Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:42, реферат
Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования. В процессе воспитания все находится в развитии.
Понятие процесса воспитания
Цель воспитательного процесса
Особенности воспитательного процесса
Содержание воспитательного процесса
Компоненты воспитательного процесса
Структура воспитательного процесса
Вывод
Источники
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и социальной педагогики
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Воспитательный процесс.
Цель, сущность, структура.
Выполнила:
студентка 3 курса
факультета искусств и
художественного образования
Медведева Е. В.
Руководитель:
к.п.н, доцент
Наделина С.В.
Воронеж, 2014г.
План
Воспитательный процесс. Цель, сущность, структура
Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.
Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования. В процессе воспитания все находится в развитии.
Воспитательный процесс отличается длительностью, так как он длиться всю жизнь.
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.
Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.
В современном
понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие
(сотрудничество) воспитателей и воспитанников,
направленное на достижение заданной
цели.
Воспитательный
процесс имеет ряд особенностей:
1. целенаправленность
2. многофакторность
3. комплексность
4. вариативность и неопределенность
результатов
5. двусторонний характер
6. обратная связь.
1. Прежде всего,
процесс воспитания целенаправленный. Это движение воспитания к
своей цели. Наибольшую эффективность
обеспечивает такая его организация, при
которой цель воспитания превращается
в цель, близкую и понятную воспитаннику.
Именно единством целей, сотрудничеством
при их достижении характеризуется современный
воспитательный процесс.
2.Процесс воспитания - процесс многофакторный,
в нем проявляются многочисленные объективные
и субъективные факторы, обусловливающие
своим совокупным действием невообразимую
сложность данного процесса.
Установлено, что соответствие субъективных
факторов, выражающих внутренние потребности
личности, объективным условиям, в которых
личность живет и формируется, помогает
успешно решать задачи воспитания. Чем
больше по своему направлению и содержанию
совпадают влияния организованной воспитательной
деятельности и объективных условий, тем
успешнее осуществляется формирование
личности.
3. Процесс воспитания - процесс комплексный.
Комплексность в данном контексте означает
единство целей, задач, содержания, форм
и методов воспитательного процесса, подчиненное
идее целостности формирования личности.
Формирование качеств личности происходит
не поочередно, а одновременно, в комплексе,
поэтому и педагогическое воздействие
должно иметь комплексный характер. Это
не исключает, что в какой-то момент приходится
уделять большее внимание тем качествам,
которые по уровню сформированное не соответствуют
развитию других качеств.
Комплексный характер воспитательного
процесса требует соблюдения целого ряда
важных педагогических требований, тщательной
организации взаимодействия между воспитателями
и воспитанниками.
4. Воспитательному
процессу присуща значительная вариативность и
неопределенность результатов. В одних
и тех же условиях результаты могут существенно
отличаться. Это обусловлено действиями
названных выше субъективных факторов:
большими индивидуальными различиями
воспитанников, их социальным опытом,
отношением к воспитанию. Уровень профессиональной
подготовленности воспитателей, их мастерство,
умение руководить процессом также оказывают
большое влияние на его ход и результаты.
5. Процесс воспитания имеет двусторонний
характер. Его течение необычно тем,
что идет в двух направлениях: от воспитателя
к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.
6. Управление
процессом строится главным образом на обратных
связях, т. е. на той информации, которая
поступает от воспитанников. Чем больше
ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее
воспитательное воздействие.
Содержание процесса
воспитания.
Под содержанием воспитания понимают
систему знаний, убеждений, навыков, качеств
и черт личности, устойчивых привычек
поведения, которыми должны овладеть учащиеся
в соответствии с поставленными целями
и задачами.
В последние годы взгляды на содержание
воспитательного процесса быстро и радикально
менялись. Нет единства и сегодня: наше
общество, а вместе с ним и школа переживают
трудный период постижения объективной
истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию
школы, который должен привести к новому
качеству воспитания.
В основе современной
идеологии воспитания лежат следующие
компоненты:
1. реализм целей воспитания
2. совместность деятельности
3. самоопределение
4. личностная направленность
5. добровольность
6. коллективистская направленность.
Реализм целей
воспитания. Реальная цель сегодня - разностороннее
развитие человека, опирающееся на его
способности и дарования. Средство достижения
этой цели - освоение человеком базовых
основ культуры. Отсюда центральное понятие
содержания воспитания - «базовая культура»
личности. Это культура жизненного самоопределения:
экономическая культура и культура труда;
политическая, демократическая и правовая;
нравственная и экологическая, художественная
и физическая; культура семейных отношений.
Совместная деятельность
детей и взрослых. Поиск совместно
с детьми нравственных образцов, лучших
образцов духовной культуры, культуры
деятельности, выработка на этой основе
собственных ценностей, норм и законов
жизни составляют содержание работы воспитателя,
обеспечивая активную личную позицию
школьника в воспитательном процессе.
Самоопределение. Развивающее воспитание
предполагает формирование целостной
личности - человека с твердыми убеждениями,
демократическими взглядами и жизненной
позицией. Важнейший элемент содержания
воспитания - культура жизненного самоопределения
человека. Жизненное самоопределение
- понятие более широкое, чем только профессиональное
и даже гражданское. Культура жизненного
самоопределения характеризует человека
как субъекта собственной жизни и собственного
счастья. Именно в гармонии человека с
самим собой должно идти гражданское,
профессиональное и нравственное самоопределение.
Личностная направленность
воспитания. В центре всей воспитательной
работы школы должны стоять не программы,
не мероприятия, не формы и методы, а сам
ребенок, подросток, юноша - высшая цель,
смысл нашей педагогической заботы. Надо
развивать их индивидуальные склонности
и интересы, своеобразие характеров, чувство
собственного достоинства. Движение от
ближайших интересов воспитанников к
развитию высоких духовных потребностей
должно стать правилом воспитания.
Добровольность.
Без собственной доброй воли воспитанников
не могут быть воплощены сущностные идеи
воспитания: ни идея развития, ни идея
сотрудничества. Воспитательный процесс,
если он организован как принудительный,
ведет к деградации нравственности как
ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать
«воспитываться». Свободная воля воспитанника
проявляется, если воспитатели опираются
на интерес, романтику, чувство товарищеского
и гражданского долга, стремление к самодеятельности
и творчеству.
Коллективистская
направленность. В содержании воспитательной
работы предстоит преодолеть отношение
к коллективу как к сугубо дисциплинарному
средству, способному лишь подавлять личность,
а не возвышать ее духовные, нравственные
силы.
Структура процесса
воспитания:
Процесс воспитания
рассматривается как динамичная система,
где определяется как он зарождался, развивался
и каковы пути его дальнейшего развития
в будущем.
Каждый компонент этой
системы может рассматриваться
как система, создавая свои
компоненты. Системный подход к
анализу воспитательного
1. Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:
- цель и задачи;
-
содержание воспитательного
-
условия протекания
- взаимодействие воспитателей и воспитанников;
- методы, применяемые в воспитательном процессе;
-
формы воспитательной
- этапы (стадии) развития процесса во времени и мн. др.
2. По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет совокупности задач, на решение которых направлен процесс.
В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:
-
целостное воспитание личности
с учетом цели всестороннего
гармонического развития
-
формирование нравственных
-
приобщение школьников к
-
воспитание жизненной позиции,
соответствующей
-
развитие склонностей,
-
организацию познавательной
-
организацию личностной и
-
развитие важнейшей социальной
функции личности – общение
в изменяющихся условиях
В структуре воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя - самовоспитание, вторая - внешнее воспитательное влияние.
Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности ребенка. Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, у ребенка складывается характер, жизненная позиция, появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса. Вне зависимости от его нравственного поведения, интересов и образования, взрослый человек воздействует на ребенка уже тем, что живет, действует. Тем более взрослые оказывают влияние на ребенка, когда осознают смысл и цели своей жизни, ощущают ответственность за свои поступки, осуществляют свое духовно-нравственное и физическое совершенствование.
Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Дети не только постоянно участвуют во взрослом коллективе, но и создают, объединяются сами в коллективы. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы.
Вместе с тем, взрослые способствуют осознанию детьми социально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные ситуации, которые возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности отношения. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.
Информация о работе Воспитательный процесс. Цель, сущность, структура