Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:42, реферат
Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования. В процессе воспитания все находится в развитии.
Понятие процесса воспитания
Цель воспитательного процесса
Особенности воспитательного процесса
Содержание воспитательного процесса
Компоненты воспитательного процесса
Структура воспитательного процесса
Вывод
Источники
Воспитательный процесс. Цель, сущность, структура
Процесс воспитания - это процесс формирования,
развития личности, включающий в себя
как целенаправленное воздействие извне,
так и самовоспитание личности.
Это специально организованное, управляемое
и контролируемое взаимодействие воспитателей
и воспитанников, конечной своей целью
имеющее формирование личности, нужной
и полезной обществу.
В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.
Цель воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что подтверждено общественно-исторической практикой.
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
Воспитательный
процесс имеет ряд
1. целенаправленность
2. многофакторность
3. комплексность
4. вариативность и неопределенность
результатов
5. двусторонний характер
6. обратная связь.
1. Процесс воспитания носит целенаправленный
характер (Это движение воспитания к
своей цели).
2. Процесс воспитания - процесс многофакторный,
в нем проявляются многочисленные объективные
факторы (условия, в которых личность живет
и формируется) и субъективные факторы
(выражающие внутренние потребности личности).
3. Процесс воспитания - процесс комплексный
(единство целей, задач, содержания,
форм и методов воспитательного процесса,
подчиненное идее целостности формирования
личности).
4. Воспитательному процессу присуща значительная вариативность и
неопределенность результатов. В одних
и тех же условиях результаты могут существенно
отличаться из-за субъективных факторов
(большими индивидуальными различиями
воспитанников, их социальным опытом,
отношением к воспитанию), уровнем профессиональной
подготовленности воспитателей, их мастерство,
умение руководить процессом.
5.Процесс воспитания
имеет двусторонний характер. Его
течение необычно тем, что идет в двух
направлениях: от воспитателя к воспитаннику
и от воспитанника к воспитателю.
6.Управление процессом строится на обратных связях, т. е. на той информации, которая
поступает от воспитанников. Чем больше
ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее
воспитательное воздействие.
Содержание процесса
воспитания.
Под содержанием воспитания понимают
систему знаний, убеждений, навыков, качеств
и черт личности, устойчивых привычек
поведения, которыми должны овладеть учащиеся
в соответствии с поставленными целями
и задачами.
В основе современной идеологии воспитания
лежат следующие компоненты:
1. реализм целей воспитания
2. совместность деятельности
3. самоопределение
4. личностная направленность
5. добровольность
6. коллективистская направленность.
1.Реализм целей
воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее
развитие человека, опирающееся на его
способности и дарования. Средство достижения
этой цели - освоение человеком базовых
основ культуры.
2.Совместная деятельность
детей и взрослых. Поиск совместно
с детьми нравственных образцов, лучших
образцов духовной культуры, культуры
деятельности, выработка на этой основе
собственных ценностей, норм и законов
жизни составляют содержание работы воспитателя.
3.Самоопределение. Развивающее воспитание
предполагает формирование целостной
личности - человека с твердыми убеждениями,
демократическими взглядами и жизненной
позицией.
4.Личностная направленность
воспитания. В центре всей воспитательной
работы школы должны стоять сам ребенок.
Надо развивать их индивидуальные склонности
и интересы, своеобразие характеров, чувство
собственного достоинства.
5.Добровольность.
Без собственной доброй воли воспитанников
не могут быть воплощены сущностные идеи
воспитания: ни идея развития, ни идея
сотрудничества.
6.Коллективистская
направленность. В содержании воспитательной
работы предстоит преодолеть отношение
к коллективу как к сугубо дисциплинарному
средству, способному лишь подавлять личность,
а не возвышать ее духовные, нравственные
силы.
Структура процесса
воспитания:
Процесс воспитания рассматривается как
динамичная система, где определяется
как он зарождался, развивался и каковы
пути его дальнейшего развития в будущем.
Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты.
1.Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
- цель и задачи;
-
содержание воспитательного
-
условия протекания
- взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- методы, применяемые в воспитательном процесс;
-
формы воспитательной
- этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
2.По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс.
В структуре воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя - самовоспитание, вторая - внешнее воспитательное влияние.
Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса.
Следующим участником воспитательного процесса является коллектив.
Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные ситуации.
Воспитательный процесс состоит из множества сопроцессов выделяются составные части процесса воспитания по источнику (общение с людьми, сми, книги, семья, родственники, друзья, группы, школа (вуз), труд и самообслуживание) и месту их возникновения.
Информация о работе Воспитательный процесс. Цель, сущность, структура