Выполнила: студентка
3курса
музыкального отделения
ФИиХО .
Медведева Е.В.
Воспитательный
процесс. Цель, сущность, структура
Воронеж,
ВГПУ, 2014
План:
- Понятие процесса воспитания
- Цель воспитательного процесса
- Особенности воспитательного процесса
- Содержание воспитательного процесса
- Компоненты воспитательного процесса
- Структура воспитательного процесса
- Вывод
- Источники
Воспитательный
процесс
- Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
- Процесс воспитания -это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
- В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
- Процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.
Цель воспитательного
процесса
- Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
- Цель воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что подтверждено общественно-исторической практикой.
Особенности воспитательного
процесса
1. целенаправленность
2. многофакторность
3. комплексность
4. вариативность и неопределенность
результатов
5. двусторонний характер
6. обратная связь.
- 1. Процесс воспитания носит целенаправленный характер (Это движение воспитания к своей цели).
2. Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные факторы (условия, в которых личность живет и формируется) и субъективные факторы (выражающие внутренние потребности личности).
3. Процесс воспитания - процесс комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности).
4. Воспитательному процессу присуща значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться из-за субъективных факторов (большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию), уровнем профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом.
5.Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.
6.Управление процессом строится на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Содержание
процесса воспитания
- Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Компоненты воспитательного
процесса
- 1. реализм целей воспитания
2. совместность деятельности
3. самоопределение
4. личностная направленность
5. добровольность
6. коллективистская направленность.
- 1.Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры.
2.Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя.
3.Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.
4.Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять сам ребенок. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства.
- 5.Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества.
6.Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Структура
процесса воспитания:
- Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты.
- 1.Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
- - цель и задачи;
- - содержание воспитательного процесса;
- - условия протекания воспитательного процесса;
- - взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- - методы, применяемые в воспитательном процесс;
- - формы воспитательной деятельности;
- - этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
- 2.По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс.
- В структуре воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя - самовоспитание, вторая - внешнее воспитательное влияние.
- Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса.
- Следующим участником воспитательного процесса является коллектив.
- Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные ситуации.
- Воспитательный процесс состоит из множества сопроцессов выделяются составные части процесса воспитания по источнику (общение с людьми, сми, книги, семья, родственники, друзья, группы, школа (вуз), труд и самообслуживание) и месту их возникновения.
Вывод
- Воспитательный процесс неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.
Источники
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов. Книга 2 – М, 1999г.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии . : тезисы лекций и практические занятия (электронное учебное пособие), URL:http://www.twirpx.com/files/pedagogics/e_process/, дата обращения 16.01.2014