Воспитательный потенциал школьного географического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Педагогическая практика является необходимым элементом для получения дополнительной квалификации преподаватель для студентов географического факультета и, по сути, носит итоговый характер. Это объясняется тем, что именно на практике у студента-практиканта появляется возможность применить все полученные ранее знания в ходе теоретических учебных курсов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Воспитание……………………………………………………………………………..6
Экономическое воспитание……………………………………………………………..
Воспитание через экологическое бережное отношение к природе…………………..
Эстетическое воспитание ………………………………………………………………
Нравственное воспитание…………………………………………………............
Воспитание патриотизма………………………………………………………….
Глава 2 Воспитание на уроках курса Землеведения 6 класс…………….
Воспитание на уроках курса Страноведение 7 класс………………………………..
Воспитание на уроках курса география России 8-9 класс……………………………
Воспитание на уроках курса Экономическая и социальная география мира 10 класс............................................................................................................................….
Глава 3 Разработка уроков по методическим рекомендациям ……………….
Приложение……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Vospitatelny_potentsial_shkolnogo_geografichesk.docx

— 92.57 Кб (Скачать файл)

§2.Учебно-воспитательный процесс и его основные функции

Характеристика педагогического процесса Синонимом термина педагогический процесс является учебно-воспитательный процесс - совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития. Охарактеризовать отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе, прежде всего, бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых.

Если сравнить основные задачи процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба процесса являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л.С. Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности. В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении.

Итак, оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности и ведут ее к общему развитию. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующей-мотивационных факторов, активно содействующих обучению. Общие свойства и закономерности педагогического процесса Цель педагогического процесса охватывает не только задачи образования и воспитания, она непосредственно ориентирует педагогов на всестороннее, гармоничное развитие личности учащихся. Педагогический процесс взаимно усиливает входящие в него процессы: рост образованности способствует росту воспитанности, возрастание воспитанности активизирует образовательные влияния целостного процесса. Педагогический процесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.

Психолого-педагогические исследования, проведенные советскими учеными Л. С. Выготским, л. В. Занковым, А. Н. Леонтьевым, Г. С. Костюком и многими другими; показали, что воспитание и обучение имеют решающую роль в развитии личности. Как принято говорить в психологии, обучение и воспитание идут впереди развития, они определяют его. Л. С. Выготский отмечал: «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию... создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития». Данная закономерная связь имеется и между обучением и воспитанием. Без обучения практически невозможно осуществлять воспитание, так как человек должен изучать определенные закономерности, знания, на которых основываются его действия в обществе. Вместе с тем нельзя хорошо поставить обучение, если ученики не воспитаны, не имеют позитивного отношения к учебе, не обладают долгом, ответственностью и пр. Отсюда следует, что в целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер. Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие «функция» близко к понятию «задача обучения». Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения. Дидактика выделяет три формы процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

 

 

 

Образовательная функция обучения

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интересованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр. Развивающая функция обучения Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития - один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности. Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин «развивающее обучение». В 60-е годы один из российских кандидатов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других, отечественных ученых. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения, способы активизации познавательной деятельности учащихся и др. Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее. Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем, очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств. Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности.  Развитие эмоциональной сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также одной из задач обучения. В дидактике имеются примеры таких методических систем, которые на это направлены. Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательная функция обучения                                                                            Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность. Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя - осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения. Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного процесса, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее. Надо отметить, что развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем, очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств. Таким образом, еще раз следует напомнить: всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса. Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность. Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя - осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения. Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах. Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика. Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и, наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы. Наукой выделены три функции процесса обучения, которые характеризуют его специфические свойства. В практике обучения функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены являясь следствием и причиной одно другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач урока или кого-либо отрезка обучения, содержании обучения, системе методов, форм, средств обучения, а также психологической сфере процесса обучения. Этим делается ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его боле успешным и качественно новым.

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.Воспитание патриотизма на уроках географии, как потенциал школьного географического образования Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель школы – была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадание, милосердие, сотрудничество. В данный момент Россия активно включается в мировой сообщество. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России.                             Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наступило время, когда не стало стыдно произносить само слово «патриот», когда флаг страны можно видеть на любых спортивных соревнованиях, когда молодёжь знает гимн своей страны. Подростки желают знать о достижениях страны и её достопримечательностях. Хотелось бы, чтобы сущность патриотизма заключалась не в гордости, а в ином, гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа – великодушии. Патриотизм великодушия ничего не делит, он все причастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается тёмным. Воспитание патриотизма на уроках физической географии Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников. Начальный курс географии. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников учителя рассказывают об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 6 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять! Изучая тему «План и карта», целесообразно предложить задания, имеющие познавательную направленность: 10 января 1821 г. Русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты – 69о ю.ш. и 91о з.д. (остров Петра I). В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелёта и его направление. При изучении темы «Литосферы» необходимо рассказать о большом вкладе в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем и немного по отношению даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9-этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий. Изучение землетрясений также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран. «Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского могут служить призывом для детей. На уроке по теме «Горы» важно использовать все основные методы обучения, для создания образа гор. Это словесный (описательный рассказ), практический и наглядный метод. Для подтверждения слов из песни В. Высоцкого «Лучше гор могут только горы» могут быть пейзажные фотографии и репродукции картин русского художника Н.К. Рериха. Нужно заслушать впечатление детей, побывавших в горах. В теме «Равнины» учитель знакомит школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и свободы. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! Н.А. Некрасов.

Можно послушать кусочек раздольной, протяжной русской песни и соотнести с широтой и добротой русской души. Эта небольшая вставка позволяет шире взглянуть на содержание темы, ещё раз почувствовать разнообразие и красоту природы России. При изучении темы Мировой океан учителя должны давать опережающее задание детям найти материал о способах изучения океанов и морей, о вкладе русских учёных-полярников в изучении Арктики, в исследовании вод Мирового океана. Глубокий воспитательный смысл можно заложить в домашнее задание по этой теме в игровой форме. Предлагать описать и нанести на контурную карту путь российских судов по двум маршрутам: Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский и Новороссийск – Владивосток. Работу выполняет группа школьников из трёх человек: капитан, прокладывающий курс корабля, первый помощник капитана, осуществляющий связь с Родиной и представляющий нашу страну во время стоянок в различных иностранных портах, и штурман, ведущий бортовой журнал и наносящий маршрут на контурную карту. Груз, время рейса, стоянки судна выбираются самостоятельно. Условие – маршрут должен проходить через два океана. Урок о реках очень насыщен. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше всё это сделать на примере Волги, реки, на которой мы живём. Можно начать введение новых понятий после прослушивания следующего стихотворения. Николай Якушев.                                  О Волге

Неприметен ничем, не широк,                                                                                      По просторам Валдайского края                                                                                  Еле слышно журчит ручеёк,                                                                                      Меж каменьями путь выбирая.                                                                                      То он моет прибрежный песок,                                                                                     То внезапно в кустах пропадает,                                                                                    И не знает ещё ручеёк,                                                                                                     Что его впереди ожидает.                                                                                             Сколько вёрст ему надо пройти.                                                                               Сквозь какие преграды пробиться,                                                                                 Сколько рек с ним сольётся в пути,                                                                               Сколько чаек над ним закружится.                                                                      Сколько долгих минует годов,                                                                                      Сколько волн разойдётся кругами.                                                                            Сколько встанет больших городов                                                                                    Над крутыми его берегами.                                                                                    Работая с картой, нужно обратить внимание, что ни в одной стране нет такого огромного количества рек: плавных, величавых рек равнин и стремительных шумных горных рек. Создать яркий образ разнообразных рек и озёр нашей страны мне помогает книга «Популярная энциклопедия рек и озёр». Так же нужно рассказать об исследованиях нашего великого соотечественника Н.Н. Миклухо-Маклая, доказавшего равенство всех человеческих рас. Они узнают, ценой какого мужества и отваги заслужил доверие и признательность этот выдающийся путешественник. Таким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы. Курс «География материков и океанов», конечно, обладает гораздо меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма, хотя и здесь нужно как можно ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей: В.В Юнкера, Е.П. Ковалевского, А.В.Елисеева, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, Н.И. Вавилова, С. Дежнёва. В. Беринга, А.И. Чирикова, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, П.К. Козлова. Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны. Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края. Всем известно, что именно к этому курсу престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание надо уделить отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, но ещё и обратиться к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Можно начинать со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями. Так же можно использовать классические произведения, в том числе С. В. Рахманинова, Н. А. Римского – Корсакова. Есть много других музыкальных отрывков, с помощью которых можно более полно составить образ равнины, гор, вулканов и землетрясений, рек, озёр и водопадов. В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Для создания зрительного образа территории можно создать презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий. В курсе физической географии России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой природный район страны. Урок «Байкал – жемчужина Сибири» в виде пресс-конференции позволяет задействовать весь класс. Среди воспитательных целей урока ставиться: формирование чувства любви к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), посвящённые Байкалу; совершенствование навыков работы в группах. Таким образом, курс «Физическая география России» способствует воспитанию патриотов своей страны. Значение курса «Экономической и социальной географии России» в патриотическом воспитании школьников В курсе «География России. Население. Хозяйство» также есть немало возможностей для патриотического воспитания подростков. С каждым годом всё больше внимания уделяется изучению темы населения. Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся могут найти удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны. Интересно будут проходить уроки-экскурсии по городам страны: прежде всего по Москве и Санкт-Петербургу, по городам «Золотого кольца». Способствует усвоению знаний об истории и функциях российских городов проверка в виде задания «Подбери пару: город и соответствующее ему определение» и составление кроссвордов.

Информация о работе Воспитательный потенциал школьного географического образования