Воспитательный процесс. Цель, сущность, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:42, реферат

Описание работы

Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования. В процессе воспитания все находится в развитии.

Содержание работы

Понятие процесса воспитания
Цель воспитательного процесса
Особенности воспитательного процесса
Содержание воспитательного процесса
Компоненты воспитательного процесса
Структура воспитательного процесса
Вывод
Источники

Файлы: 3 файла

презентация воспит.процесс.pptx

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Выполнила: студентка 3курса

музыкального отделения  ФИиХО .

                                 Медведева Е.В.

 

Воспитательный  процесс. Цель, сущность, структура  
 

 

Воронеж, ВГПУ, 2014

План:

 

    • Понятие процесса воспитания
    • Цель воспитательного процесса
    • Особенности воспитательного процесса
    • Содержание воспитательного процесса
    • Компоненты воспитательного процесса
    • Структура воспитательного процесса
    • Вывод
    • Источники

 

 

Воспитательный  процесс

 

    • Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. 
    • Процесс воспитания -это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. 
    • В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
    • Процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.  

Цель воспитательного  процесса

 

    • Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
    • Цель воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что подтверждено общественно-исторической практикой.

 

 

Особенности воспитательного  процесса

 

  
 
1.  целенаправленность 
 
2.  многофакторность 
 
3.  комплексность 
 
4.  вариативность и неопределенность результатов 
 
5.  двусторонний характер 
 
6.  обратная связь. 

    • 1.  Процесс воспитания носит  целенаправленный характер (Это движение воспитания к своей цели).  
      2. Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные факторы (условия, в которых личность живет и формируется) и субъективные факторы (выражающие внутренние потребности личности).  
      3. Процесс воспитания - процесс комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности).  
      4. Воспитательному процессу присуща значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться из-за субъективных факторов (большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию), уровнем профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом. 
      5.Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.  
      6.Управление процессом строится на обратных связях,  т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие. 

 

Содержание  процесса воспитания

 

    • Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.  

Компоненты воспитательного  процесса

 

    • 1.  реализм целей воспитания 
       
      2.  совместность деятельности 
       
      3.   самоопределение 
       
      4.  личностная направленность 
       
      5.  добровольность 
       
      6.  коллективистская направленность. 
    • 1.Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры. 
      2.Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя.  
      3.Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.  
      4.Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять сам ребенок. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства.
    • 5.Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества. 
      6.Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. 

Структура процесса воспитания:

 

    •  Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты.
    • 1.Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
    • -         цель и задачи;
    • -         содержание воспитательного процесса;
    • -         условия протекания воспитательного процесса;
    • -         взаимодействие воспитателей и воспитанников;
    • -         методы, применяемые в воспитательном процесс;
    • -         формы воспитательной деятельности;
    • -         этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
    • 2.По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс.
    • В структуре воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя - самовоспитание, вторая - внешнее воспитательное влияние.
    • Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса.
    • Следующим участником воспитательного процесса является коллектив.
    • Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные ситуации.

 

    • Воспитательный процесс состоит из множества сопроцессов  выделяются составные части процесса воспитания по источнику (общение с людьми, сми, книги, семья, родственники, друзья, группы, школа (вуз), труд и самообслуживание)  и месту их возникновения.

 

                     Вывод

 

    • Воспитательный процесс неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.

 

Источники

 

    • Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов. Книга 2 – М, 1999г.
    • Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии . : тезисы лекций и практические занятия (электронное учебное пособие), URL:http://www.twirpx.com/files/pedagogics/e_process/, дата обращения 16.01.2014

реферат.docx

— 27.52 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры Воспитательный процесс.docx

— 16.58 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Воспитательный процесс. Цель, сущность, структура