Воспитательный процесс. Цель, сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:42, реферат

Описание работы

Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования. В процессе воспитания все находится в развитии.

Содержание работы

Понятие процесса воспитания
Цель воспитательного процесса
Особенности воспитательного процесса
Содержание воспитательного процесса
Компоненты воспитательного процесса
Структура воспитательного процесса
Вывод
Источники

Файлы: 3 файла

презентация воспит.процесс.pptx

— 86.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

реферат.docx

— 27.52 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры Воспитательный процесс.docx

— 16.58 Кб (Скачать файл)

Воспитательный  процесс. Цель, сущность, структура

Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.  
 
Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. 

В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация. 

Цель воспитательного  процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что подтверждено общественно-исторической практикой.

Воспитательный процесс  рассматривается как целостная  динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.

Воспитательный  процесс имеет ряд особенностей: 
1.  целенаправленность 
2.  многофакторность 
3.  комплексность 
4.  вариативность и неопределенность результатов 
5.  двусторонний характер 
6.  обратная связь. 
1. Процесс воспитания носит  целенаправленный характер (Это движение воспитания к своей цели).  
2. Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные факторы (условия, в которых личность живет и формируется) и субъективные факторы (выражающие внутренние потребности личности). 
3. Процесс воспитания - процесс комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности).  
4. Воспитательному процессу присуща значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться из-за субъективных факторов (большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию), уровнем профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом. 
5.Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.  
6.Управление процессом строится на обратных связях,  т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Содержание процесса воспитания. 
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.  
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты:

 
1.  реализм целей воспитания 
 
2.  совместность деятельности 
 
3.   самоопределение 
 
4.  личностная направленность 
 
5.  добровольность 
 
6.  коллективистская направленность. 
 
1.Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. 
2.Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя. 
3.Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.  
4.Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять сам ребенок. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства.

5.Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества. 
6.Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. 
Структура процесса воспитания: 
Процесс воспитания рассматривается как динамичная система, где определяется как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем.

 Каждый компонент этой  системы может рассматриваться  как система, создавая свои  компоненты.

1.Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:

-         цель и задачи;

-         содержание воспитательного процесса;

-         условия протекания воспитательного  процесса;

-         взаимодействие воспитателей и  воспитанников;

-         методы, применяемые в воспитательном процесс;

-         формы воспитательной деятельности;

-         этапы (стадии) развития процесса  во времени и мн. др.

2.По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс.

В структуре воспитания можно  выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя - самовоспитание, вторая - внешнее воспитательное влияние.

Все взрослые люди – потенциальные  или реальные участники воспитательного  процесса.

Следующим участником воспитательного  процесса является коллектив.

Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные ситуации.

Воспитательный процесс  состоит из множества сопроцессов выделяются составные части процесса воспитания по источнику (общение с людьми, сми, книги, семья, родственники, друзья, группы, школа (вуз), труд и самообслуживание)  и месту их возникновения.

 


Информация о работе Воспитательный процесс. Цель, сущность, структура