черт личности учителя.

Для достижения этой цели в ходе педагогической практике студенту-практиканту придется решить ряд задач, среди которых можно выделить следующие:

1) Развитие индивидуальных и формирование  личностных качеств учителя географии, а именно: интереса к обучению  географии и воспитанию подрастающего  поколения; умения вести природоохранную  и краеведческую работу; умения  проявлять профессиональную индивидуальность, педагогическое творчество, реализовывать  педагогическое общение.

2) Обучение ответственно и более  самостоятельно выполнять учебно-воспитательную  работу в школе с учащимися 6-10-х классов во всем многообразии  ее содержания, методов и форм. В результате студенты должны  обновить и обогатить знания, умения и опыт и прочно усвоить  основной круг знаний и умений, необходимых для выполнения функций  педагогической деятельности учителя  географии.

3) Отработать навыки планирования  и проведения различных внеклассных  мероприятий и работ по географии, от момента разработки идейной  направленности до планирования  закрепления и проверки полученных  знаний.

4) Изучить психолого-педагогические  особенности школьников, классных  коллективов, вести наблюдательную  и исследовательскую работу для  составления различного рода  характеристик, позволяющих оценить  как эмоциональный настрой отдельных  учеников или их групп, так  и общее отношение к изучаемому  предмету.

Существует еще целый ряд различных задач, которые придется решить в ходе педагогической практики, но они во многом вписываются в рамки вышеперечисленных, т.е. их можно объединить по четырем методологическим и практическим направлениям. Это учебная деятельность, воспитательная деятельность, внеклассная работа по географии, работа классного руководителя. Каждое из направлений решает свои определенные задачи, будь то воспитание личностных качеств учеников или повышение интереса к географии, самообучению или обучение новым навыкам, так или иначе все они складываются в единый и неразрывный процесс. Сущность этого процесса заключается в совмещении воспитательной и учебной деятельности, т.е. уход от идеи учебы для учебы, или превалирование только учебной деятельности. Процесс этот ставит основной своей целью воспитание школьников в личностном отношении, нахождению золотой середины, позволяющей развиться всем их возможным талантам и умениям, созданию благоприятной среды для формирования интереса к обучению, изучению новой информации.

Однако не стоит забывать о том, что так же как практикант формирует у учащихся новые знания и умения он также вовлечен в этот процесс. Это заключается в его подкреплении теоретических знаний практическими. Ведь это не статическая наука, она изменяется с изменением образовательных стандартов, социальной структуры общества и многих других факторов, обуславливающих динамичность методов и форм обучения. Конечно, существуют определенные базовые понятия, опирающиеся на психологию, конфликтологию и другие науки которые с течением времени в меньшей степени подвержены различным изменениям и это тот самый теоретический фундамент, на котором строятся подходы к обучению. Но если вышеперечисленные знания относятся к базовым, то на их основе развиваются другие, динамические в своем отношении научные направления, для примера можно привести использование информационных технологий в процессе обучения (компьютера, Интернета). Меняется социальная действительность, изменяются и принципы преподнесения информации для школьников, максимально упрощается доступ к ней, используются новейшие достижения технического плана для обеспечения информативности данных.

Учесть все эти современные новации, методологические подходы в процессе обучения и воспитания. Сочетать это все с традиционными подходами одна из проблем возникающая перед студентом-практикантом. И это еще одна из задач говорящая нам о необходимости изучения этой науки и самое главное применения этих знаний на практике.

 

 

 

 

 

Роль школьного курса географии в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения.

Значимость географии в системе современного образования.

 

В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины “География”, которая на международном уровне признана, наряду с философией, историей, иностранными языками, одним из основных общеобразовательных предметов.

 

Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:

 

    географические  знания, наряду со знаниями других  предметов, вносят вклад в формирование  научного мировоззрения учащихся;

 

    изучение географии  закладывает основы пространственного  мышления;

 

    изучение предмета  развивает личностную установку  каждого человека на бережное  отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

 

    география раскрывает  основы некоторых экономических  знаний, способствует формированию  социальной позиции учащихся: “я  житель”, “я работник”, “я исследователь”, что воспитывает сознательного  члена общества, способного к  активному труду;

 

    возрастает коммуникативная  функция географии, так как знание  этого предмета необходимо для  контактов между людьми всей  планеты, для понимания средств  массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между  жителями различных уголков Земли;

 

    география вносит  вклад в развитие комплексного  стиля мышления, формирует особый  взгляд человека на мир, внутреннюю  установку на создание целостных  образных представлений, а так  же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами;

 

    география единственный  школьный предмет, синтезирующий  знания из области естественных  и общественных наук, она охватывает  всю систему “природа-человек-хозяйство”  Кроме собственно географических  знаний в ее содержание входят  сведения из других научных  дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др;

 

    география несет  в себе огромный гуманистический  потенциал. Эта наука изучает  пространственный аспект человеческой  деятельности, роль человека и  всего человечества в географической  оболочке. Поэтому уже на школьной  скамье ученик через познание географии должен будет научиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы.

 

Развивая у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.

"Экологическое воспитание на  уроках географии" 

Широкой возможностью формирования экологической культуры является внеклассная работа. Участие в проведении экологических экспедиций, акциях, играх, конкурсах подкрепляет знания на практике, что способствует расширению и углублению знаний учащихся  и определяет их первые успехи.

В школе старшеклассники принимали участие в посадке саженцев деревьев, изготовляли в школьной мастерской скворечники и развешивали их на деревьях.         Всегда интересной является выставка работ, которая имеет свое название:  «Красота родной природы», «День снежного барса», «Зеленая планета». Здесь можно увидеть; красочные газеты, множество рефератов о животных и растениях , сочинения, мини-зарисовки, сценарии праздников, рисунки  о природе, выжигания,  поделки из природного материала. В сентябре стало традицией устраивать выставки  плодов и цветов. Дети и их родители приносят на ярмарку овощи и фрукты, цветы  со своих  огородов . Каждый класс организует своё место выставки, делают различные поделки, композиции. 

        Мероприятия, которые  проводятся у нас в школе:

- экологические акции и праздники: «День Воды» (22 марта),  «День Земли» (22 апреля), «День птиц» (апрель), «День снежного барса» (апрель), « День защиты диких животных» (15 октября).

-  школьные экологические проекты;

- конференции, круглые столы;

- устные литературные журналы;

- выставки детского творчества  и фотовыставки;

- экологические десанты по уборке  территории школы, вокруг школы, возле своих домов, возле заброшенных  домов, около реки села Эрзин.

Заключение. 

        Как мы видим , взаимоотношения природы и человека очень непростые. Человек берет у природы все необходимое для жизни и производства, а взамен дает только защиту от своей собственной деятельности. 

       Что нужно делать для того, чтобы сберечь природу , чтобы не разрушать уникальные природные ландшафты планеты? Свернуть промышленность? Перестать производить сельскохозяйственную продукцию? Вернуться в пещеры и стать первобытными охотниками на одичавших коров? Вряд ли кого  может заинтересовать такая перспектива! Но тогда единственный выход из положения – научиться использовать природные богатства, не разрушая саму природу. И в этом важную роль играет география.

§1.Воспитание и его роль в обучении                                                           Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Сегодня главная цель средней общеобразовательной и высшей школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистический характер индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.                                                                                                         Рассмотрим составные части воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое. Эти составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.                        

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, умение сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.                                                      Задачи умственного воспитания следующие:                                                                                                                - Усвоение определенного объема научных знаний;                                                      - Формирование научного мировоззрения;                                                                      - Развитие умственных сил, способностей и дарований;                                               - Развитие познавательных интересов;                                                                            - Формирование познавательной активности;                                                                 - Развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень образовательной и специальной подготовки. Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и теряется образовательный характер самой школы.                                                        

Физическое воспитание - управление физическим развитием человека и его физическим образованием. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного трудиться с высокой производительностью, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Отечества. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности. Задачи физического воспитания следующие:                                                                 - укрепление здоровья, правильное физическое развитие;                                             - повышение умственной и физической работоспособности;                                             - обучение новым видам движений, развитие и совершенствование основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);                                             - формирование гигиенических навыков;                                                                      - воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);                                        - формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом.                                                                                Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура – обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной работы. Физическое воспитание тесно связано с другими составными частями воспитания и в единстве с ними решает задачу формирования гармонично развитой личности.

Информация о работе Воспитательный потенциал школьного географического образования