Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 16:18, реферат
Цель исследования – изучить теоретические аспекты восприятия в общей психологии.
Задачи исследования:
1.Проанализировать сущность восприятия.
2. Дать характеристику основным понятиям исследования.
3.Изучить методы исследования в психологии.
Обработка и анализ результатов.
По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.
2.2 Узнавание фигур.
Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.
Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.
Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).
Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».
Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
где «М» - число правильно узнанных фигур,
«N» - число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.
2.3. Иллюзии установки.
Существует определенный вид иллюзий восприятия, классическими примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины. Можно выделить следующие черты ситуаций и свойств возникающих иллюзий.
1. Перед испытуемым ставится задача сравнительной оценки пары объектов по какому-либо параметру: весу, объему, размеру.
2. Опыт состоит из двух
серий: предварительной, или установочной,
и основной – контрольной. Цель
предварительной серии –
3. В предварительной серии предъявляется пара заведомо разных объектов, в контрольной – пара одинаковых.
4. В контрольной серии
испытуемый обычно допускает
ошибку в направлении
3 – твердо уверен;
1 – не уверен. В предварительной
серии предъявляется 8 одинаковых
проб. Контрольная серия. Испытуемому
без предупреждения
2.4 Тест Мюнстерберга на восприятие.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются
слова. Ваша задача - просматривая строку
за строкой, как можно быстрее найти эти
слова. Найденные слова подчеркивайте.
Время выполнения задания - 2 мин.
БЛАНК:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияе
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщь
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъваф
ослдспектакльячсмитьбюжюерадос
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэжд
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдш
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуй
хьфтасенлабораториягщдщнруцтрг
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмст
Оценка результатов: Методика направлена на определение
избирательности внимания. Оценивается
количество выделенных слов и количество
ошибок, то есть пропущенных и неправильно
выделенных слов.
В тексте содержится 25 слов.
Ключ:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновость
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияе
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщь
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъваф
ослдспектакльячсмитьбюжюерадос
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэжд
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдш
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуй
хьфтасенлабораториягщдщнруцтрг
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмст
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.
Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ